Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 декабря 2010 г. N Ф07-11639/2010 по делу N А52-708/2010
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2011 г. N Ф07-11639/10 по делу N А52-708/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2010 г. N Ф07-11639/2010 по делу N А52-708/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Захаровой М.В.,
судей Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области Масневой А.Л. (доверенность от 11.08.2009 N 38-МН), от открытого акционерного общества "Псковский завод механических приводов" Попова И.В. (доверенность от 31.03.2010),
рассмотрев 23.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 18.05.2010 (судья Васильева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 (судьи Романова А.В., Козлова С.В., Шадрина А.Н.) по делу N А52-708/2010,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к открытому акционерному обществу "Псковский завод механических приводов" (далее - Общество) о взыскании 7 578 016 руб. 46 коп., в том числе 5 580 186 руб. 75 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2008 по 30.04.2010 и 1 997 829 руб. 71 коп. пеней с 11.12.2007 по 20.03.2010 по договору от 15.08.2003 N 2 аренды земельного участка (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением от 18.05.2010, оставленным без изменения постановлением от 03.08.2010, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Территориальное управление, считая решение и постановление принятыми с нарушением норм материального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор от 15.08.2003 N 2 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, площадью 211 758,90 кв.м, с кадастровым номером 60:27:130203:01, по адресу: город Псков, Индустриальная улица, дом 9/1, для использования в целях эксплуатации объектов недвижимости производственного назначения сроком по 14.08.2018.
По акту приема-передачи от 15.08.2003 земельный участок передан арендатору.
Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном порядке.
Размер арендной платы за участок в 2003 году составлял 1 506 448 руб. 08 коп. (пункт 5.1 договора аренды).
Согласно пункту 5.6 договора размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы.
Арендодатель обязан производить перерасчет арендной платы и своевременно информировать об этом арендатора (пункт 6.2.4 договора аренды).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арендатором обязательства по внесению арендной платы он выплачивает арендодателю пени из расчета 0,05% от месячного размера арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Согласно расчету арендной платы на 2007 год стороны согласовали годовую сумму арендной платы за земельный участок в 2007 году исходя из базовой ставки арендной платы за землю (2,5% от удельного показателя кадастровой стоимости земли в кадастровом квартале). Основание: решение Псковской городской Думы от 30.11.2006 N 344 "О ставках арендной платы за землю на территории города Пскова, порядке и сроках уплаты арендных платежей" и постановление администрации Псковской области от 21.10.2003 N 405 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений".
Неисполнение Обществом обязанности по внесению арендной платы в полном объеме, размер которой определен на основании указанного расчета, послужило основанием для обращения Территориального управления в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал Территориальному управлению в удовлетворении требований, так как посчитал, что расчет арендной платы в 2007 году произведен с применением нового порядка расчета арендной платы, что не предусмотрено условиями заключенного сторонами договора аренды; факт подписания расчета со стороны арендатора не свидетельствует о внесении изменений в договор аренды в части определения арендной платы, поскольку соглашение об изменении договора не прошло государственную регистрацию. Кроме того, суд пришел к выводу, что нормативные документы Псковской городской Думы не распространяются на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, полагает, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании изложенного, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом аренды должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором.
Спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Установление порядка определения размера арендной платы при передаче данного земельного участка в аренду в силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации относится к компетенции Российской Федерации. Правительством Российской Федерации размер, порядок и условия внесения арендной платы на 2008 год не установлены.
Согласно условиям договора аренды земельного участка от 15.08.2003 N 2 расчет арендной платы на 2003 год произведен исходя из базового размера ставки арендной платы за землю на территории города Пскова. В связи с изменением решением Псковской городской Думы от 30.11.2006 N 344 ставок арендной платы за землю на территории города Пскова, которые с 01.01.2007 устанавливаются в процентах от удельного показателя кадастровой стоимости земли в кадастровом квартале, сторонами согласован расчет арендной платы на 2007 год.
В силу статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пункт 5.6 договора аренды допускает изменение размера арендной платы при изменении базовой ставки арендной платы. В силу пункта 7.1 договора аренды в таком случае не требуется оформления дополнительного соглашения, соответственно, его государственной регистрации.
Таким образом, при заключении договора от 15.08.2003 N 2 стороны определили, что размер арендной платы исчисляется исходя из базового размера ставки арендной платы за землю на территории города Пскова, и предусмотрели механизм (условия, порядок, сроки) изменения цены договора (не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы).
Суды не установили, что условия договора аренды противоречат нормативным актам Российской Федерации или органов местного самоуправления по вопросам определения арендной платы.
Поэтому у судов не было оснований считать, что расчет арендной платы на 2007 год произведен не в соответствии с условиями договора аренды.
Из материалов дела не следует, что с 2008 года были изменены базовые ставки арендной платы.
В силу пункта 6.4.3 договора аренды арендатор обязан уплачивать в размере и на условиях, установленных договором, арендную плату.
Следует отметить, что в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 дано следующее толкование правовых норм. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. Стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, вступившим в силу 04.08.2009, утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Арендная плата с момента вступления в силу названного постановления должна исчисляться по утвержденным Правилам, поскольку стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки.
Таким образом, выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить правильность расчета размера требований с учетом условий договора аренды и нормативных актов, устанавливающих размер арендной платы за пользование таким земельным участком; с учетом установленных обстоятельств разрешить спор, распределить расходы по госпошлине, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 18.05.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 по делу N А52-708/2010 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.