Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 сентября 2010 г. N Ф09-5998/10-С1 по делу N А60-54263/2009-С9
Дело N А60-54263/2009-С9
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2010 г. N Ф09-5998/10 по делу N А60-54263/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Березово" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2009 по делу N А60-54263/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Рожков Ю.А. (директор; протокол от 25.03.2009 N 1).
Представители Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - региональное отделение), участвующего в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От регионального отделения поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Березово", правопреемником которого является общество, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения от 21.10.2009 N 62-09-424/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 29.12.2009 (судья Морозова Г.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 (судьи Осипова С.П., Грибиниченко О.Г., Ясикова Е.Ю.) произведена замена открытого акционерного общества "Березово" на общество с ограниченной ответственностью "Березово".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 (судьи Осипова С.П., Грибиниченко О.Г., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 25.1 Кодекса, Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом общество ссылается на то, что с 01.04.2009 оно, имея форму "открытое акционерное общество", находилось в процессе реорганизации в форме преобразования, а с 22.10.2009 - деятельность общества в форме открытого акционерного общества прекращена.
Как следует из материалов дела, региональным отделением в ходе осуществления контроля за соблюдением обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах выявлен факт непредставления обществом в регистрирующий орган в установленный срок заявления на государственную регистрацию выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании общества с приложением документов, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления региональным отделением в адрес общества предписания от 03.07.2009 N 62-09-АК-06/6926 о необходимости устранения в срок до 03.09.2009 допущенных нарушений требований законодательства Российской Федерации путем представления в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании общества, оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н.
В связи с неисполнением обществом предписания от 03.07.2009 N 62-09-АК-06/6926 в добровольном порядке в установленный срок региональным отделением в отношении общества составлен протокол от 05.10.2009 N 62-09-668/пр-ап об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 21.10.2009 N 62-09-424/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 550 000 руб.
Считая постановление регионального отделения от 21.10.2009 N 62-09-424/ПН о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия в действиях регионального отделения нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В силу п. 5.3.7 названного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
На основании п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предписание регионального отделения от 03.07.2009 N 62-09-АК-06/6926 обществом в добровольном порядке в установленный срок не исполнено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч. 1, 2 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и фактические обстоятельства дела в их совокупности, суды установили, что о времени и месте составления протокола от 05.10.2009 N 62-09-668/пр-ап об административном правонарушении и вынесения постановления от 21.10.2009 N 62-09-424/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, общество извещено надлежащим образом.
При этом судами отмечено, что уведомление от 04.09.2009 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено обществом 11.09.2009, а определение от 07.10.2009 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 62-09-702/ап-19.5 - 13.10.2009.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях регионального отделения по привлечению общества к административной ответственности нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, признания незаконным и отмены оспариваемого постановления регионального отделения от 21.10.2009 N 62-09-424/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, являются правомерными.
Довод общества, изложенный в кассационной жалобе, о том, что им в региональное отделение заявлялось ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения предписания от 03.07.2009 N 62-09-АК-06/6926, был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую правовую оценку.
Согласно п. 23.4.4 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, в случае непредставления организацией в установленные сроки информации об устранении нарушений управление надзора устанавливает, в частности, возможность продления сроков устранения нарушений в случае наличия уважительных (объективных) причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения.
Судами при рассмотрении спора установлено, что заявленное обществом ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения касается иного предписания - от 06.11.2008 N 11446-003/04.
Между тем, основанием для вынесения региональным отделением постановления от 21.10.2009 N 62-09-424/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, явилось неисполнение последним предписания от 03.07.2009 N 62-09-АК-06/6926.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что с 01.04.2009 оно, имея форму "открытое акционерное общество", находилось в процессе реорганизации в форме преобразования, а с 22.04.2009 - деятельность общества в форме открытого акционерного общества прекращена, подлежит отклонению.
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству серии 02 N 005622765 открытое акционерное общество "Березово" с 01.04.2009 находится в процессе реорганизации в форме преобразования.
Согласно свидетельству серии 45 N 001146479 открытое акционерное общество "Березово" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования с 22.10.2009.
Между тем, административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, выразившееся в неисполнении предписания регионального отделения от 03.07.2009 N 62-09-АК-06/6926 совершено обществом 03.09.2009, то есть в период, в который общество осуществляло свою деятельность в форме открытого акционерного общества и должно было выполнять установленные действующим законодательством обязанности.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2009 по делу N А60-54263/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Березово" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2010 г. N Ф09-5998/10-С1 по делу N А60-54263/2009-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника