Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 ноября 2010 г. N А60-29302/2010-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2011 г. N Ф09-2513/11 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 апреля 2011 г. N А60-34814/2010
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Предприятие-Комплекс "Молодежный" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным решения и незаконным предписания антимонопольного органа,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО "Свердловэнергосбыт", РЭК Свердловской области, ЗАО "Горэлектросеть", Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Сысолин Константин Александрович, Сысолина Ольга Александровна,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - С.Н. Солодовникова, директор, паспорт 65 02 680299, выписка из протокола N 2 от 11.01.2010 г.; Васильева С.А., представитель по доверенности от 25.10.2010 г.;
от заинтересованного лица - Н.О. Курбатова, специалист-эксперт, по доверенности от 06.11.2009 г., удостоверение N 5364;
от третьего лица (Сысолин Константин Александрович) - Сысолин К.А., паспорт;
от третьего лица (Сысолина Ольга Александровна) - Сысолина О.А., паспорт.
ОАО "Свердловэнергосбыт", ЗАО "Горэлектросеть", Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, РЭК Свердловской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в судебное заседание не явились.
ОАО "Свердловэнергосбыт" в представленном отзыве заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие-Комплекс "Молодежный" просит признать недействительным и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу N 18 от 05.07.2010 г., которым в действиях заявителя признаны факты нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), и признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 05.07.2010 г. N 18.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном суду отзыве.
Третье лицо - РЭК Свердловской области представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое решение и предписание законными, ссылаясь на наличие в действиях заявителя нарушения действующего порядка ценообразования.
Третье лицо - ОАО "Свердловэнергосбыт" представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на необоснованный отказ ООО "ПК "Молодежный" в выдаче гражданам Сысоевым и ОАО "Свердловэнергосбыт" акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Сысолиным К.А., Сысолиной О.А. отзывы по делу не представлены, с заявленными требованиями не согласны, ссылаясь на нарушениях ООО "ПК "Молодежный" их прав как потребителей электрической энергии.
Третьими лицами - ЗАО "Горэлектросеть", Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области отзывы не представлены.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
На основании обращения гр. Сысолина К.А. и гр. Сысолиной О.А. от 29.01.2010 б\н (вх. N 01-777 от 01.02.2010) приказом Свердловского УФАС России N 125 от 24.03.2010 г. возбуждено дело N 18 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела Комиссией Свердловского УФАС России принято 05.07.2010 г. решении, которым в действиях ООО ПК "Молодежный" признаны факты нарушений:
- части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в создании препятствий перетоку через объекты электросетевого хозяйства ООО "ПК "Молодежный" электрической энергии для энергоустройств гр. Сысолина К.А. и гр. Сысолиной О.А. в жилом доме по ул. Отрадная, 47 г. Первоуральска и последующее бездействие по возобновлению ранее существовавшего режима потребления электрической энергии, что ущемляет интересы указанных граждан;
- п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в отказе (уклонении) от выдачи заявителям Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, ранее технологического присоединенного объекта: индивидуального жилого дома по адресу Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Отрадная, д. 47, что препятствует заключению (исполнению) энергоустройств гр. Сысолину К.А. и гр. Сысолиной О.А. договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (ОАО "Свердловэнергосбыт");
- п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в нарушении порядка ценообразования путем взимания на основании договоров оказания услуг платы "за организационное обслуживание" по ставке 0,25 коп. за 1 кВт/ч, что не предусмотрено действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов и противоречит ст. 5 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п. 2 ст. 23 ФЗ "Об электроэнергетике", п. 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
Для устранения выявленных нарушений Свердловским УФАС России выдано ООО ПК "Молодежный" предписание N 18 от 05.07.2010 г., согласно которому обществу предписано:
- восстановить прежнюю схему внешнего электроснабжения в жилом доме по ул. Отрадная, 47 в г. Первоуральске, существовавшую до демонтажа 08.04.2010 г. электрического кабеля ВЛ, через который осуществлялся переток электрической энергии и впредь не препятствовать его перетоку;
- направить гр. Сысолину К.А. и гр. Сысолиной О.А., подписанный со своей стороны проекта Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в целях энергоснабжения индивидуального жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Отрадная, д. 47;
- прекратить взимание с потребителей электрической энергии платы за переток электрической энергии под видом платы "за организационное обслуживание" на покрытие расходов ООО ПК "Молодежный" по содержанию в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей, до утверждения исполнительным органом государственной власти в сфере государственного регулирования тарифами тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Считая данное решение и предписание Свердловского УФАС России незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив представленные доказательства, и проанализировав все обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом руководствуется следующим.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться как в судебном, так и в административном порядке.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" установлено, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.
Федеральный закон "О защите конкуренции" формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона, а именно установлен запрет на совершение действий, результатом которых являются или могут являться, в том числе ущемление интересов других лиц.
Часть 5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" указывает, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Часть 1 ст. 4 Федерального Закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит услуги по передаче электрической энергии к естественно монопольным видам деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
При этом под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике").
Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 г. N 229) к оборудованию, непосредственно используемому для передачи, преобразования и распределения электрической энергии, относятся электротехническое оборудование, непосредственно участвующее в указанных технологических процессах, а также основные здания и сооружения генерирующих и электросетевых организаций.
Из материалов дела следует, что согласно разрешению на допуск в эксплуатацию МТУ Ростехнадзора по УрФО от 02.10.2009 г. N 12-34/4009 ООО ПК "Молодежный" владеет следующими объектами электросетевого хозяйства: внешнее электроснабжение 6 кВ пос. Молодежный: от яч. N 4А ПУ-бкВ ТП-14 (Госпиталь) кабель ААБЛ 3x120, длиной 520 м в земляной траншее; ВЛ-6 кВ проводом АС-70, на ж/бетонных опорах, длиной 3500м; комплектная трансформаторная подстанция КТПН-160-6/0,4 (1 шт.) комплектные трансформаторные подстанции КТПН-160-6/0,4 (1 шт.) комплектные трансформаторные подстанции КТПН-250-6/0,4 (3 шт.); разъединители типа РЛНД 1-10/400 (4 шт.).
Между ООО ПК "Молодежный" и ЗАО "Горэлектросеть" разграничена балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность по договору электроснабжения N 1978 от 01.07.2003 г. Присоединенная мощность - 100 кВ*А. Разрешенная к потреблению мощность - 80 кВт. Граница проходит по зажимам ответвительной опоры N 61 ВЛ-6,0 кВ ВЛ-6,0 кВт.
Согласно Приложению N 2 к договору электроснабжения N 1978 от 01.07.2003 г.: потребителем является: "жилой комплекс"; адрес потребителя: г. Первоуральск, п. Молодежный; источник питания: РП-3, РУ-6,0 кв. а/ Пильная;
Граница балансовой принадлежности (ГБП): на зажимах ответвительной опоры N 32 ВЛ-6,0 кВ а/ Пильная с ТП-14 "Госпиталь яч. 4а. Фактическое напряжение на ГПБ 6,0 кВ.
Кроме того, решением мирового судьи судебного участка N 5 города Первоуральска Свердловской области от 28.09.2009 г. по гражданскому делу N 2-1192/2009 установлено, что ООО ПК "Молодежный" является собственником электрических сетей, расположенных на территории поселка "Молодежный" в городе Первоуральске.
Согласно п. 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530) услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
В соответствии с п. 5 Правил недискриминационного доступа под опосредованным присоединением к электрической сети понимается такое присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации, когда такое присоединение осуществлено через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевой организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" иной владелец объектов электросетевого хозяйства, которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Также, согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, ред. от 26.07.2007 г.) (далее - Правила недискриминационного доступа) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Таким образом, ООО "ПК "Молодежный" как собственник объектов электросетевого хозяйства является хозяйствующим субъектом, участвующим в осуществлении естественно-монопольного вида деятельности (передача электрической энергии), следовательно, обязано соблюдать запреты и ограничения, предъявляемые к субъектам естественных монополий антимонопольным законодательством и законодательством об электроэнергетике.
Как следует из материалов дела, гр. Сысолин К.А. приобрел у гр. Крысановой Т.П. по договору купли-продажи от 20.07.2007 г. (свидетельство о государственной регистрации от 06.08.2007г. N 66 АВ 973285) объект индивидуального строительства, общей площадью 181,3 кв.м. по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Отрадная, д. 47.
Предыдущим владельцем указанного жилого дома гр. Крысановой Т.П. 05.11.2003 г. был заключен договор N 07-09 оказания услуг с ООО ПК "Молодежный", предметом которого является электроснабжение дома (п.п. "а" п. 1.1 договора) и организационное обслуживание (п.п. "б" п. 1.1 договора).
На заявление гр. Сысолина К.А. от 14.12.2007 г. о перезаключении договора на электроснабжение ООО ПК "Молодежный" 29.12.2007 г. дало отказ по причине задолженности по оплате электрической энергии, возникшей у предыдущего собственника за период с августа 2007 г. по декабрь 2007 г., а также в виду отсутствия договора на предоставление прав пользования дорогами.
Последовавшая после данного обращения гр. Сысолина К.А. переписка между ООО ПК "Молодежный" и гр. Сысолиным К.А. по вопросу заключения договора электроснабжения либо пролонгации договора N 07-09 оказания услуг от 05.11.2003 г. к результату не привела.
При этом ООО ПК "Молодежный" неоднократно направлялись в адрес гр. Сысолина К.А. уведомления об отключении электроэнергии в связи с тем, что имеется задолженность по оплате электроэнергии, а также в связи с наличием внедоговорного потребления электроэнергии.
Гражданин Сысолин К.А. вновь 15.01.2010 г. письменно обратился в ООО ПК "Молодежный" для заключения договора электроснабжения жилого дома в связи с окончанием срока действия договора N 07-09 от 05.11.2003 г.
ООО ПК "Молодежный" 21.01.2010 г. направило гр. Сысолину К.А. письмо, в котором сообщило, что для заключения договора недостаточно следующих сведений:
- технических данных прибора учета, сведения о метрологической проверке;
- однолинейной схемы внутреннего электроснабжения дома и хозяйственных построек;
- документа о пригодности жилого дома для проживания;
- разрешения на присоединение к сетям предприятия;
- справка о членстве в НП "Управление имущественным комплексом п. Молодежный",а также направило проект договора электроснабжения на 2010 год.
В связи с возникшими разногласиями сторон по условиям договора, договор электроснабжения между ООО ПК "Молодежный" и гр. Сысолиным К.А. заключен не был.
При этом 08.04.2010 года ООО ПК "Молодежный" осуществил демонтаж электрического кабеля ВЛ, посредством которого осуществляется переток электрической энергии на энергопринимающие устройства в жилом доме по ул. Отрадная, 47 г.Первоуральска. Демонтаж произведен в границах эксплуатационной ответственности ООО ПК "Молодежный" силами общества и не отрицается им.
Указанный факт подтвержден заявителем в судебном заседании.
Между гр. Сысолиным К.А. (собственником жилого дома) и ОАО "Свердловэнергосбыт" (поставщиком электрической энергии) 09.04.2010 г. заключен договор электроснабжения N 173096016.
Однако исполнение данного договора не возможно, ввиду создания ООО ПК "Молодежный" препятствий перетоку электрической энергии путем демонтажа электрического кабеля ВЛ.
На момент рассмотрения материалов антимонопольного дела Комиссией Свердловского УФАС России требования гр. Сысолина К.А. и гр. Сысолиной О.А. о возобновлении схемы электроснабжения ООО ПК "Молодежный", как несущего эксплуатационную ответственность за демонтированную часть электрических сетей (ВЛ), удовлетворены не были.
Отсутствие прежней схемы электроснабжения лишило возможности указанных граждан получать электрическую энергию от поставщика электрической энергии ОАО "Свердловэнергосбыт".
Согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
Как следует из материалов дела, доказательств того, что органами государственного энергетического надзора выдавались предписания ввиду неудовлетворительного состояния энергетических установок абонента (гр. Сысолина К.А.), как и соглашение сторон (гр. Сысолина К.А.и ООО ПК "Молодежный") о перерыве в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии заявителем не представлено.
Кроме того, п. 161 Правил функционирования розничных рынков установлен закрытый перечень оснований для ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно п. "а" п. 161 Правил функционирования розничных рынков ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств).
В соответствии с п. 163 Правил функционирования розничных рынков полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации. При отсутствии такой возможности прекращение подачи электрической энергии осуществляется путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от электрической сети. Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления не может рассматриваться как новое технологическое присоединение и не требует заключения нового договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, за исключением случаев введения ограничения режима потребления в результате самовольного присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети сетевой организации.
При этом в соответствии с п. 167 Правил функционирования розничных рынков в случае отсутствия технической возможности введения полного или частичного ограничения режима потребления и отказа потребителя самостоятельно произвести ограничение режима потребления сетевая организация (иной собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства) вправе произвести необходимые переключения в энергопринимающих устройствах такого потребителя в присутствии уполномоченного представителя гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) и потребителя (его представителя). Порядок проведения таких переключений определяется договором оказания услуг по передаче электрической энергии (договором энергоснабжения).
В силу п. 181 Правил функционирования розничных рынков введение ограничения режима потребления электрической энергии без согласования с потребителем допускается в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.
Ограничение энергоснабжения в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов связано с рядом особенностей.
Во-первых, ограничение вводится только при условии невозможности предотвращения негативных последствий путем использования технологических резервов мощности или изменения режима потребления с регулируемой нагрузкой.
Во-вторых, аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийных отключений, а также посредством действия аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Таким образом, ООО "ПК "Молодежный" произведены действия по созданию препятствий перетоку через его объекты электрической энергии для энергоустройств гр. Сысолина К.А. и гр. Сысолиной О.А. в жилом доме по ул. Отрадная, 47 г. Первоуральска, а также последующее бездействие по возобновлению ранее существовавшего режима потребления электрической энергии, что противоречит пункту 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", а также пункту 6 Правил недискриминационного доступа, в результате чего ущемляются интересы указанных граждан.
Из материалов дела следует, что 12.01.2010 г. ООО ПК "Молодежный" в ответ на письмо Сысолина К.А. от 28.12.2009 г. о выдаче акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответило отказом в связи с расторжением договора на оказание услуг по энергоснабжению.
Кроме этого, в письменных пояснениях, направленных в адрес Свердловского УФАС России (вх. N 01-2877 от 05.04.2010 г.), ООО ПК "Молодежный" указало, что оформить Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон невозможно в виду ущемления прав предприятия как собственника. После оформления вышеназванного документа учет потребляемой заявителем электроэнергии будет вестись путем одновременного снятия показаний общего счетчика предприятия и счетчика гр. Сысолина К.А. с последующим вычетом из общего потребления объема потребления объекта Сысолина К.А. При этом предприятием будет предоставлено гр. Сысолину К.А. и гр. Сысолиной О.А. право безвозмездного пользования собственными сетями, тогда как они не вносили никакого вклада в создание и развитие инфраструктуры поселка.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 5 ч. 1).
Часть 2 ст. 25 "Об электроэнергетике" устанавливает запрет на действия (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе: необоснованного отказа от заключения договора оказания услуг естественно-монопольного характера при наличии технической возможности.
Пункт 2 Правил недискриминационного доступа определяет, что точка присоединения к электрической сети - это место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключает договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Пункт 5 Правил недискриминационного доступа определяет, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации, то точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
В свою очередь точка поставки на розничном рынке в соответствии с п. 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики определяется как место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателей (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемых для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства (п. 2 Правил недискриминационного доступа).
Составление Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей позволяет определить точку присоединения, а, следовательно, и точку поставки электрической энергии на розничном рынке, что обеспечит заключение и исполнение Гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения.
Кроме того, методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок (утверждены Заместителем Министра энергетики РФ от 03.04.2002 г.) устанавливают перечень документов, необходимых для осуществления процедуры допуска в эксплуатацию энергоустановок юридических и физических лиц, по итогам которой составляется Акт допуска в эксплуатацию электроустановок. В указанный перечень документов входит, в том числе Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Согласно п. 1.4.1. Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 5.01.2001 г. N 3, Приказом Министерства энергетики РФ от 27.12.2000 г. N 163) работы в действующих электроустановках должны производиться по наряду-допуску, по распоряжению, по перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации. При этом рабочим местом при выполнении работ в электроустановке является участок электроустановки, куда допускается персонал для выполнения работы по наряду, распоряжению или в порядке текущей эксплуатации.
Из названного следует, что доступ к электроустановкам и проведение работ в них возможно только по специальному распоряжению должностного лица организации - владельца энергоустановки.
В соответствии с пунктом 62 Правил функционирования розничных рынков лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.
Таким образом, действия ООО "ПК "Молодежный", выразившиеся в необоснованном отказе (уклонении) гражданам Сысолину К.А. и Сысолиной О.А. в подписании Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности противоречат нормам антимонопольного законодательства (ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции"). Отказ ООО "ПК "Молодежный" от подписания Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности препятствует установлению полноценных договорных отношений между гр. Сысолиным К.А. и гр. Сысолиной О.А. и ОАО "Свердловэнергосбыт" (что ущемляет права указанных граждан).
В соответствии с условиями договора N 07-09 от 05.11.2003 г., заключенного между гр. Крысановой Т.П. и ООО ПК "Молодежный", стоимость оказываемых по договору услуг составляет: за потребленную электроэнергию - согласно установленным ЗАО "Горэлектросеть" тарифам (п. 3.1.1 договора); за организационное обслуживание - 0,25 руб. за 1 кВт (п. 3.1.2 договора).
28.01.2006г. в пос. Молодежный было проведено общее собрание жителей (по протоколу присутствовало 14 человек), на котором постановили заключить всем договоры с ООО ПК "Молодежный" на оказание услуг по техническому обслуживанию, где плата составила 25 коп. без НДС за 1 кВт. В тот же день между гр. Крысановой Т.П. и ООО ПК "Молодежный" был заключен договор на техническое обслуживание территории на сумму 25 коп. за 1 кВт без НДС.
При этом техническое обслуживание электрических сетей 6 кВ и 0,4 кВ в пос. Молодежный осуществляется ООО "Электропроммонтаж" по договору на техническое обслуживание от 06.02.2006 г. N 7, заключенному с ООО "ПК "Молодежный".
После перехода права собственности на жилой дом по ул. Отрадная, 47 г. Первоуральска к гр. Сысолину К.А. и гр. Сысолиной О.А. ООО ПК "Молодежный" направляло в адрес указанных граждан сообщения об имеющейся задолженности по оплате электроэнергии.
Решением мирового судьи города Первоуральска от 28.09.2009 года по гражданскому делу N 2-1192/2009 по иску ООО "ПК "Молодежный" установлено, что за период с 2007 года по июль 2009 года гр. Сысолиным К.А. и гр. Сысолиной О.А. получена электроэнергия на общую сумму 29169 руб. 69 коп., и с учетом оплаченных сумм, судом взыскано с указанных граждан по 1/2 общего остающегося долга, что составляет 3309 руб. 25 коп. с каждого.
Решением суда города Первоуральска от 12.02.2010 года по делу N 11-7 по апелляционным жалобам сторон решение мирового судьи города Первоуральска от 28.09.2009 года по гражданскому делу N 2-1192/2009 изменено, и с граждан Сысолиных взыскано по 5008 руб. 54 коп. с каждого.
В соответствии с пунктом 6 Правил собственники объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Вместе с тем, указанные собственники объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, однако только после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" полномочия по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям принадлежат органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В Свердловской области таким уполномоченным органом является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 г. N 619-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области".
В соответствии с пп. 5, 7 п. 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утв. Постановлением Правительства от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы), расходы на ремонт основных средств и амортизацию последних включаются в расходы, связанные с реализацией услуг по регулируемым видам деятельности (передача электрической энергии по распределительным сетям).
Расходы на строительство и реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств, а также ранее присоединенных потребителей включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии (абз. 6 п. 32 Основ).
Из материалов дела и пояснений представителя РЭК Свердловской области следует, что тариф на передачу электрической энергии для ООО "ПК "Молодежный" Региональной энергетической комиссией по Свердловской области не утвержден.
Таким образом, в результате самостоятельного установления и взимания платы за содержание общих электросетей в размере 0,25 руб. за 1 кВт/час (что следует из п. 3.1.2 договора оказания услуг N 07-09 от 05.11.2003 г.) ООО "ПК "Молодежный" не соблюден установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Из изложенного следует, что Свердловским УФАС России правомерно сделан вывод о наличии в действиях (бездействии) ООО ПК "Молодежный" нарушений требований действующего антимонопольного законодательства, в частности ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" и принято оспариваемое решение.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в частности: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом, доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (п.п. "б"); и пр.
Поскольку в действиях (бездействии) ООО ПК "Молодежный" при рассмотрении материалов дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства были выявлены факты нарушения обществом ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", обществу правомерно выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
При этом судом не принимается ссылка заявителя о невозможности предписания в настоящее время в связи с пожаром дома Сысолиных после вынесения оспариваемого предписания, поскольку предметом заявленных требований является проверка законности вынесенного предписания. А не его исполнения.
Оценив в совокупности изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1.В удовлетворении заявленных требований отказать.
2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 ноября 2010 г. N А60-29302/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2011 г. N Ф09-2513/11 настоящее решение оставлено без изменения