Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8139/08-С3
Дело N А07-8811/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2009 г. N Ф09-7186/09-С5
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2009 г. N Ф09-8139/08-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2009 г. N Ф09-8083/08-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2009 г. N Ф09-3141/09-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2009 г. N Ф09-10517/08-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2009 г. N Ф09-10517/08-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8121/08-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 ноября 2008 г. N Ф09-8083/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Уфимский электроламповый завод - Свет" (далее - общество, заявитель) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.08.2008 по делу N А07-8811/08.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) - Гаймалеев Д.Р. (доверенность от 23.04.2008 N 02-08/7605).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 30.05.2008 N 1251 о взыскании налогов (сборов), пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках от 30.05.2008 N 1251; решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке от 30.05.2008 N 3008-3016; инкассовых поручений от 30.05.2008 N 5067-5070.
Определением суда от 18.08.2008 производство по делу прекращено.
В порядке апелляционного производства определение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанное определение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, у суда отсутствовали основания для прекращения производства по делу, установленные в ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приостановление актов налогового органа является временной мерой и не свидетельствует об устранении нарушений его прав.
Как следует из оспариваемого определения, суд, прекращая производство по делу, указал на отсутствие предмета спора, поскольку во исполнение определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2008 по делу N А07-7633/08 о введении в отношении общества процедуры наблюдения, действия оспариваемых ненормативных актов налогового органа были приостановлены решениями инспекции от 25.06.2008, в связи с чем, принудительные действия по взысканию денежных средств на счетах налогоплательщика в банках налоговым органом не производятся.
Суд кассационной инстанции полагает, что у суда не было оснований для прекращения производства по делу на основании следующего.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным означает одновременно признание этого акта не порождающим правовые последствия с момента принятия.
По смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, но лишь в том случае, если указанным актом были нарушены законные права и интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18 информационного письма от 22.12.2005 N 99.
Между тем, судом в ходе рассмотрения дела не выяснялось, нарушали ли законные права и интересы заявителя оспариваемые ненормативные акты на момент их принятия. Кроме того, оспариваемые решения не были отменены, приостановление их действия не свидетельствует об их аннулировании и отсутствии нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, а также не может быть расценено в качестве добровольного устранения налоговым органом последствий принятия незаконных решений.
Поскольку оспариваемые решения налогового органа являются действующими, нарушающими, по мнению заявителя, его права и законные интересы, дело должно было быть рассмотрено по существу на соответствие оспариваемых ненормативных актов налогового органа нормам действующего налогового законодательства.
С учетом изложенного жалоба заявителя подлежит удовлетворению, оспариваемое определение - отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст. 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.08.2008 по делу N А07-8811/08 отменить, дело направить в Арбитражный суд Республики Башкортостан для рассмотрения по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, но лишь в том случае, если указанным актом были нарушены законные права и интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18 информационного письма от 22.12.2005 N 99.
...
Поскольку оспариваемые решения налогового органа являются действующими, нарушающими, по мнению заявителя, его права и законные интересы, дело должно было быть рассмотрено по существу на соответствие оспариваемых ненормативных актов налогового органа нормам действующего налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8139/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника