Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 мая 2011 г. N А60-10528/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2011 г. N Ф09-8489/11 по делу N А60-10528/2011 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2011 г. N 17АП-6946/11
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2011 г. N 17АП-6946/11
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КанТро" (ООО "КанТро") (ОГРН 1056605373054; ИНН 6674170916) к Главному государственному санитарному врачу по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, начальнику Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Потапкина Е.П. о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представители: Баландина О.А., доверенность от 05.05.2011г.; Лукина С.Л., доверенность от 05.05.2011г.;
от заинтересованного лица - Сабитова Н.А. - специалист - эксперт, доверенность от 10.01.2011г.; Смирнова Е.Ю. - специалист - эксперт, доверенность от 05.05.2011г. N 14.
Лицам, участвующим в деле разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов и ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "КанТро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного государственного санитарного врача по Чкаловскому району г. Екатеринбурга Потапкина Е.П. N 01-30-14/44 от 04.02.2011г.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что социально-гигиенический мониторинг за пищевыми продуктами по микробиологическим факторам (БГКП, Кмафам, стафилококк, сальмонелла, протей, ешерихия коли, дрожжи, плесени) действующим законодательством не предусмотрен.
Заинтересованное лицо представило отзыв и дополнение к нему, с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству, поскольку проведение мониторинга готовых пищевых продуктов по биологическому фактору не противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 02.02.2006г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга".
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.2006г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" и постановления Правительства РФ N 883 от 22.11.2000г. "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения", ст. 45, 51 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главным государственным санитарным врачом по Чкаловскому району г. Екатеринбурга ООО "КанТро" выдано предписание о проведении экспертизы N 01-30-14/44 от 04.02.2011г. Данное предписание получено обществом 11.03.2011г.
Согласно указанному предписанию:
1. в отношении ООО "КанТро" (кафе "Своя компания") назначено проведение экспертизы - лабораторных исследований проб продовольственного сырья и пищевых продуктов (готовая продукция, прошедшая кулинарную обработку: салаты, суши) на микробиологические показатели в рамках социально-гигиенического мониторинга в соответствии с Программой лабораторных исследований (Приложение N 1 к Предписанию).
2. провести экспертизу Филиалу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловой области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга на соблюдение требований:
-СанПиН 2.3.2 1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов;
-Федеральный закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
3. Результаты экспертизы в виде протокола испытаний представить в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловой области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга в срок: до 25 марта 2011 года, до 25 июня 2011 года, до 25 сентября 2011 года, до 25 декабря 2011 года (1 раз в два месяца с мая по октябрь; с ноября по апрель - ежеквартально).
Общество, полагая, что данное предписание является незаконным и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, может быть признан судом недействительным, в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы юридического лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности. При этом бремя доказывания согласно требованиям ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение.
В силу требований ст. 14 Федерального закона от 02.02.2000г. N 29 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора и контроля совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
Основаниями для проведения социально-гигиенического мониторинга, согласно п. 4 Приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок", являются, в том числе и предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании пп. 4 п. 1 ст. 51 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 4 Приказа Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" имеется в виду пункт 4 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного данным Приказом
Согласно п. 3.4 СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001г. N 36, безопасность пищевых продуктов в микробиологическом и радиационном отношении, а также по содержанию химических загрязнителей определяется их соответствием гигиеническим нормативам, установленными настоящими Санитарными правилами.
Статьей 1 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено:
- социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
- среда обитания человека - совокупность объектов, явлений, факторов окружающей (природной или искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
- факторы среды обитания человека - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные); химические; физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения) излучения); социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно требованиям статьи 45 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг, который проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Положения о мониторинге качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства от 22.11.2000 г. N 883, под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, питания и здоровья населения.
В силу п. 3 указанного Положения мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 02.02.2006г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" при ведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;
б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 60
В силу требований пункта 6 указанного постановления Правительства РФ в целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:
а) за состоянием здоровья населения - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
б) за факторами среды обитания человека, включая:
биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные) - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики;
физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения) - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной службой государственной статистики;
природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ N 60 от 02.02.2006 года на основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ N 60 от 02.02.2006г. проведение мониторинга обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
г) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.
Мониторинг проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, издаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п.10 постановления Правительства РФ от 02.02.2006г.).
Приказом Федеральной Службы Роспотребназдора N 810 от 30.12.2005 утвержден Перечень показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, которым должны руководствоваться Территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в котором не предусмотрен социально-гигиенический мониторинг за пищевыми продуктами по микробиологическим факторам.
В указанном Перечне имеются разделы "атмосферный воздух населенных мест", "питьевая вода системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения", включающий в себя подраздел "содержание микроорганизмов в питьевой воде", "контаминация продовольственного сырья и пищевых продуктов химическими веществами", "санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест", включающий в себя подразделы "содержание возбудителей кишечных инфекций в почве" и "содержание возбудителей паразитарных заболеваний в почве".
В письме Роспотребнадзора "Об организации лабораторного контроля при проведении социально-гигиенического мониторинга" N 0100/10460-06-32 от 02.10.2006 года содержится разъяснение об исследовании факторов среды обитания по средствам лабораторных исследований.
При проведении лабораторного контроля за безопасностью пищевых продуктов в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга, согласно п. 4 указанного письма, при контроле загрязнения пищевых продуктов в них определяется содержание тяжелых металлов, нитритов и нитратов, пестицидов, минеральных удобрений и других соединений.
При этом для исследования используются, в том числе, пищевые продукты, которые входят в рацион питания населения. Перечень основных продуктов, периодичность и объем контроля представлены в таблице N 1. В указанном перечне отсутствует готовая продукция: салаты, суши.
Таким образом, при проведении социально-гигиенического мониторинга биологические факторы исследуются в воде и почве, а химические факторы - в атмосферном воздухе, воде, пищевых продуктах и почве.
Следовательно, исследование кулинарных изделий на микроорганизмы не относится к наблюдению в рамках социально-гигиенического мониторинга, который не имеет своей целью непосредственное устранение допустимых нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чем и отличается от такой меры, как государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) за соблюдением требований санитарного законодательства.
На предприятиях общественного питания при отборе проб кулинарных изделий на предмет наличия микроорганизмов (исследование по микробиологическим показателям) исследуется санитарный режим предприятия, технология приготовления пищи или условия хранения продуктов, соблюдения персоналом правил личной гигиены, эпидемиологическая безопасность готовой продукции и т.д., что не относится к факторам среды обитания человека, которые подлежат наблюдению при проведении социально-гигиенического мониторинга.
Указанные исследования поводятся при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) за соблюдением требований санитарного законодательства.
При этом социально-гигиенический мониторинг, являясь системой наблюдения, не имеет своей целью устранение допускаемых нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку это иная мера государственного регулирования, чем государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).
На основании изложенного судом не принимается ссылка заинтересованного лица на результаты проведенного анализа по территории Чкаловского района г. Екатеринбурга (неудовлетворительные пробы по микробиологическим показателям), поскольку указанные исследования могут быть проведены в рамках государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) за соблюдением требований санитарного законодательства.
Судом не принимается ссылка заинтересованного лица на приказ Управления Роспотребнадзора Свердловской области от 23.09.2009г. N 0101-01-04/386 "Об организации мониторинга за биологической безопасностью пищевых продуктов", поскольку в оспариваемом предписании отсутствует ссылка на указанный приказ, в то время как имеется ссылка на ст. 45 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которой предусмотрен социально-гигиенический мониторинг.
Кроме того, из названия приказа Управления Роспотребнадзора Свердловской области не следует, что данным приказом предусмотрена организация именно социально-гигиенического мониторинга.
Согласно п. 6 Положения о федеральном информационном фонде данных социально-гигиенического мониторинга, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Об утверждении нормативных документов по проведению социально-гигиенического мониторинга" N 368 от 17 ноября 2006 года, установлено, что перечень показателей социально-гигиенического мониторинга утверждает Главный государственный санитарный врач РФ.
При этом указанное письмо включено в Перечень основных действующих нормативных и методических документов по социально-гигиеническому мониторингу (приложение к письму от 10.08.2007г. N 0100/8015-07-32), наряду с постановлением Правительства РФ от 02.02.2006г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" и постановления Правительства РФ N 883 от 22.11.2000г. "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения", ст. 45, 51 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на основании которых вынесено оспариваемое предписание.
На основании изложенного судом не принимается довод заинтересованного лица о том, что в письме Роспотребнадзора "Об организации лабораторного контроля при проведении социально-гигиенического мониторинга" N 0100/10460-06-32 от 02.10.2006г. перечислены только часть объектов лабораторных испытаний, которые могут быть исследованы при проведении мониторинга за факторами среды обитания, в связи с чем, имеются основания для расширения перечня лабораторных испытаний.
Судом также не принимается довод заинтересованного лица об отсутствии нарушенного права у заявителя, поскольку оспариваемое предписание возлагает на общество дополнительные обязанности.
Из совокупности указанных норм, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для вынесения заинтересованным лицом обжалуемого предписания, а также о его незаконности, как ненормативного акта, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В порядке распределения судебных расходов в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Главного государственного санитарного врача по Чкаловскому району г. Екатеринбурга Потапкина Е.П. N 01-30-14/44 от 04.02.2011г.
2. Взыскать с Главного государственного санитарного врача по Чкаловскому району г. Екатеринбурга Потапкина Е.П. в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КанТро" (ООО "КанТро") (ОГРН 1056605373054; ИНН 6674170916) денежные средства в сумме 2000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2011 г. N А60-10528/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2011 г. N Ф09-8489/11 по делу N А60-10528/2011 настоящее решение оставлено без изменения