Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 6 июня 2011 г. N А60-12502/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2012 г. N Ф09-7369/11 по делу N А60-12502/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2012 г. N 17АП-6616/11
См. также Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2011 г. N Ф09-7369/11 по делу N А60-12502/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2011 г. N 17АП-6616/11
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен 06 июня 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел 27 мая-02 июня 2011г. в судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Энергомаш" (Екатеринбург)-Уралэлектротяжмаш" (ИНН 6673197337; ОГРН 1096673002172) к Кольцовской таможне Уральского таможенного управления (ИНН 6662067576) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Востриков В.Н., по доверенности от 01.04.20011г. N ЭЕ-У11;
от заинтересованного лица - Тимирязев И.Г., по доверенности от 01.01.2011г.; Комарова Н.Н., по доверенности от 19.01.2011г.
ЗАО "Энергомаш" (Екатеринбург)-Уралэлектротяжмаш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Кольцовской таможни (далее - таможенный орган, таможня, административный орган) от 29.03.2011г. по делу об административном правонарушении N 10508000-21/2011.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие вины в совершении административного правонарушения и на процессуальные нарушения. Кроме этого, общество просит суд применить положения о малозначительности.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, ссылаясь на наличие и доказанность состава административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений.
Для представления дополнительных доказательств объявлялся перерыв до 16 час. 02.06.2011г. после перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
Во исполнение договорных обязательств товар, подлежащий поставке в адрес ЗАО "Энергомаш (Екатеринбург)-Уралэлектротяжмаш", поступил 24.11.2010г. на таможенную территорию Таможенного союза по авианакладной N 06455272151 и инвойсу N 71155. Товар заявлен в Кольцовскую таможню путем подачи электронной декларации на товар N 10508010/061210/0009986 под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления". Указанная декларация на товар принята и зарегистрирована таможенным органом 06.12.2010 года.
В декларации заявлен товар - электронный газоанализатор - коммерческое название "течеискатель элегазовый артикул 3-033-r002"- 2 комплекта; предназначен для обнаружения утечки газа в баке элегазового выключателя (анализирует малые изменения концентрации газа). Течеискатель не содержит источников ионного излучения. В каждый комплект поставки дополнительно входит: 1. инструкции по эксплуатации артикул 6-0004-г039 - 2 шт.; 2. упаковка артикул 3-033-г002 - 1 шт.; Всего: собственно течеискатель - 2 шт., инструкции по эксплуатации - 4 шт., упаковка - 2 шт. Изготовитель DILO, тов. знак "DILO", классифицируемый по ЕТН ВЭД- 9027101000, вес товара нетто - 3,0 кг., цена товара - 1215,14 Евро (50230,73 рублей) (далее - Товар).
В отношении Товара, поступившего в адрес общества, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза требуется предоставление декларации о соответствии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 982 от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
В ходе таможенного декларирования товара по декларации на товар N 10508010/061210/0009986 декларантом разрешительные документы на товар не представлены.
По данному факту таможенным органом в отношении общества 20.01.2011г. в присутствии представителя общества по общей доверенности составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола.
Заявитель 21.03.2011г. извещен о времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таможенным органом 29.03.2011г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10508000-21/2011, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежащим отмене, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 ст. 16.3 КоАП установлена административная ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.3 КоАП, заключается в несоблюдении запретов и ограничений, установленных федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности, то есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение. Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее - ТК ТС) установлен порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установлено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры, в том числе, необходимы для охраны жизни или здоровья граждан.
В силу требований п. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 982 от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" предусмотрено обязательное предоставление декларации о соответствии на товар, заявленный в ДТ N 10508010/061210/0009986.
Статьей 179 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 7 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, кроме прочих, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с положениями статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе, и в кодированном виде.
В силу п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через 'таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении, кроме прочих, условия соблюдения запретов и ограничений.
В силу п. 2 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза только при выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза.
Согласно статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного Союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами, в том числе, при соблюдении условия представления таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза указанные документы могут быть предоставлены после выпуска товаров.
Пунктом 3 Положения о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 319, предусмотрено, что представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах производится, в том числе, для помещения под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления", за исключением товаров, ввозимых, в том числе:
- в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию таможенного союза готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы копий документов о соответствии на указанные готовые изделия;
- в качестве комплектующих товаров либо сырья к продукции, выпускаемой на территории Стороны, где производится их таможенное декларирование.
- ввозимых в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использование декларантом (в том числе, для научно-исследовательских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).
Вместе с тем, истребованными и собранными в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении материалами (Технологическая инструкция "газотехнологические - работы на элегазовых выключателях ВГБ-35 в процессе сборки и приемо-сдаточных испытаниях", декларация о соответствии на продукцию "Выключатели элегазовые серии ВГБ-35 на напряжение 35кВ со встроенными трансформаторами тока ТВЭ", описание выключателя ВГБ-35) установлено, что продекларированный товар - "течеискатель элегазовый артикул 3-033-r002", ввозится на таможенную территорию таможенного союза для обслуживания производимых организацией на таможенной территории таможенного союза (па территории Российской Федерации) выключателей элегазовых серии ВГБ-35 на напряжение 35кВ со встроенными трансформаторами тока ТВЭ.
При этом, как следует из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, поставлено 2 комплекта товара, которые в настоящее время реализованы.
Судом не принимается довод заявителя о том, что товар - "течеискатель элегазовый артикул 3-033-r002" является комплектующим (обязательным составным элементом/компонентом) выключателей элегазовых серии ВГБ-35 в связи со следующим.
В соответствии с п.3.5 Технологической инструкции "газотехнологические работы на элегазовых выключателях ВГБ-35 в процессе сборки и приемо-сдаточных испытаниях" проверка отсутствия течей в элегазовом выключателе ВГБ-35 осуществляется течеискателем ТП-3, и с учетом примечания к п. 3.5.4 лишь допускается использование течеискателя 118Р-780 а СРВ Э1ГО 3-033-11002.
По информации с сайта завода-изготовителя течеискатели позиционируются не как части и принадлежности, а как приборы для работы с элегазом в различных устройствах (трансформаторы, системы электронной защиты, выключатели и т.д.)
Термин "части" обозначает составные элементы товаров, необходимые для их функционирования (например, корпус для выключателя); термин "комплектующие и принадлежности" обозначает составные элементы товаров, расширяющие их функциональные возможности (например, дополнительная защита корпуса для использования в особых условиях). В то время как данный товар представляет собой прибор- газоанализатор для обнаружения утечек газа в баке элегазового выключателя (анализирует малые изменения концентрации газа) при проверке элегазовых выключателей (сигнализатор утечек).
Части элегазовых выключателей классифицируются в соответствии с примечанием 1 и 2 к разделу 16, примечанием 1 к группе 85 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. В соответствии с данными примечаниями товары товарной позиции 9027 ТН ВЭД не могут являться частями элегазовых выключателей.
Таким образом, "течеискатель элегазовый артикул 3-033-r002" является самостоятельным товаром, не идентифицируется как комплектующая часть или неотъемлемая принадлежность трансформаторов.
Кроме того, данный товар сам по себе представляет комплект, состоящий из собственно течеискателя, инструкции по эксплуатации, самостоятельной упаковки, запасных частей.
На основании вышеизложенного суд делает вывод, что при ввозе товара - "течеискатель элегазовый артикул 3-033-r002", требуется предоставление декларации о соответствии в силу требований Постановления Правительства Российской Федерации N 982 от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Следовательно, ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации должен был осуществляться с представлением декларации о соответствии либо документов о признании товара в соответствии с международным договором Российской Федерации.
При таких обстоятельствах таможня пришла к верному выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Ссылка общества на отсутствии вины в совершении административного правонарушения судом отклоняется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ЗАО "Энергомаш(Екатеринбург)-Уралэлектротяжмаш" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленной таможенным законодательством таможенного союза обязанности по представлению в таможенный орган документов, подтверждающих при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, соблюдения запретов и ограничений, тем самым не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.
Главой 24 таможенного кодекса таможенного союза предусмотрена возможность временного хранения товаров, в течение срока которого общество имело возможность выяснить порядок таможенного декларирования товаров, перечень документов, подлежащих представлению и таможенный орган, а так же подготовить и предоставить в таможенный орган соответствующие документы.
Вина общества установлена таможенным органом и доказана материалами дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и предотвращению правонарушения.
Судом не принимается ссылка заявителя на факт выпуска таможенным органом товара без указания на наличие ограничений, поскольку данный факт не влияет на обязанности декларанта по соблюдению установленных законом запретов и ограничений.
Также безосновательной является ссылка заявителя на письмо Кольцовской таможни от 17.12.2010г., поскольку в данном письме указаны условия, при которых не требуется представление декларации соответствия, и предложено указать в составе какого оборудования будет использоваться заявленный товар - течеискатель элегазовый; предложено приложить сертификат соответствия на оборудование, в составе которого надлежит использовать заявленный товар.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, установлен и доказан.
Доводы заявителя о нарушении процессуальных норм являются безосновательными.
Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП, не нарушен.
Нарушение срока составления протокола не является существенным нарушением, которое может быть основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку указанные нарушения не являются существенными, что в силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Суд считает, что административным органом правомерно избрана мера наказания с учетом отягчающих административную ответственность обстоятельств (повторное совершение однородного правонарушения в течение года), в связи с чем, малозначительность в данном случае не применима.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 июня 2011 г. N А60-12502/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2011 г. N Ф09-7369/11 по делу N А60-12502/2011 настоящее решение оставлено без изменения