Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 ноября 2011 г. N А60-29626/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2012 г. N Ф09-3930/12 по делу N А60-29626/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2012 г. N 17АП-6/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2012 г. N Ф09-9164/11 по делу N А60-21939/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2011 г. N 17АП-11142/11
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Екатеринбургский муниципальный банк" (ИНН 6608005109)
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ИНН 6608002549)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: В.В.Октаев, представитель по доверенности N 246 от 24.12.2010, от заинтересованного лица: А.А.Коломейцева, представитель по доверенности N 04-32/32 от 21.04.2011, А.В.Кашин, представитель по доверенности от 10.10.2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств N 04-15/9321-1 от 16.11.2011 судом удовлетворено.
Ходатайство заинтересованного лица о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения в Федеральном арбитражном суде Уральского округа дела N А60-21939/2011 судом отклонено в виду отсутствия оснований для приостановления производства по делу.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Открытое акционерное общество "Екатеринбургский муниципальный банк" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение N 6/3 от 20.07.2011. Мотивирует заявитель тем, что в его действиях отсутствует состав правонарушения.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) возражает в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном отзыве, ссылаясь на то, что в отношении лица, о котором запрошены сведения, проводятся контрольные мероприятия.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В связи с проведением выездной налоговой проверки в отношении ОАО "Уралтрансмаш" в адрес ОАО "Екатеринбургский муниципальный банк" направлен запрос от 27.05.2011 N 05-18/07621 о предоставлении выписки по счетам ООО "ЧОП Оскордъ-Екатеринбург" за период 01.01.2008 по 31.12.2009.
Указанный запрос получен банком 06.06.2011, о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении о вручении. Вместе с тем в установленный законодательством срок - до 09.06.2011 запрос исполнен не был; выписка по счету не представлена банком в налоговый орган.
09.06.2011 банк письмом N 06-8/19-7202 от 09.06.2011 сообщил в налоговый орган, что в предоставлении выписки он отказывает в связи с тем, что запрос оформлен не в соответствии с действующим законодательством.
20.07.2011 налоговым органом на основании акта N 6/3 от 22.06.2011 вынесено решение N 6/3 о привлечении ОАО "Екатеринбургский муниципальный банк" к ответственности, предусмотренной ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с вынесенным решением, банк обратился с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.
Статьей 31 НК РФ установлено право налоговых органов проведения налоговых проверок в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не предусматривают право налоговых органов на проведение налоговых проверок кредитных организаций, которые не являются плательщиками налогов или налоговыми агентами, по вопросам соблюдения требований ст. 60, 76, 86 Кодекса.
Проверка деятельности кредитных организаций может осуществляться другими методами, определенными законодательством о налогах и сборах.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2007 N 1176/07.
Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Кодекса, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.
Пунктом 2 статьи 86 НК РФ установлено, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Названная в пункте 2 статьи 86 НК РФ информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Аналогичная обязанность банков по выдаче справок об операциях юридических лиц, в том числе налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, установлена в статье 26 Закона "О банках и банковской деятельности".
Таким образом, из содержания пункта 2 статьи 86 Кодекса следует, что выписка по операциям на счете ООО "ЧОП Оскордъ-Екатеринбург" могла быть запрошена инспекцией у банка только в том случае, если в отношении данного общества инспекцией проводились мероприятия налогового контроля. В этом случае банк обязан предоставить соответствующую информацию инспекции по ее мотивированному запросу.
Аналогичное толкование приведенных норм Кодекса дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.11.2008 N 10407/08.
Согласно приложению N 4 к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации приказа ФНС России N САЭ-3-06/829@ в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько оснований: вынесение решения о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа); принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации; проведение в отношении организации мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля).
Согласно ст. 135.1 НК РФ непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20000 рублей.
Как установлено в судебном заседании, из запроса инспекции от 27.05.2011 N 05-18/07621 в отношении ООО "ЧОП Оскордъ-Екатеринбург" не следует, что в отношении этого лица проводились мероприятия налогового контроля.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.03.2009 N 16896/08, необходимую информацию, налоговый орган мог получить на основании запроса в порядке статьи 93.1 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Пунктами 3 и 4 статьи 93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Согласно пункту 5 названной статьи лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 93 НК РФ.
Материалами дела установлено, что ООО "ЧОП Оскордъ-Екатеринбург" поставлено на учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, соответственно Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области не может осуществлять в отношении данного лица какую-либо налоговую проверку поэтому, информация должна была запрашиваться в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
Указанное выше подтверждается Письмом Федеральной налоговой службы от 18.09.2009 N ШТ-22-2/727@ "О порядке истребования (запроса) у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля", в соответствии с абз. 4 п. 1 которого пункт 2 статьи 86 НК РФ предусматривает право налогового органа запрашивать у банка документы, не ограничивая налоговые органы в истребовании документов у иных лиц не являющихся проверяемым налогоплательщиком.
Налоговый орган, в котором состоит на учете Банк, после получения указанного поручения направляет требование о представлении документов в адрес банка (филиала, представительства банка).
При этом налоговый орган, в котором банк на учете не состоит, не вправе направлять требования о представлении документов напрямую в банк.
Поскольку запрос налоговым органом был направлен непосредственно в банк, а поручение в налоговый орган по месту учета банка в ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга направлено не было, следовательно, инспекция не в пределах установленной вышеуказанными нормативными правовыми актами компетенции осуществила указанные действия в рамках мероприятий налогового контроля, что повлекло принятие незаконного решения о привлечении к налоговой ответственности.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях банка состава правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Кодекса.
Таким образом, привлечение заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
На основании вышеизложенного, решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о привлечении ОАО "Екатеринбургский муниципальный банк" к ответственности за налоговое правонарушение N 6/3 от 20.07.2011 подлежит признанию недействительным.
Расходы по государственной пошлине, уплаченной истцом при предъявлении иска, подлежат отнесению на заинтересованное лицо в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение N 6/3 от 20.07.2011, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Межрайонную Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Екатеринбургский муниципальный банк".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (620137, г. Екатеринбург, переулок Парковый, 41 "а") в пользу ОАО "Екатеринбургский муниципальный банк" расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2011 г. N А60-29626/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника