Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 января 2012 г. N А60-8088/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 февраля 2011 г. N Ф09-11061/10-С4 по делу N А60-8029/2010-С4
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2011 г. N А60-12194/2011
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 10 января 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Стрельникова Валентина Александровича (заявитель)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (заинтересованное лицо),
третье лицо:
общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации "Облстрой"
об оспаривании действий
при участии в заседании:
от заявителя:
С.Н.Мельников - представитель по доверенности от 02.08.2011.
Заинтересованное лицо и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте суда.
Отвода суду не заявлено. Заявителю разъяснены процессуальные права и обязанности.
Суд приобщил к материалам дела поступивший от заинтересованного лица через канцелярию суда отзыв с приложением.
Заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель обратился с требованием о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) - сведения о Метине как физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации "Облстрой", ОГРН 1026605237658 (государственный номер записи 2116671033576), как не соответствующих требованиям ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ст.33 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст.53 ГК РФ и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и интересов участника путем исключения записи 2116671033576 из ЕГРЮЛ ООО "Управление механизации "Облстрой".
Данное заявление определением суда от 23.03.2011 принято судом к производству.
Определением суда от 20.06.2011 производство по данному делу судом приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу исковых требований по делу N А60-12145/2011.
Определением суда от 30.11.2011 производство по настоящему делу возобновлено.
Заявитель поддержал заявленные требования; полагает, что заинтересованное лицо неправомерно внесло в ЕГРЮЛ указанные сведения, поскольку заявитель, являясь на момент внесения сведений учредителем ООО "Управление механизации "Облстрой" с долей в уставном капитале 62,4%, не принимал решение об избрании Метина В.Н. директором общества.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало; ссылается на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом 28.02.2011 на основании заявления Метина В.Н. формы Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, выписки из протокола очередного собрания участников ООО "Управление механизации "Облстрой" от 12.02.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2116671033576 о внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: о Метине Владимире Николаевиче как физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Управление механизации "Облстрой".
Заявитель, ссылаясь на то, что он, являясь на момент внесения сведений учредителем ООО "Управление механизации "Облстрой" с долей в уставном капитале 62,4%, не принимал решение об избрании Метина В.Н. директором общества, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.198, ч.4 ст.200, ч.ч.2, 3 ст.201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу п.1.3 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ заявителями при государственной регистрации юридического лица могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п.1.2, п.1.3 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ). При этом лицо должно быть уполномочено на обращение в регистрирующий орган действительным участником общества или его представителем, обладающим соответствующими полномочиями.
Согласно п.п.4, 4.1 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исходя из смысла ст.40 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", избрание единоличного исполнительного органа общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Полномочия нового руководителя юридического лица, в том числе действовать от имени организации, возникают с момента избрания его на эту должность общим собранием участников общества.
На основании п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции, действовавшей на дату внесения изменений в сведения о юридическом лице, отказ в государственной регистрации допускается в случаях:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции, действовавшей на дату внесения изменений в сведения о юридическом лице, предусмотрено не было.
Таким образом, регистрирующий орган, установив, что на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, и при отсутствии перечисленных в ст.23 данного Федерального закона оснований, внес запись о Метине В.Н. как физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Управление механизации "Облстрой".
Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2011 по делу N А60-12145/2011 установлено, что на дату 12.02.2011 проведения очередного собрания участников ООО "Управление механизации "Облстрой" Стрельникову В.А. принадлежала доля в уставном капитале ООО "Управление механизации "Облстрой" в размере 64,93%; на указанном собрании Стрельников В.А. не принимал участие, хотя его голосование, учитывая размер его доли в уставном капитале, могло повлиять на результат голосования. Данным решением суда очередное собрание участников ООО "Управление механизации "Облстрой", проведенное 12.02.2011 признано судом неправомочным, в связи с чем решение очередного собрания участников ООО "Управление механизации "Облстрой" от 12.02.2011, оформленное протоколом N 2 от 12.02.2011, о назначении на должность директора Метина В.Н. признано судом недействительным.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что наличие записи в ЕГРЮЛ о Метине В.Н. как физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Управление механизации "Облстрой" нарушает права и законные интересы участника общества Стрельникова В.А., в связи с чем действия регистрирующего органа по внесению названной записи в ЕГРЮЛ следует признать незаконными.
Избранный Стрельниковым В.А. способ защиты нарушенных прав участника ООО "Управление механизации "Облстрой" путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (исключения записи 2116671033576 из ЕГРЮЛ ООО "Управление механизации "Облстрой"), соответствует способам защиты нарушенных прав, определенных в ст.12 ГК РФ.
Согласно ст.ст.101, 110, 112 АПК РФ вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что заявленные требования судом удовлетворены, уплаченную заявителем при подаче заявления госпошлину в размере 200 руб. 00 коп. следует взыскать с ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц - сведений о Метине, как физическом лице, имеющем право действовать от имени юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации "Облстрой" (ОГРН 1026605237658), номер регистрационной записи 2116671033576.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Стрельникова Валентина Александровича путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации "Облстрой", номер записи 2116671033576.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга в пользу Стрельникова Валентина Александровича судебные расходы в размере 200 (двести) руб. 00 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 января 2012 г. N А60-8088/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника