Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 июня 2007 г. N Ф09-4591/07-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2008 г. N Ф09-1756/08-С4
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 2007 г. N 9463/07
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2007 г. N 12529/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 августа 2007 г. N Ф09-6171/07-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2005 г. N Ф09-665/05АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.11.2006 по делу N А76-12296/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с индивидуального предпринимателя Малявкина Ивана Анатольевича (далее - предприниматель, налогоплательщик) единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 2221,14 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 447345 руб., соответствующих пени, а также штрафа, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 5001,15 руб. за неполное перечисление суммы налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) налоговым агентом и соответствующих пени.
Предпринимателем подано встречное заявление о признании недействительным решения инспекции от 25.01.2006 N 4 в части доначисления НДС за 2002 г. в сумме 447345 руб. и пени по данному налогу в сумме 321345,35 руб.
Решением суда от 24.11.2006 требования инспекции удовлетворены в части взыскания пени по НДФЛ в сумме 4610,48 руб. и штрафа по ст. 123 Кодекса в сумме 2354,67 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Встречное заявление предпринимателя судом удовлетворено полностью.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя, в том числе на предмет правильности исчисления и своевременной уплаты НДС за период с 01.01.2002 по 30.06.2005, ЕСН за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, НДФЛ за период 01.01.2002 по 11.08.2005 инспекцией составлен акт от 20.12.2005 N 61 и принято решение от 25.01.2006 N 4 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Кодекса, за неполное перечисление НДФЛ и доначислении ЕСН, НДС и соответствующих пени.
Основанием для начисления предпринимателю НДС за 2002 г. послужил вывод инспекции о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате в бюджет указанного налога.
В 2002 г. предприниматель осуществлял свою деятельность, применяя упрощенную систему налогообложения, в связи с чем в силу Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не являлся плательщиком НДС.
Из материалов проверки следует, что в 2002 г. предприниматель производил реализацию товара с выставлением в адрес покупателей счетов-фактур и выделением в них сумм НДС.
Данные обстоятельства являлись предметом судебного разбирательства по делу N А76-2287/03-39-165. Судом установлено наличие обязанности у предпринимателя по уплате в указанный период оспариваемой суммы НДС. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2003, вступившим в законную силу, налог взыскан с налогоплательщика в сумме 491124 руб. с начисленной на них пени.
При проверке доводов инспекции по настоящему делу судами установлено и материалами дела подтверждено, что размер предъявленного по счетам-фактурам НДС налоговым органом отражен в решении без учета взысканных по судебному акту сумм налога и пени.
Таким образом, выводы судов о неправомерности обжалуемого решения налогового органа в части доначисления НДС и пени являются обоснованными.
Исчисление ЕСН за 2002 г. производилось налоговым органом в соответствии с п. 2 ст. 236 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ), согласно которому для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и с учетом положений п. 3 ст. 237 Кодекса. Согласно данной норме налоговая база определяется для индивидуальных предпринимателей как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Суды, сославшись на положения ст. 9 Федерального закона Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", указали на отсутствие у предпринимателя обязанности исчислять ЕСН исходя из валовой выручки, поскольку Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ, вступивший в силу с 01.02.2002, создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшим порядком.
Выводы судов соответствуют материалам дела и закону.
Согласно п. 2 ст. 236 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) для индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения по ЕСН в 2001 г. признавался доход, определяемый исходя из стоимости патента.
В силу Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" для индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, годовая стоимость приобретенного патента являлась фиксированным платежом.
В 2002 г. положения п. 2 ст. 236 Кодекса претерпели изменения в связи с введением в действие Федерального закона от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ. Объектом налогообложения по ЕСН для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, стала признаваться валовая выручка, что повлекло за собой объективное увеличение суммы начисляемого налога.
Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что в 2002 г. налогообложение доходов предпринимателя производилось по упрощенной системе налогообложения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 9 Закона, суды пришли к правильному выводу о том, что в 2002 г. объект налогообложения по ЕСН для предпринимателя, применявшего упрощенную систему налогообложения, должен был определяться исходя из стоимости патента, удостоверяющего право применения упрощенной системы налогообложения в 2002 г., поскольку изменения, внесенные в п. 2 ст. 236 Кодекса Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ, повлекли за собой отягощение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных ранее даты введения в действие указанной нормы.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что ЕСН за 2002 г. был исчислен предпринимателем в соответствии с положениями п. 2 ст. 236 Кодекса и уплачен в бюджет в полном объеме в установленный срок.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, об отказе во взыскании пени и уменьшении арбитражным судом Челябинской области размера штрафа, предусмотренного ст. 123 Кодекса, были предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.11.2006 по делу N А76-12296/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что в 2002 г. налогообложение доходов предпринимателя производилось по упрощенной системе налогообложения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 9 Закона, суды пришли к правильному выводу о том, что в 2002 г. объект налогообложения по ЕСН для предпринимателя, применявшего упрощенную систему налогообложения, должен был определяться исходя из стоимости патента, удостоверяющего право применения упрощенной системы налогообложения в 2002 г., поскольку изменения, внесенные в п. 2 ст. 236 Кодекса Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ, повлекли за собой отягощение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных ранее даты введения в действие указанной нормы.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что ЕСН за 2002 г. был исчислен предпринимателем в соответствии с положениями п. 2 ст. 236 Кодекса и уплачен в бюджет в полном объеме в установленный срок.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, об отказе во взыскании пени и уменьшении арбитражным судом Челябинской области размера штрафа, предусмотренного ст. 123 Кодекса, были предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2007 г. N Ф09-4591/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника