Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 июля 2011 г. N 33-10586/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Параевой В.С.
судей
Зарочинцевой Е.В., Кутыева О.О.
при секретаре
Байбаковой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июля 2011 года гражданское дело N 2-1842/11 по кассационным жалобам Отдела социальной защиты населения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского Государственного Учреждения "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2011 года по иску Скачковой А.И. к Отделу защиты населения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому Государственному Учреждению "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" об обязании произвести индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения представителя СПб ГУ "Городской информационно расчетный центр"- Горбачевой Г.М., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года, поддержавшей доводы кассационных жалоб, представителя Отдела социальной защиты населения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга- Орленко С.И., действующей на основании доверенности от 12.01.2011 года, поддержавшей доводы кассационных жалоб, Скачковой А.И., возражавшей против отмены решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
установила:
Скачкова Н.В. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчикам - Отделу социальной защиты населения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, СПб ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий", уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила обязать ОСЗН Администрации Приморского района Санкт-Петербурга произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и выдать соответствующее распоряжение СПб ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" о выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с последующей индексацией согласно законодательству РФ, а также выдать распоряжение о единовременной выплате образовавшейся задолженности и ее индексации.
В обоснование требований истица указала, что является вдовой Скачкова Н.В. - участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году, умершего 03.05.2002 года. Получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 01.06.2002 года. Просила проиндексировать указанные выплаты с 01.07.2000 года по 31.12.2000 года с применением коэффициента 1,581, с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года с применением коэффициента 1,515, с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года с применением коэффициента 1,208, с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года с применением коэффициента 1,41, с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года с применением коэффициента 1,153, с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года с применением коэффициента 1,11, с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года с применением коэффициента 1,09, с 01.01.2007 года с применением коэффициента 1,08.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2011 года исковые требования Скачковой А.И. удовлетворены частично.
Названным решением суд обязал Отдел по социальной защите населения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга произвести перерасчет Скачковой А.И. ежемесячных сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров, для расчета базовой величины с коэффициентами:
С 01.07.2000 года с применением коэффициента 1, 581 исходя из величины МРОТ; С 01.01.2001 года с применением коэффициента 1,515 исходя из величины роста МРОТ; С 01.07.2001 года с применением коэффициента 1, 5 исходя из величины роста МРОТ; С 01.01.2002 года - в 1,21 раза, исходя из роста прожиточного минимума; С 01.01.2003 года - в 1,41 раза, исходя из роста прожиточного минимума; С 01.01.2004 года -1,153 раза, исходя из роста прожиточного минимума; С 01.01.2004 года с учетом уровня инфляции 1,1; С 01.01.2005 года с учетом уровня инфляции 1,11; С 01.01.2006 года с учетом уровня инфляции 1,09; С 01.01.2007 года с учетом уровня инфляции 1,08 и выдать распоряжение о назначении Скачковой А.И. компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом указанных коэффициентов.
Суд обязал отдел социальной защиты населения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга составить и направить с СПБ ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" соответствующее распоряжение на выплату Скачковой А.И. пересчитанной суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с последующей индексацией в централизованном порядке и для выплаты единовременно задолженности за период с 01.06.2002 года по день вынесения решения суда.
Суд обязал СПб ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" составить заявку на выплату Скачковой А.И. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и суммы задолженностей в соответствии с распоряжением Отдела социальной защиты населения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга.
В остальной части исковых требований Скачковой А.И.- отказано.
В кассационных жалобах ОСЗН Приморского района Санкт-Петербурга, СПб ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" просят отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, а выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда неправильным и подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста; гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, согласно п. 22 части первой ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 24.11.1995 N 179-ФЗ гарантировалась денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3 МРОТ. Согласно части 2 статьи 14 Закона ЧАЭС указанная компенсация распространялась на семьи граждан, погибших в результате катастрофы на чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись льготы и компенсации, указанные в настоящей статье.
Законом Российской Федерации N 122-ФЗ от 07.08.2000 "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (далее - закон N 122-ФЗ от 07.08.2000) внесены изменения в законодательство, в том числе касающегося социальной защиты чернобыльцев. Так, в частности, п. 22 ч. первой ст. 14 базового чернобыльского закона законом N 122-ФЗ от 07.08.2000 изложен в следующей редакции "... в п. 22 слова "в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда" заменить словами "в размере 300 рублей". Настоящий закон в данной части вступил в силу с 01.01.2001 года.
Поскольку на момент обращения истицы 27.05.2002 года о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров вступил в силу закон N 122-ФЗ от 07.08.2000, устанавливающий размер данной компенсации в твердой сумме, истице была назначена денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. с 01.06.2002 года.
Часть 3 ст. 5 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает ежегодную индексацию компенсационных выплат исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
То обстоятельство, что все указанные выплаты входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.
Положения действующего законодательства позволяют сделать вывод, что в отношении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью действует порядок индексации, отличный от ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб.
При этом ст. 3 Федерального закона от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г., а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей.
Одновременно пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.04 г. N 847, от 07.05.2005 г. N 292, от 24.03.2006 г. N 163, от 25.04.2006 г. N 246, от 21.03.2007 г. N 171, от 21.12.2007 г. N 914, от 17.03.2008 г. N 181, от 03.09.2008 г. N 655, от 07.09.2009 г. N 545, и от 16.12.2009 г. N 1024 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Таким образом, в отношении ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью действовал порядок индексации в соответствии с увеличением МРОТ, в дальнейшем - с увеличением роста величины прожиточного минимума, а в настоящее время - исходя из роста индексов инфляции. В свою очередь, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения их фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно:
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года с применением коэффициента уровня инфляции 1,1;
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 г. N 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года с применением коэффициента уровня инфляции 1,11;
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 года N 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года с применением коэффициента уровня инфляции 1,09;
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года N 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2008 года с применением коэффициента уровня инфляции 1,07;
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 года N 914 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года с применением коэффициента уровня инфляции 1,08;
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 года N 181 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2008 года с применением коэффициента уровня инфляции 1,085;
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.2008 N 655 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2008 года с применением коэффициента исходя из уровня инфляции 1,105;
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.09.2009 N 545 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2009 года с применением коэффициента исходя из уровня инфляции 1,13;
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 N 1024 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2010 года с применением коэффициента исходя из уровня инфляции 1,13.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. N 35, "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановления от 05.04.2005 г. N 7) разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.
Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ не была признана неконституционной.
Таким образом, разъяснения порядка индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда, содержащиеся в п.п.5 и 6 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. N 35, не могут применяться при рассмотрении требований истицы.
В отсутствие правового регулирования со стороны Правительства Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановлением от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года N 7) дал рекомендации о проведении индексации за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года, с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132). Никаких иных индексов за указанный период Верховным судом Российской Федерации рекомендовано не было.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 23 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции постановления Пленума от 5 апреля 2005 года N 7)" указано следующее: "Разрешая споры, возникшие в связи с отказом в индексации компенсационных выплат исходя из уровня инфляции, в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", необходимо учитывать, что требования о проведении такой индексации, заявленные лицами, которым компенсационные выплаты были проиндексированы с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, не могут быть удовлетворены, поскольку это приведет к индексации на основании двух различных критериев одних и тех же выплат за один и тот же период.
Таким образом, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы СПб ГУ "Городского центра по начислению и выплате пенсий и пособий" о том, что двойная индексация компенсационных выплат за 2001, 2004 годы, примененная судом первой инстанции, противоречит закону и позиции Верховного суда Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2011 года отменить.
Скачковой А.И. в удовлетворении исковых требований к Отделу защиты населения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому Государственному Учреждению "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 июля 2011 г. N 33-10586/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)