Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 декабря 2011 г. N А60-19874/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2012 г. N Ф09-5465/12 по делу N А60-19874/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2012 г. N 17АП-1334/12 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 октября 2012 г. N ВАС-14203/12
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2012 г. N А60-25917/2011
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго"( (ИНН 6608002884, ОГРН 1026602963122)
к Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Чкаловская"
о взыскании 91 003 172 руб. 30 коп.
при участии в судебном заседании
от истца: Султанова А.В. - представитель по доверенности N 1 от 21.10.2011г.;
от ответчика: Вяткин И.В. - представитель по доверенности от 21.07.2011г.
Процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отвода составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ЕМУП "Тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Чкаловская" о взыскании 91003172 руб. 30 коп., в том числе 89096433 руб. 01 коп. суммы основного долга за тепловую энергию и теплоноситель (ХОВ) и 1906739 руб. 29 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик в письменном отзыве иск не признал, пояснив, что отношения между собственниками помещений многоквартирных домов и ООО "УК "ЧКАЛОВСКАЯ" регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг для граждан N 307 от 23.05.2006 г., и заключенными договорами управления, поэтому при расчете задолженности за поставленную тепловую энергию правомерным является применения методики расчета тепловой энергии, предусмотренной Постановлением N 307 от 23.05.2006. Ответчик считает, что договор N 5-2330 от 01.06.2006г. противоречит указанным Правилам в части методики расчета количества потребленной тепловой энергии, поэтому является недействительным в этой части, на отношения сторон распространяться не может и применению не подлежит; считает применение в расчетах за потребленную тепловую энергию методику N 105 утвержденную приказом Госстроя от 06.05. 2000 г. не имеющим под собой правовых оснований.
В дополнении к отзыву, представленному 10.10.202011г., ответчик считает представленный истцом расчет неверным и подлежащим корректировке, поскольку, несмотря на то, что Постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2010 г. N 165-ПК, от 21.12.2009 г. N 155-ПК тариф на тепловую энергию для ЕМУП "Тепловые сети" утвержден с оговоркой о том, что в нем не учтен НДС, его увеличение на 18% (эквивалент налоговой ставки) не соответствует ни п. 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, ни правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и арбитражных судов.
МУП "Екатеринбургэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене истца - ЕМУП "Тепловые сети" по настоящему делу на МУП "Екатеринбург" в связи с реорганизацией в форме присоединения.
В подтверждение произведенной реорганизации заявитель представил свидетельство о внесении записи о прекращении деятельности ЕМУП "Тепловые сети" путем реорганизации в форме присоединения серии 66 N 006509311 от 10.10.2011г., а также свидетельство о внесении записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы МУП "Екатеринбургэнерго" серии 66 N 006509272 от 10.10.2011г., Постановление Администрации города Екатеринбурга N 1880 от 28.04.2011 г. "О реорганизации муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" в форме присоединения к нему Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети".
С учетом представленных МУП "Екатеринбургэнерго" документов суд произвел замену истца Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" на Муниципальное унитарное предприятие "Екатеринбургэнерго".
В судебном заседании 26.10.2011г. истец заявил письменное ходатайство об уточнении исковых требований, просит взыскать задолженность в сумме 42 390 881 руб. 33 коп. по состоянию на 26.10.2011г. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 906 739 руб. 29 коп.
Уточнение исковых требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в письменном ходатайстве об уточнении исковых требований истец в отношении заявлений ответчика относительно отказа от оплаты НДС пояснил, что по смыслу норм налогового законодательства Российской Федерации, а именно ст.ст. 146 п. 1, 154 п. 1, 40 п. 13, 168 п. 1, налог на добавленную стоимость начисляется лицом, оказывающим услуги, на стоимость данных услуг и включается одновременно с ней в соответствующие расчетные документы и для покупателя является ценой товара (услуги).
Согласно положениям главы 21 Налогового кодекса РФ налоговый статус сделки подлежит определению с учетом налогового статуса продавца, а не покупателя. В случае, если в силу главы 21 Налогового кодекса РФ продавец является плательщиком налога на добавленную стоимость и соответствующая операция по реализации не освобождена от обложения налогом, на продавца возлагается обязанность исчислить размер подлежащего уплате налога, включить его в цену соответствующего товара и перечислить сумму налога в бюджет. По мнению истца, ЕМУП "Тепловые сети" сумму заявленную ответчиком уже уплатило в бюджет, согласно норм действующего законодательства.
В дополнении к отзыву на иск от 28.11.2011г. ответчик указал, что стоимость холодной воды (теплоносителя) и необходимой для ее подогрева тепловой энергии должна быть учтена при установлении тарифа на горячую воду в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Полагает, что ввиду неправомерного применения истцом тарифа за услугу, не подлежащую оплате (теплоноситель и теплоэнергия на его подогрев вместо горячей воды), в отсутствие иного расчета количества и стоимости поставленного ресурса, истцом в порядке ст. 65 АПК РФ не доказан размер задолженности за поставку горячей воды за весь рассматриваемый период с июнь 2010 по апрель 2011 г. Согласно расчетам ответчика задолженность с учетом оплат составляет 15929082 руб.
В судебном заседании 28.11.2011г. истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований в части периода основного долга - с июня 2010г. по декабрь 2010г., просит взыскать задолженность по состоянию на 28.11.2011г. в сумме 15 948 963 руб. 44 коп. и проценты в сумме 1 906 739 руб. 29 коп.
Уточнение исковых требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отношении заявлений ответчика относительно отказа от оплаты НДС истец пояснил, что согласно ст. 6 федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (на период 2010г.), а также п. 3 ст. 11 федерального закона от 27.07.2010 г. N 90-ФЗ "О теплоснабжении" (на период 2011г.), тарифы на тепловую энергию подлежат дифференциации в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 27 июля 2010 г. "О теплоснабжении" следует читать как "N 190-ФЗ"
Пунктом 59 Постановления Правительства от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", регулирующее данный порядок имеется, предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию устанавливаются отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, и могут дифференцироваться по термодинамическим параметрам пара, следовательно по критериям самого товара.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных названным Постановлением
Кроме того истец ссылается на федеральный закон N 190-ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010г., который, по его мнению, не предусматривает деления на потребителей по признаку субъекта, а содержит только понятия потребителя тепловой энергии, а также ссылается на Приказ ФСТ России N 20-Э2 от 06.08.2004 г. По мнению истца, включение в тариф налога на добавленную стоимость не предусмотрено действующим законодательством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Приказа следует читать как "N 20-э/2"
МУП "Екатеринбургэнерго считает, что указанная ответчиком многочисленная судебная практика не может быть применена к настоящему делу, поскольку обстоятельства дел различны, заявления ответчика считает не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации и не доказанными в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 07.12.2011г. истец уточнил исковые требования, просит взыскать задолженность по состоянию на 07.12.2011г. в сумме 29 094 822 руб. 60 коп. и проценты в размере 3 692 602 руб. 04 коп. Уточнение исковых требований связано с устранением технической ошибки в части суммы основного долга, а также увеличением периода просрочки исполнения обязательств до 07.12.2011г.
Уточнение исковых требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в дополнении N 4 к отзыву на исковое заявление считает, что истец умышленно без правовых оснований увеличил ранее согласованные объемы потребления коммунальных ресурсов по котельной ОАО "РТИ", увеличив численность граждан по соответствующим многоквартирным домам; расчеты по Постановлению Правительства Российской Федерации N 307, представленные истцом в судебное заседание 28.11.2011г. были сторонами согласованы.
В судебном заседании 19.12.2011г. истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просит взыскать с ответчика задолженность по состоянию на 19.12.2011г. в сумме 21 039 579 руб. 71 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 692 602 руб. 04 коп.
Ходатайство истца об уточнение исковых требований удовлетворено судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд
установил:
Согласно материалам дела в общий период с июня 2010г. по апрель 2011г. истцом как энергоснабжающей организацией была отпущена ответчику тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения, на оплату которой истцом были выставлены соответствующие счета-фактуры.
Договор между сторонами не заключен, поскольку стороны не достигли соглашений по существенным условиям договора.
Между тем, в силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Таким образом, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
При этом, расчет количества и стоимости тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения первоначально произведен истцом: в отношении жилых домов, находящихся в управлении ответчика и оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета, - исходя из показаний данных приборов учета; в отношении жилых домов, необорудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета - расчетным способом, на основании приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000г. N 105 "Об утверждении методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", без учета нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для граждан.
Между тем, как следует из материалов дела, ответчик является управляющей компанией, т.е. организацией, осуществляющей деятельность по управлению помещениями, находящимися в многоквартирных домах.
Следовательно, ответчик в силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 307 (далее - Правила N 307), является исполнителем коммунальных услуг, который приобретает коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации не в целях дальнейшей перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем вторым п. 15 Правил N 307, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Таким образом, в упомянутой норме Правил N 307 имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации (ответчиком) у ресурсоснабжающей организации (истца) оказываемых ею по тарифам, установленным для граждан.
При этом в соответствии с п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно вышеназванным положениям Правил N 307 размер платы для отопления определяется по формуле: общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома х норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м.) х тариф на тепловую энергию (руб./Гкал); для ГВС и холодного водоснабжения: количество граждан, проживающих в жилом помещении (квартире, жилом доме) х норматив потребления ГВС (куб.м. в месяц на 1 чел.) х тариф на ГВС (руб./куб.м.)
При этом в соответствии с п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Управляющая компания, не являющаяся производителем коммунальных ресурсов, при заключении договора энергоснабжения обслуживаемого ею жилого дома действует не в собственном экономическом интересе, а в интересах граждан - жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения объема подлежащего оплате энергоснабжения при отсутствии приборов учета, не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Иное привело бы к различному определению объема энергоснабжения в отношениях между ее конечными потребителями и управляющей компанией и между управляющей компанией и энергоснабжающей компанией, и, как следствие - к неосновательному обогащению либо к убыткам управляющей компании, не имеющей иных источников оплаты стоимости энергии за исключением оплаты, получаемой от жильцов. Аналогичная позиция высказана в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 октября 2007г. N 57, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010г. N 2380/10, постановлении Федерального арбитражного суда Приволжского округа от 17 января 2008г. по делу N А55-6123/2007.
Вопрос о применении сторонами при исполнении договора конкретных законов и иных нормативных актов не может быть урегулирован сторонами в договоре, так как закон либо иной нормативный акт, обязательный для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, подлежит применению независимо от того, имеется ли или не имеется ли между сторонами соглашение о его применении. Исключение составляют акты органов государственной (муниципальной) власти, имеющие рекомендательный характер, и иные акты, не носящие обязательного характера, в отношении которых стороны вправе договориться об их применении при исполнении договора.
Исходя из представленного истцом скорректированного расчета, произведенного им с учетом применения нормативов потребления коммунальных услуг согласно приложению N 2 к Правилам N 307, общая стоимость услуг теплоснабжения для нужд отопления и для целей горячего водоснабжения, оказанных ответчику в период с июня 20110г. по апрель 2011г., составила 21039579 руб. 71 коп., принимая во внимание частичную оплату, произведенную ответчиком (включая жилые дома, оборудованные приборами учета, и нежилые помещения).
Истцом представлен пообъектный расчет количества тепловой энергии, израсходованной на отопление жилых домов, исходя из общей площади жилых помещений по данным ООО "Единый расчетный центр г. Екатеринбурга", представленных ответчиком.
В отношении жилых домов, оборудованных приборами учета, расчет количества тепловой энергии на нужды отопления произведен истцом в соответствии с показаниями данных приборов, зафиксированных в карточках учета тепловой энергии, представленных ответчиком.
Иные возражения в отношении произведенного истцом расчета ответчик не высказал. Доказательств иного потребления количества тепловой энергии на отопление ответчиком не представлено.
Таким образом, суд признает представленный истцом расчет количества тепловой энергии, израсходованной на нужды отопления, обоснованным и правомерным.
Не оспаривая факт оказания истцом услуг теплоснабжения в спорный период, ответчик возражает против определения истцом количества тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения (далее - ГВС).
В отношении определения количества тепловой энергии, поставленной для целей горячего водоснабжения, судом установлено следующее.
Истцом представлены расчеты количества тепловой энергии для целей горячего водоснабжения за спорный период.
Согласно данным расчетам, количество потребленной тепловой энергии на нужды ГВС определено истцом путем разделения объемов на подачу холодной производственной (сетевой) воды и ее нагрев, с применением соответствующих нормативов и тарифов.
Данная методика определения количества тепловой энергии на нужды ГВС применяется в хозяйственном обороте при открытой системе водоснабжения, когда поставляемая тепловая энергия в горячей воде, пройдя системы отопления, используется для нужд горячего водоснабжения.
При этом как следует из материалов дела, в г. Екатеринбурге действует открытая система централизованного теплоснабжения, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается сторонами.
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N ВК-4936, открытая система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода частично или полностью отбирается из системы потребителями.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
Согласно п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду. Согласно разделу VIII Основ ценообразования тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Следовательно, если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007 г. N 8166-РМ/07 о применении тарифов для расчета платы за коммунальные услуги, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения приготовление горячей воды в многоквартирном доме осуществляется с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (локального источника теплоты, бойлера, разбавлением теплоносителя холодной водой при открытой системе теплоснабжения и другими способами).
Согласно п. 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды), размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Федеральная служба по тарифам в письмах от 27.05.2009 г. N ДС-3523/5 и от 16.09.2009 г. N НБ-6515/5 "Об установлении тарифов на горячую воду" указала, что согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса при условии осуществления непосредственного производства горячей воды. Для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению услуг по горячему водоснабжению, тариф на горячую воду не устанавливается.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. N 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" вид тарифа на горячее водоснабжение непосредственно зависит от типа системы теплоснабжения.
В частности, в п. 7 названного Приказа предусмотрено, что тариф на горячую воду в метрах кубических устанавливается для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителем путем ее отбора из тепловой сети (закрытая система теплоснабжения), которые состоят из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (открытая схема теплоснабжения), потребители оплачивают отдельно тепловую энергию, используемую для горячего водоснабжения по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере теплоснабжения, и отдельно расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией.
Как отмечено выше, на территории г. Екатеринбурга существует открытая система теплоснабжения, которая предусматривает разделение горячей воды на исходную воду и ее подогрев.
Истец не является организацией, осуществляющей непосредственное производство горячей воды. Теплоноситель приобретается истцом у ОАО "ТГК-9" и других производителей и поставляется до границ балансовой принадлежности с конечными потребителями, в том числе с ответчиком. При этом истец не изменяет биологических и химических свойств теплоносителя, следовательно, не несет дополнительных расходов, которые могут быть учтены при формировании тарифов.
Централизованная система теплоснабжения (далее - ЦСТ) г. Екатеринбурга - это совокупность взаимосвязанных тепловых источников, магистральных тепловых сетей, разводящих до центральных тепловых пунктов (далее ЦТП) и квартальных после ЦТП тепловых сетей МУП "Екатеринбургэнерго" и других владельцев, систем теплопотребления (системы отопления, горячего водоснабжения, приточной вентиляции и кондиционирования зданий).
На тепловых источниках производится нагрев теплоносителя за счет передачи теплоты сжигаемого топлива. Теплоносителем в ЦСТ является сетевая вода - специально подготовленная для использования в водяной системе. Температура сетевой воды на тепловых источниках задается диспетчером тепловой сети и по трубопроводам владельцев сетей сетевая вода поступает в ЦТП или непосредственно в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) потребителей. ЦТП - это тепловой пункт, предназначенный для присоединения двух и более зданий, который расположен в обособленном помещении и предназначен для изменения параметров теплоносителя. Системы теплопотребления зданий присоединены к трубопроводам с помощью ИТП, устройство которых обязательно в каждом здании, независимо от наличия ЦТП, в силу требований свода правил по проектированию зданий и сооружений, СНиПов, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (систем отопления, ГВС и др.).
В связи с открытой схемой теплоснабжения в г. Екатеринбурге для горячего водоснабжения постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005 г. N 1276 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге" установлены отдельные нормативы в Гкал (на нагрев воды) в размере 0,24 Гкал/чел и м3 (на холодную воду) в размере 5,02 м3/чел.
Как отмечено выше, при расчете количества энергоресурса истцом применены вышеназванные нормативы потребления коммунальных услуг для горячего водоснабжения.
С учетом вышеизложенного, поскольку истец не осуществляет производство горячей воды, ввиду отсутствия у него необходимого оборудования, а также в связи с тем, что при существующей в г. Екатеринбурге открытой системе теплоснабжения вся или часть сетевой воды используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде, при расчетах с потребителем (ответчиком) истец правомерно осуществляет расчеты по тарифам на тепловую энергию и исходную производственную воду (теплоноситель), утвержденным в установленном порядке.
Учитывая изложенное, суд признает обоснованным предъявление требования к ответчику об оплате стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в отношении жилых домов, горячее водоснабжение которых осуществляется с использованием открытой системы теплоснабжения.
Итак, исходя из представленных расчетов объемов потребленной в спорный период и примененных тарифов на тепловую энергию, а также суммы произведенной оплаты задолженность за поставленную в период с июня 2010г. 2010 года по апрель 2011г. тепловую энергию составила 21 039 579 руб. 71 коп., которая и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истцом представлен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих взысканию с ответчика, в сумме 3692602 руб. 04 коп., начисленных на сумму долга с НДС за общий период с 15.07.2010г. по 07.12.2011г., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8, 25 %, действовавшей на день предъявления настоящего иска в суд.
Расчет произведен истцом с учетом условий возникшего обязательства по оплате, произведенных ответчиком платежей, с применением надлежащей ставки, в связи с чем проценты по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в заявленной сумме - сумме 3692602 руб. 04 коп.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в сумме 146 660 руб. 91 коп. в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в пользу истца; излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 53 339 руб. 09 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании п. 1ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (ОГРН 1026602961440) в пользу муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" (ИНН 6608002884, ОГРН 1026602963122) 24 732 181 (двадцать четыре миллиона семьсот тридцать две тысячи сто восемьдесят один) руб. 75 коп., в том числе сумму основного долга 21 039 579 (двадцать один миллион тридцать девять тысяч пятьсот семьдесят девять) руб. 71 коп., сумму процентов за пользование чужими денежными средствами 3 692 602 (три миллиона шестьсот девяносто две тысячи шестьсот два) руб. 04 коп., а также в возмещение расходов истца по оплате государственной пошлины по иску сумму в размере 146 660 (сто сорок шесть тысяч шестьсот шестьдесят) руб. 91 коп.
3. Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Екатеринбургэнерго" (ИНН 6608002884, ОГРН 1026602963122) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 53 339 (пятьдесят три тысячи триста тридцать девять) руб. 09 коп., уплаченную по платежному поручению N 4091 от 17.06.2011г. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 декабря 2011 г. N А60-19874/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2012 г. N 17АП-1334/12 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2012 г. N Ф09-5465/12 по делу N А60-19874/2011 настоящее решение оставлено без изменения