Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 октября 2009 г. N Ф09-7563/09-С6
Дело N А76-1839/2009-51-84
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2011 г. N Ф09-4319/11 по делу N А76-22052/2010
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2011 г. N 18АП-1795/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2010 г. N Ф09-7563/09-С6 по делу N А76-1839/2009-51-84-9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Купреенкова В.А., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (далее - управление архитектуры) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2009 по делу N А76-1839/2009-51-84 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Беляева Александра Кирилловича (далее - предприниматель) Сеничева Т.В. (доверенность от 31.03.2009).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации г. Челябинска (далее - администрация) и управлению архитектуры о признании незаконными действий управления архитектуры, выраженных в сообщении от 05.11.2008 N 9329/юр о невозможности оформления документов для предварительного согласования места размещения въезда-выезда для строительства автомойки по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска, нарушившие право предпринимателя на получение указанного земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; восстановить нарушенное право на предоставление земельного участка для организации въезда-выезда для строительства автомойки по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска с предварительным согласованием места размещения объекта, восстановить право на рассмотрение заявления органом местного самоуправления, уполномоченным на рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков; обязать управление архитектуры направить заявление о предоставлении земельного участка для организации въезда-выезда для строительства автомойки по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска с предварительным согласованием места размещения объекта на рассмотрение градостроительной комиссии при администрации; обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов - обеспечить оформление предпринимателю акта выбора земельного участка площадью 249 кв.м (площадь определена согласно проекта строительства, может быть скорректирована при оформлении документов) для строительства сооружения въезда-выезда с проектируемой автомойки по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска, размещаемой на земельном участке площадью 0,1186 га с кадастровым номером 74:36:02 12 004:0025, и обеспечить принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 1, л. д. 118-123).
Определением суда от 10.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комиет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2009 (судья Забутырина Л.В.) заявленные требований удовлетворены. Действия управления архитектуры, выраженные в сообщении о невозможности оформления документов для предварительного согласования места размещения въезда-выезда для строительства автомойки по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска, признаны незаконными. На администрацию возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка на основании документов, предоставленных предпринимателем 17.10.2008, а также не основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами; оформить результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства сооружения въезда-выезда с проектируемой автомойки по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска, размещаемой на земельном участке площадью 0,1186 га с кадастровым номером 74:36:02 12 004:0025, с приложением утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка в тридцатидневный срок с момента вынесения решения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 (судьи Баканов В.В., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда изменено. Абзац второй резолютивной части изложен в следующей редакции: "Признать незаконными, не соотвествующими нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации действия управления архитектуры, выраженные в сообщении от 05.11.2008 N 9329/юр в адрес предпринимателя о невозможности оформления документов для предварительного согласования места размещения въезда-выезда для строительства автомойки по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление архитектуры просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным документам, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя, судами не оценены доводы, содержащиеся в оспариваемом письме от 05.11.2008 N 9329/юр, и не указано каким нормам действующего законодательства они противоречат. Также заявитель указывает, что судами не принято во внимание, что в заявлении предпринимателя о предоставлении земельного участка отсутствуют сведения о площади истребуемого земельного участка, праве на котором земельный участок должен быть предоставлен, объекте, который предполагается разместить на указанном земельном участке и месте расположения данного объекта. Кроме того, судами не конкретизировано в отношении какого земельного участка администрация обязана обеспечить выбор, и не принято во внимание, что в соответствии с представленной предпринимателем схемой строительство въезда-выезда планируется на земельных участках, находящихся в пользовании у обществ с ограниченной ответственностью "Вымпел" и "Кепяк".
Как установлено судами при рассмотрении спора, постановлением главы администрации от 24.03.2005 N 472-п предпринимателю утвержден акт выбора земельного участка N 000933-02-2005 (проект границ земельного участка) и предварительно согласовано место размещения автомойки по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска. Данным постановлением предпринимателю предписано разработать, согласовать и утвердить проект автомойки, а также совместно с индивидуальным предпринимателем Островской Данией Гусмановной разработать проект планировки территории, прилегающей к ул. Первой Пятилетки от ул. Горького до ул. Героев Танкограда, согласовать и утвердить его в установленном порядке.
Постановлением первого заместителя главы города от 06.07.2006 N 768-п предпринимателю в аренду сроком на два года предоставлен земельный участок площадью 0,1186 га, кадастровый номер 74:36:02 12 004:0025, из земель поселений (жилая зона) для строительства автомойки по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска.
На основании данного постановления 10.07.2006 между комитетом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) подписан договор УЗ N 008260-К-2006 аренды указанного земельного участка на срок два года. Земельный участок передан предпринимателю по акту приема-передачи от 10.07.2006. Дополнительным соглашением от 12.09.2008 N 1 к названному договору срок его действия продлен до 06.07.2011.
Главным архитектором города 03.04.2008 (исх. N 12177) утверждено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта автомойки по ул. Первой пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска.
Предприниматель обратился к главе г. Челябинска с заявлением, в котором указал, что на основании разработанного проекта автомойки площадь земельного участка для строительства увеличилась, поскольку необходима организация въезда и выезда на территорию автомойки, в связи с чем просил сформировать по акту выбора земельный участок въезда-выезда либо внести соответствующие изменения в постановление от 06.07.2006 N 768-п. К заявлению были приложены постановление от 06.07.2006 N 768-п, письмо от 26.08.2008 N 10-9598/08-02, схема запрашиваемого участка, анкета застройщика, проект автомойки, паспорт гражданина. Заявление поступило в администрацию 17.10.2008, входящий N 10-12749/08-00.
Управление архитектуры в ответ на данное заявление предпринимателя направило ему письмо от 05.11.2008 N 9329/юр, в котором сообщило, что заявление предпринимателя снимается с исполнения, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются с предварительным согласованием места размещения объектов для строительства, предоставление земельных участков для организации подъездных путей с предварительным согласованием места размещения объекта Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено; срок действия постановления N 768-н истек, основания для внесения каких-либо изменений в него отсутствуют; размещение автомойки, в т.ч. подъездных путей, не входит в основные виды разрешенного использования земельных участков в зоне В 1.3.2 в соответствии с Правовым зонированием; предполагаемое строительство на участке, смежном с территорией муниципального учреждения здравоохранения "Городскя клиническая больница N 8N , противоречит п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-ОЗ.
Полагая, что отказ в предварительном согласовании места размещения въезда-выезда для строительства автомойки не является законным, влечет для предпринимателя невозможность дальнейшего оформления документов для предварительного согласования места размещения объекта и получения земельного участка для строительства, последний обратился в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что предпринимателем были предоставлены администрации все документы, необходимые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Временным порядком оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3, в то же время администрация и управление архитектуры не представили доказательств соответствия оспариваемого отказа действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
В силу ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
На основании ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, а также обоснования принятых судом решений.
Суды констатировали, что предпринимателем администрации представлены все документы, необходимые для предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом судом не оценены мотивы, на основании которых управление архитектуры указало на невозможность предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации определяется порядок предоставления земельных участков для строительства объектов.
Судами оставлено без внимания, что в письме управления архитектуры от 05.11.2008 N 9329/юр указано, что предоставление земельных участков для организации подъездных путей с предварительным согласованием места размещения объекта Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Кроме того, администрация в своем отзыве от 23.03.2009 (т. 1, л. д. 74, 75) указала, что предприниматель просит сформировать земельный участок не для строительства, а для организации въезда и выезда на территорию автомойки (заявление предпринимателя; т. 1, л. д. 124).
Судами оценка данным обстоятельствам и доводам не дана.
Судами также не выяснено, на основании каких данных предпринимателем сделан вывод о недостаточности уже предоставленного ему земельного участка для функционирования автомойки, не оценено, являются ли эти данные обоснованными.
Не исследован судами вопрос о наличии правовых оснований для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (в том числе для выполнения отдельных этапов этого предоставления) в порядке, предусмотренном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что данная норма предусматривает предоставление земельных участков для строительства.
Кроме того, судами не установлено, какие права предпринимателя нарушены отказом в предоставлении ему дополнительного земельного участка.
Выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
При таких обстоятельствах, с учетом ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Челябинской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, исследовать имеющиеся в материалах дела документы в совокупности, дать им правовую оценку в соответствии с законодательством и разрешить спор в соответствии с законом.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2009 по делу N А76-1839/2009-51-84 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды констатировали, что предпринимателем администрации представлены все документы, необходимые для предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом судом не оценены мотивы, на основании которых управление архитектуры указало на невозможность предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации определяется порядок предоставления земельных участков для строительства объектов.
Судами оставлено без внимания, что в письме управления архитектуры от 05.11.2008 N 9329/юр указано, что предоставление земельных участков для организации подъездных путей с предварительным согласованием места размещения объекта Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
...
Не исследован судами вопрос о наличии правовых оснований для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (в том числе для выполнения отдельных этапов этого предоставления) в порядке, предусмотренном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что данная норма предусматривает предоставление земельных участков для строительства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2009 г. N Ф09-7563/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника