Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 января 2012 г. N А60-41866/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 24 января 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению закрытого акционерного общества "Каменск-Лада" (ИНН 6612005133)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе
о признании недействительным приказа.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя - Камусин М.Р., представитель по доверенности от 25.07.2011г.;
от заинтересованного лица - Заякина Е.Л., заместитель начальника юридического отдела по доверенности N 65-11-07-44дв от 02.11.2011 г.; Клочихин Д.А., начальник юридического отдела по доверенности от 10.01.2012г. N 1.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.
ЗАО "Каменск-Лада" просит признать недействительным приказ Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО) от 02.09.2011 г. N 65-11-1116/пз-и.
Заинтересованное лицо требования не признало, представило отзыв с дополнением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Каменск-Лада" (далее - эмитент, общество) 09.03.2011 г. представило документы на государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, размещаемых посредством закрытой подписки.
В связи с допущенными нарушениями в представленных документах РО ФСФР России в УрФО 08.04.2011 г. направило в адрес эмитента уведомление о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (исх. N 62-11-СФ-06/3606) со сроком представления дополнительных и/или исправленных документов до 02.05.2011.
Эмиссия ценных бумаг общества 11.05.2011 г. была приостановлена. В адрес общества было направлено уведомление о приостановлении эмиссии (исх. N 62-11-СК-06/4883) со сроком представления документов до 08.06.2011.
Поскольку в представленных обществом 03.06.2011г. дополнительных документах имелись недостатки, РО ФСФР России в УрФО 14.06.2011г. направило заявителю уведомление о приостановлении эмиссии и о необходимости устранения нарушений (исх. N 62-11-СФ-06/6290) со сроком представления документов до 20.07.2011 .
РО ФСФР России в УрФО 02.09.2011, рассмотрев представленные обществом 26.08.2011 документы, вынесло приказ об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг (62-11-1116/пз-и), копия которого вместе с уведомлением об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, была направлена в адрес эмитента.
Основаниями для отказа послужили:
1. нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бума) законодательству Российской Федерации о ценных бумагах:
- в нарушение п.2 ст. 20 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п.2.4.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н (далее - Стандарты) бухгалтерская отчетность за 2010 год представлена в регистрирующий орган не в полном объеме, а также отсутствует справка, содержащая пояснения о причинах непредставления указанных форм отчетности;
2. несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона, Стандартов и иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг:
- в нарушение п.2 ст. 20 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 2.4.2. Стандартов, решение о выпуске акций не соответствует Приложению 4(4) к Стандартам, а именно в п.8.6 не указан срок оплаты акций;
3. внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) цепных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведении):
- в нарушение п.6.2.8 Стандартов, п.2 ст.41 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" срок начала размещения ценных бумаг не зависит от даты уведомления акционеров общества;
- в нарушение п.6.4.8 Стандартов представленным обществом решением о размещении ценных бумаг не предусмотрен порядок приобретения ценных бумаг в случае отказа кого-либо из акционеров акционерного общества от приобретения причитающихся ему ценных бумаг, размещаемых путем закрытой подписки среди всех акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акции.
Полагая, что данный приказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ЗАО "Каменск-Лада" в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При этом заявитель ссылается на возможность заинтересованным лицом предоставления возможности исправить допущенные нарушения, поскольку они являются устранимыми.
Суд, оценив представленные доказательства, и проанализировав все обстоятельства дела, считает, что требованиями заявителя удовлетворению не подлежат. При этом суд руководствуется следующим.
Пунктом 3 статьи 28 Федеральный закон от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрена возможность принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций одновременно с принятием решения о внесении в устав акционерного общества положений об объявленных акциях.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган).
Региональное отделение осуществляет государственную регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах их выпусков, регистрации проспектов ценных бумаг, регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, что установлено п. 2.1.3 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, утв. Приказом ФСФР России от 12.03.2010 N 10-47/пз.
К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации. Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
Аналогичные нормы содержат и Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), согласно п. 2.4.9 которых регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов и электронных носителей в соответствии с настоящими Стандартами.
По смыслу данной правовой нормы течение 30-дневного срока исполнения запроса исчисляется со дня его получения.
В силу п. 2.4.10 Стандартов в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям настоящих Стандартов или иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента (далее именуются - устранимые нарушения), или признаков нарушений регистрирующим органом осуществляется проверка достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного пунктом 2.4.9 Стандартов, приостанавливается на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
Регистрирующий орган запрашивает документы, представление которых требуется для проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Согласно п. 2.6.7 Стандартов в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям настоящих Стандартов, а также в случае выявления иных устранимых нарушений или признаков нарушений регистрирующий орган принимает решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и/или необходимости представления эмитентом исправленных и/или дополненных документов.
При представлении эмитентом исправленных и/или дополненных документов в регистрирующий орган представляются только те документы, в которые вносились изменения и/или дополнения. Указанные документы представляются в установленном настоящими Стандартами количестве экземпляров с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.
В силу ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг и пункта 2.4.16 Стандартов основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг является нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствия условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах, несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также в случае непредставления в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения представленных обществом 09.03.2011 документов на государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, размещаемых посредством закрытой подписки, РО ФСФР России в УрФО установлено, что обществом в нарушение п. 2.4.6, 2.4.7, 2.4.2, 2.3.2, 6.3.1 Стандартов не представлены следующие документы: справка общества-эмитента об оплате уставного капитала; решение о дополнительном выпуске ценных бумаг не представлено в необходимом количестве экземпляров (в трех экземплярах); не представлена копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым утверждено решение о дополнительном выпуске, а также копия (выписка из) протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором принято решение об определении цены размещения акций.
Из представленного эмитентом Решения о размещении ценных бумаг - Решения об увеличении уставного капитала ЗАО "Каменск-Лада", принятого общим собранием акционеров общества 10.12.2010, следовало, что цена размещения акций определена по номинальной стоимости, тогда как информация об учете рыночной стоимости акций отсутствовала, что является нарушением п. 1 ст. 36, п. 1 ст. 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ "Об акционерных обществах").
В п. 8.7 Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг содержалась информация, не предусмотренная Решением о размещении ценных бумаг, относительно доли ценных бумаг дополнительного выпуска, при неразмещении которой дополнительный выпуск ценных бумаг считается несостоявшимся.
Пункты 8.1-8.3, 8.5 Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг содержали противоречивую и взаимоисключающую информацию о порядке размещения дополнительных акций. Противоречие выражалось в том, что указанные пункты содержали информацию о наличии преимущественного права приобретения дополнительных акций (п. 8.1 Решения содержит круг потенциальных приобретателей с указанием количества акций.), при этом предусматривали такой порядок распределения дополнительных акций, при котором все акционеры общества имеют возможность приобрести целое число дополнительных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций.
Вместе с тем в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 40 ФЗ "Об акционерных обществах" при таком порядке размещения дополнительных акций преимущественное право не предоставляется. Кроме этого, порядок приобретения дополнительных акций лицами, имеющими преимущественное право, также не соответствовал п. 2 ст. 40, п. 3 ст. 41 ФЗ "Об акционерных обществах".
В представленных обществом документах имелись также нарушения по порядку заполнения: решение о дополнительном выпуске ценных бумаг не соответствует Приложению 4(4) к Стандартам (в п. 8.6 решения не срок оплаты акций).
При этом суд не принимает во внимание довод заявителя о том, что указание срока оплаты акций в решении о выпуске ценных бумаг является не обязательным, с учетом следующего.
Согласно п. 8.6 (абз.1) в решении о выпуске ценных бумаг указываются условия, порядок оплаты ценных бумаг, в том числе форма расчетов, полное и сокращенное фирменное наименование кредитных организаций, их место нахождения, банковские реквизиты счетов, на которые должны перечисляться денежные средства, поступающие в оплату ценных бумаг, адреса пунктов оплаты (в случае наличной формы оплаты за ценные бумаги).
Кроме того, в соответствии с п. 7.4 Приложения (абз.5), информация, включаемая в решение, должна содержать порядок осуществления прав владельца опциона эмитента, в том числе срок (порядок определения срока) для заявления владельцем опциона требования о приобретении дополнительных акций эмитента, срок и порядок оплаты дополнительных акций владельцем опциона эмитента, срок конвертации опциона эмитента в дополнительные акции эмитента.
В соответствии с пунктом 2.4.10 Стандартов РО ФСФР России в УрФО 08.04.2011 направило в адрес эмитента уведомление о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг со сроком представления дополнительных и/или исправленных документов до 02.05.2011.
Помимо требований административного органа об устранении нарушений и противоречий данным уведомлением у общества также были запрошены документы, связанные с проведением общего собрания акционеров ЗАО "Каменск-Лада", на котором было принято Решение о размещении.
В уведомлении от 08.04.2011 внимание общества обращено на необходимость представления текстов документов (анкеты эмитента, решения о выпуске ценных бумаг, отчета об итогах выпуска) в формате, соответствующем требованиям Приказа ФСФР России от 18.06.2009 N 09-23/пз-н "Об утверждении требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (в XML-формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 и иметь расширение .smc). Для заполнения электронных документов в XML-формате должен использоваться программный продукт ФСФР России ("Программа-анкета эмитентов ФСФР России").
ЗАО "Каменск-Лада" 29.04.2011г. представило исправленные и дополненные документы на государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, размещаемых посредством закрытой подписки.
В ходе рассмотрения представленных обществом документов РО ФСФР России в УрФО вновь установлены нарушения.
Так в нарушение п. 2.4.6 Стандартов в представленной обществом справке об оплате уставного капитала неверно указан размер уставного капитала общества.
Поскольку для устранения замечаний относительно порядка размещения дополнительных акций, обществом из текста Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг была исключена информация о наличии преимущественного права, обществом в качестве порядка размещения дополнительных акций обществом была избрана форма, при которой всем акционерам общества предоставлена возможность приобрести целое число дополнительных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций.
В п. 8.2 Решения о дополнительном выпуске акций были внесены изменения, в результате чего дата начала размещения акций стала противоречить требованиям п. 2.1.1 Стандартов.
В соответствии с пунктом 8.2 решения о дополнительном выпуске акций дата начала размещения - на следующий день после даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, но не ранее уведомления акционеров общества о возможности приобретения ценных бумаг выпуска пропорционального количеству принадлежащих им акций, которое осуществляется не позднее чем за 30 дней до даты начала размещения акций. Дата окончания размещения акций - дата размещения последней акции выпуска, но не менее 45 дней с даты получения акционерами общества уведомления о возможности приобретения ценных бумаг пропорционального количеству принадлежащих им акций, и не позднее одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 6.4.9 Стандартов срок, в течение которого акции, облигации, конвертируемые в акции определенной категории (типа), и опционы эмитента, предоставляющие право приобретения акций определенной категории (типа), размещаемые путем закрытой подписки только среди всех акционеров - владельцев акций этой категории (типа), могут быть приобретены этими акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций этой категории (типа), должен составлять не менее 45 дней.
Данное требование не применяется для акционерных обществ, состоящих из одного акционера, а также в случае, если решение о размещении ценных бумаг принято единогласно всеми акционерами акционерного общества - владельцами его голосующих акций и содержит срок (порядок определения срока) их размещения.
В соответствии с пунктом 6.2.8 Стандартов в случае размещения акционерным обществом акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции, и опционов эмитента путем закрытой подписки только среди всех акционеров с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорциональною количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), решение о выпуске (дополнительном выпуске) таких ценных бумаг должно содержать:
дату, на которую составляется список акционеров, имеющих право приобретения размещаемых ценных бумаг, или порядок определения такой даты в соответствии с решением о размещении ценных бумаг;
порядок уведомления акционеров о возможности приобретения ими размещаемых ценных бумаг. При этом акционеры должны быть уведомлены о возможности приобретения ими целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа), в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах" и настоящими Стандартами для уведомления акционеров о возможности осуществления ими преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг;
срок или порядок определения срока, в течение которого акционерам предоставляется возможность приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа).
Таким образом, в случае размещения акций среди акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории, срок размещения им акций не должен быть менее 45 дней с даты уведомления их о наличии у них соответствующею права.
Исходя из условий размещения ценных бумаг, с одной стороны, срок размещения не может быть менее 45 дней с даты уведомления акционеров, с другой стороны, срок размещения начинается по истечении 30 дней с даты уведомления акционеров о наличии у них соответствующего права. То есть, срок для реализации права на приобретение акций начинается ранее срока размещения.
Кроме того, общество в п. 8.3 Решения о дополнительном выпуске акций не указало той необходимой информации, которая указывается в случае размещения акционерным обществом акций путем закрытой подписки только среди всех акционеров с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционального количеству принадлежащих им акций.
Более того, исходя из количества акций дополнительного выпуска, которое хотело разместить ЗАО "Каменск-Лада", и количества акций, принадлежащих каждому акционеру, пропорциональное приобретение целого числа акций акционерами было невозможным.
Количество акций, обозначенных в п. 8.1 решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, для круга потенциальных приобретателей, не соответствовало количеству акций, которое данные акционеры могли приобрести. При этом указание круга потенциальных приобретателей при избранном обществом порядке размещения дополнительных акций не требуется.
В соответствии с Приложением 2(1) к Стандартам анкета эмитента должна содержать дату, на которую заполнены сведения, и указанной датой является дата утверждения Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг.
Вместе с тем в РО ФСФР России в УрФО обществом была представлена исправленная анкета эмитента, при этом в тексте анкеты не была указана дата, на которую заполнены сведения.
Ввиду обнаружения устранимых нарушений после окончания срока, предусмотренного для проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, РО ФСФР России в УрФО 11.05.2011 в соответствии с пунктом 2.4.12 Стандартов приостановило эмиссию ценных бумаг общества, о чем в адрес Общества было направлено уведомление со сроком представления документов до 08.06.2011.
В уведомлении от 11.05.2011 обществу дополнительно сообщалось о необходимости представления в соответствии с п. 2.4.10, 2.4.12 Стандартов копии бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и/или за последний квартал, предшествующие дате представления исправленных и/или дополненных документов для государственной регистрации выпуска (бухгалтерская отчетность за 2010 г. и за 1 квартал 2011 г.), а также о необходимости переутверждения Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг в связи с внесением в него изменений и, соответственно, представления анкеты эмитента, заполненной на дату утверждения Решения о дополнительном выпуске акций.
ЗАО "Каменск-Лада" 03.06.2011г. вновь представило исправленные и дополненные документы на государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, размещаемых посредством закрытой подписки.
В ходе рассмотрения указанных документов РО ФСФР России в УрФО также установлены нарушения, а именно:
Анкета эмитента, составленная на новую дату, не содержала информации, предусмотренной п. 8 Приложения 2(1) к Стандартам (о наличии специального права на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в управлении эмитентом ("золотой акции"), сроке действия специального права); в п. 10 анкеты по одному из акционеров не указана вся информация, предусмотренная Стандартами; неполно указаны сведения в п. 15.
Вновь утвержденное Решение о дополнительном выпуске акций на титульном листе не содержало способа размещения акций.
В п. 8.1 Решения о дополнительном выпуске акций для приобретателей указана информация о возможности приобретения дробных акций в нарушение п. 3 ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах".
В п. 8.2 Решения о дополнительном выпуске акций дата начала размещения акций приведена в соответствие с п. 2.1.1 Стандартов. Однако в целях обеспечения соблюдения требований п. 6.2.8, 6.4.9 Стандартов обществу было указано на необходимость определения даты начала и окончания размещения акций в п. 8.2 Решения о дополнительном выпуске акций с учетом порядка и сроков уведомления акционеров о возможности приобретения целого числа акций.
В пункт 8.3 Решения о дополнительном выпуске акций была включена дополнительная информация, однако информация о сроке, в течение которого акционерам предоставлялась возможность приобретения целого числа дополнительных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций, не соответствовала требованиям п. 6.4.9 Стандартов.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Стандартов решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящими Стандартами, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
В соответствии с пунктом 8.3 Решения о дополнительном выпуске акций в случае если несколько потенциальных приобретателей по истечении 45 дней после получения уведомления о возможности приобретения ими целого количества акций, пропорционально имеющимся у них акциям откажутся от приобретения ценных бумаг, оставшийся один потенциальный приобретатель имеет право приобрести все акции дополнительного выпуска до даты окончания размещения акций.
При этом, в соответствии с пунктом 6.4.8 Стандартов в случае отказа кого-либо из акционеров акционерного общества от приобретения причитающихся ему ценных бумаг, размещаемых путем закрытой подписки среди всех акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, такие ценные бумаги остаются неразмещенными, если иное не предусмотрено решением об их размещении.
Таким образом, с учетом того, что решение об увеличении уставного капитала общества не предусматривало положений о возможности размещения акций, не приобретенных акционерами, имеющих право приобрести их пропорционально количеству принадлежащих им акций, включение в решение о дополнительном выпуске положений о возможности дальнейшего размещения неразмещенных акций не допускается.
Во избежание нарушений прав акционеров и неоднозначности толкования формулировок Решения о дополнительном выпуске акций РО ФСФР России в УрФО рекомендовало обществу детальнее обозначить порядок уведомления акционеров о возможности приобретения акций, а также порядок заключения договоров, оплаты ценных бумаг и зачисления их на лицевые счета, в случае заключения договоров в момент окончания срока размещения.
Также в целях приведения в соответствие документов на электронном носителе документам, представленным на бумажном носителе, эмитенту необходимо было указать в п. 8.6 Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг срок оплаты ценных бумаг.
Поскольку обществом не были устранены все нарушения, указанные в уведомлении о приостановлении эмиссии, РО ФСФР России в УрФО 14.06.2011 в адрес общества было направлено уведомление о необходимости устранения нарушений (исх. N 62-11-СФ-06/6290) со сроком представления документов до 20.07.2011.
При этом в связи с неисполнением требований уведомления о приостановлении эмиссии ценных бумаг от 11.05.2011 в части предоставления бухгалтерской отчетности, у эмитента были затребованы копии бухгалтерской отчетности за 2010 год и за 1 квартал 2011 года.
РО ФСФР России в УрФО, выявив 02.09.2011г. нарушения законодательства о рынке ценных бумаг при рассмотрении представленных 26.08.2011г. обществом документов, вынесло приказ об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг (62-11-1116/пз-и), копия которого вместе с уведомлением об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, была направлена в адрес эмитента.
При этом суд не принимает довод заявителя о том, что им представлена бухгалтерская отчетность в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2.4.5 Стандартов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, не сопровождающегося регистрацией проспекта пенных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов истек.
Если иное не установлено федеральными законами или в установленном ими порядке, годовая бухгалтерская отчетность эмитента должна состоять из:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
приложений к ним, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации;
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности эмитента, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
пояснительной записки.
Если иное не установлено федеральными законами или в установленном ими порядке, квартальная бухгалтерская отчетность эмитента должна состоять из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках.
В случае, если по каким-либо причинам эмитент не может представить годовую или квартальную бухгалтерскую отчетность в указанном в настоящем пункте составе, дополнительно представляется справка, содержащая соответствующие объяснения, которая должна быть подписана главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции.
Содержание представляемого в составе годовой бухгалтерской отчетности эмитента аудиторского заключения должно соответствовать требованиям, установленным федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" утверждены следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: форма отчета об изменениях капитала; форма отчета о движении денежных средств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса но состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.
Согласно бухгалтерскому балансу за 2010 Сумма активов ЗАО "Каменск-Лада" за 2009 составляет 95871000 руб.
В соответствии с пунктом 2.4.12 Стандартов в случае приостановления эмиссии цепных бумаг или приостановления течения срока в случае, указанном в пункте 2.4.10 Стандартов, и истечения срока представления бухгалтерской отчетности эмитента за соответствующий финансовый год (квартал), которая ранее не представлялась в регистрирующий орган в составе проспекта ценных бумаг или документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, регистрирующий орган требует от эмитента представления копии бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и/или за последний квартал, предшествующие дате представления исправленных и/или дополненных документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Таким образом, общество обязано было представить в РО ФСФР России в УрФО бухгалтерскую отчетность за 2010 год в составе бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности эмитента, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки; бухгалтерскую отчетность за 1 и 2 кварталы 2011 год в составе бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках.
Тем не менее, в РО ФСФР России в УрФО были представлены только бухгалтерские балансы за 2010 год, 1 и 2 кварталы 2011 года, отчеты о прибылях и убытках за 2010 год, 1 и 2 кварталы 2011 года.
Форма отчета об изменениях капитала за 2010 год, форма отчета о движении денежных средств за 2010 год, аудиторское заключение за 2010 год, а также справка, содержащая причины непредставления указанных форм отчетности, обществом представлены не были.
В соответствии со ст. 48, 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность вне зависимости от применения упрощенной системы налогообложения.
При этом акционерные общества, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
Данная правовая позиция аналогична изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 г. N 319-0, постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2009 г. по делу N А67-1866/2009.
Довод заявителя на возможность РО ФСФР России в УрФО указания сразу всех недостатков судом не принимается, поскольку при представлении документов после уведомления о нарушениях обществом представлялся дополнительный пакет документов с вновь допущенными недостатками либо не полностью представлялись запрашиваемые документы, в связи с чем в каждом уведомлении имелись вновь выявленные нарушения.
Заявитель также ссылается на возможность регистрирующего органа вновь приостановить эмиссию ценных бумаг в связи с выявленными нарушениями в представленных обществом документах, которые, по мнению общества, являются устранимыми.
Данный довод судом также судом не принимается, поскольку заинтересованным лицом в полной мере выполнены требования пп. 2.4.10-2.4.12 Стандартов.
Действующее законодательство не содержит положений о том, что регистрирующий орган должен бесконечно приостанавливать эмиссию ценных бумаг для устранения нарушений.
Более того, в соответствии с пунктами 47 и 49 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспекта ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 30.01.2007 N 07-8/пз-н (далее Административный регламент) в случае приостановления эмиссии ценных бумаг и представления организацией-заявителем исправленных и/или дополненных эмиссионных документов Управление рассматривает такие эмиссионные документы на предмет устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Если выявленные нарушения организацией-заявителем не устранены, РО ФСФР России в УрФО готовит следующие комплекты документов:
1) заключение;
2) проект приказа регистрирующего органа:
б) при представлении исправленных и/или дополненных эмиссионных документов после принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг:
об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (приложение N 7 к настоящему Административному регламенту):
об отказе в регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг (приложение N 8 к настоящему Административному регламенту).
Других вариантов действий регистрирующего органа в случае не устранения нарушений после приостановлении эмиссии ценных бумаг, Административный регламент не предусматривает.
При данных обстоятельствах, оценивая их в совокупности, суд не находит оснований для признания приказа РО ФСФР России в УрФО от 02.09.2011 г. N 65-11-1116/пз-и незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Каменск-Лада" (ИНН 6612005133) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2012 г. N А60-41866/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника