Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Комитета
по труду и занятости населения
Московской области
от 19 ноября 2010 г. N 30-р
Методические рекомендации
по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном Российской Федерацией порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействия трудоустройству инвалидов
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном Российской Федерацией порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействия трудоустройству инвалидов (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям Московской области центрам занятости населения (далее - центры занятости) при реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 N 48/3 (далее - Программа).
1.2. При реализации мероприятий Программы центры занятости руководствуются Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ"; постановлением Правительства Московской области от 29.01.2010 N 48/3 "Об утверждении программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год"; Соглашением между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Московской области о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, от 10.02.2010 N 78/2010; Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации (далее - Минздравсоцразвития) от 7.07.2007 года N 401; Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 28.06.2007 N 449; настоящими Методическими рекомендациями.
1.3. Общественные работы, временное трудоустройство работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы могут быть организованы по видам работ, профессиям (специальностям) в организациях, включенных в Программу.
1.4. Оборудование специальных рабочих мест и трудоустройство на них инвалидов осуществляется в организациях, включенных в Программу.
1.5. Участниками мероприятий Программы могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.
1.6. Участниками мероприятий Программы не могут быть организации, в которых начата процедура банкротства, которые объявлены в установленном порядке несостоятельными (банкротами) или по которым вынесено решение о назначении внешнего управления, санации уполномоченным на то органом, организации, которые в рамках реализации мероприятий Программы предоставляют для трудоустройства граждан рабочие места, находящиеся в стадии трудовых споров, а также организации, имеющие задолженности по уплате налогов и сборов.
Участниками мероприятий Программы не могут быть государственные (муниципальные) учреждения.
1.7. Основные термины и понятия, применяемые в Методических рекомендациях.
Общественные работы - трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Временное трудоустройство - трудовая деятельность на определенный период времени или для выполнения определенной работы.
Стажировка - временная трудовая деятельность, организуемая для выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы в соответствии с полученной специальностью.
Работники, находящиеся под угрозой массового увольнения - работники организаций:
в отношении которых работодателем в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке введен режим неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя);
находящиеся в простое (временной приостановке работ);
находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы.
Работодатели - юридические лица, индивидуальные предприниматели.
2. Организация общественных работ
2.1. Общественные работы призваны обеспечивать:
осуществление потребностей муниципальных образований Московской области и организаций в выполнении социально значимых работ;
предоставление гражданам, в том числе работникам, находящимся под угрозой увольнения, временного заработка;
сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
2.2. Перечень видов общественных работ утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления Московской области.
2.3. Участвовать в общественных работах имеют право работники организаций, находящиеся под угрозой массового увольнения, а также признанные в установленном порядке безработные граждане и граждане, ищущие работу, зарегистрированные в центрах занятости в целях поиска подходящей работы.
2.4. В приоритетном порядке в число участников мероприятий по организации общественных и временных работ включаются организации в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), а также организации, которые до экономического кризиса были рентабельными, а в период кризиса испытали значительное падение производства (выручки) и вследствие этого проводят оптимизацию численности с учетом реальных объемов производства.
2.5. Поддержка избыточной численности предприятия не является целью реализации мероприятий Программы.
2.6. При организации общественных работ в рамках Программы между центром занятости и работодателем заключается договор, предусматривающий возмещение работодателю затрат на оплату труда работникам пропорционально периоду участия в мероприятиях из расчета не более минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) (возмещаемую заработную плату).
2.7. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.
2.8. При определении размера оплаты труда за работу, не предусмотренную действующей у работодателя системой оплаты труда или не соответствующую его основной деятельности (например, благоустройство территории, ремонтные работы), работодатель устанавливает размер оплаты труда, сопоставимый со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой работников организаций по соответствующим видам экономической деятельности в Московской области.
2.9. Оплата ежегодного отпуска или выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника производится за счет фонда оплаты труда и подлежит включению в расчет компенсации затрат работодателю на заработную плату участников мероприятия за счет средств субсидии. При этом следует учитывать, что суммарная компенсация затрат работодателя на заработную плату в месяц не должна превышать минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды).
2.10. С гражданами, принимающими участие в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. Срок действия трудового договора не должен превышать срока действия договора между центром занятости и работодателем.
2.11. Договоры, заключаемые центрами занятости с организациями, установившими режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в соответствии с требованиями статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации, заключаются на срок, не превышающий период, на который установлен режим неполного рабочего времени.
2.12. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
2.13. Центр занятости на основании полученной от работодателя информации о трудоустройстве на общественные работы (копия приказа о приеме на работу) снимает с учета безработных граждан, участвующих в общественных работах и относящихся к категории граждан, указанных в п. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также граждан, ищущих работу, с даты приема на работу, о чем в карточке персонального учета гражданина производится соответствующая запись.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В период участия в общественных работах безработным гражданам может оказываться материальная поддержка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.14. Гражданин может самостоятельно принять решение о прекращении участия в мероприятиях. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
2.15. Работодатель обязан уведомить центр занятости в случае увольнения гражданина по любым основаниям.
2.16. Работодатель представляет в центр занятости по месту своего нахождения заявку на участие в организации общественных работ по форме согласно приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
2.17. Центр занятости рассматривает заявку работодателя на соответствие ее показателям Программы и принимает ее или отклоняет с указанием конкретных причин, о чем письменно уведомляет работодателя.
2.18. В соответствии с принятой заявкой центр занятости заключает с работодателем (далее - Стороны) договор об организации общественных работ (далее - Договор) (образец - приложение N 2 к настоящим методическим рекомендациям). После окончания действия Договора Сторонами подписывается Акт о выполнении договорных обязательств (образец - приложение N 3 к настоящим методическим рекомендациям).
2.19. Центр занятости в установленном порядке выдает направления на работу участникам общественных работ из числа безработных или ищущих работу граждан.
3. Организация временного трудоустройства
3.1 Временное трудоустройство организуется в целях обеспечения занятости и временного заработка работникам организаций, находящимся под угрозой увольнения.
3.2. При организации временного трудоустройства между центром занятости и работодателем заключается договор, предусматривающий возмещение работодателю затрат на оплату труда работникам пропорционально периоду участия в мероприятиях из расчета не более минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) (возмещаемую заработную плату).
3.3. С гражданами, принимающими участие во временном трудоустройстве, работодатель заключает срочный трудовой договор. Данные работы носят для организации временный характер.
3.4. Преимущественным правом на участие во временных работах, организуемых работодателями в рамках Программы, пользуются работники организаций, находящиеся под угрозой увольнения, и работающие в данных организациях.
С работниками организаций заключается срочный трудовой договор на условиях внутреннего совместительства, предусматривающий в обязательном порядке изменение его трудовой функции.
3.5. При направлении на временное трудоустройство учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
3.6. Гражданин может самостоятельно принять решение о прекращении участия в мероприятиях. Срочный трудовой договор о временном трудоустройстве гражданина может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную работу.
3.7. Работодатель обязан уведомить центр занятости населения в случае увольнения работника по любым основаниям.
3.8. Работодатель представляет в центр занятости по месту своего нахождения заявку на участие во временном трудоустройстве по форме согласно приложению N 1 к настоящим методически рекомендациям.
3.9. Центр занятости рассматривает заявку работодателя на соответствие ее показателям Программы, принимает ее или отклоняет с указанием конкретных причин, о чем письменно уведомляет работодателя.
3.10. В соответствии с принятой заявкой центр занятости заключает с работодателем (далее - Стороны) договор об организации временного трудоустройства (далее - Договор) (образец - приложение N 4 к настоящим методическим рекомендациям). После окончания действия Договора Сторонами подписывается Акт о выполнении договорных обязательств (образец - приложение N 5 к настоящим методическим рекомендациям).
4. Организация стажировки
4.1. Основной целью стажировок выпускников образовательных учреждений (далее - выпускники) является приобретение ими практического опыта работы, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.
Целями стажировки также являются содействие занятости выпускников, испытывающих трудности в поиске работы, и содействие работодателям в подборе необходимых работников в соответствии с имеющейся потребностью.
4.2. Стажировка организуется для выпускников, зарегистрированных в центрах занятости в установленном порядке как безработные и граждане, ищущие работу.
4.3. Стажировка выпускников проводится в организациях различных организационно-правовых форм (далее организация).
Стажировка выпускников организуется как производственная (трудовая) деятельность ее участников на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах по полученной квалификации (профессии, специальности), а также иным направлениям профессиональной подготовки, родственным по содержанию работ.
4.4. Основными видами стажировки выпускников являются:
4.4.1. Стажировка выпускников на рабочем месте по полученной квалификации в результате освоения основной профессиональной образовательной программы (по направлению подготовки или специальности высшего профессионального образования, специальности среднего профессионального образования, профессии начального профессионального образования).
4.4.2. Стажировка выпускников организуется на рабочем месте по полученной профессии (специальности), или по родственным направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, родственным специальностям среднего профессионального образования, профессии начального профессионального образования.
4.5. При организации стажировки между центром занятости и работодателем заключается договор, предусматривающий возмещение работодателю затрат на оплату труда стажирующихся выпускников, пропорционально периоду участия в мероприятиях или в зависимости от выполненного им объема работ из расчета не более минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) (возмещаемую заработную плату).
4.6. С выпускниками, принимающими участие в стажировке, работодатель заключает срочный трудовой договор.
Средняя продолжительность стажировки выпускников составляет 6 месяцев.
4.7. Работодателю в соответствии с законодательством Российской Федерации могут возмещаться затраты на доплаты работникам старшего возраста за наставничество выпускников в размере не более одной второй, установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) в месяц за каждого стажирующегося выпускника.
В этом случае в трудовой договор работника, выступающего в роли наставника, вносится (с его согласия) дополнения в части возложения на него дополнительных обязанностей и установления доплаты (надбавки) за наставничество.
4.8. Выпускник образовательного учреждения, прошедший в 2009 году стажировку в целях приобретения им опыта работы менее 6 месяцев, при необходимости может быть повторно направлен для участия в указанном мероприятии в 2010 году.
4.9. Содержание стажировки выпускников определяется должностной инструкцией (регламентом) на конкретное рабочее место, утвержденной руководителем соответствующего подразделения организации, в которой выпускник проходит стажировку.
4.10. При направлении на стажировку учитываются состояние здоровья, специальность по полученному образованию и другие индивидуальные особенности выпускников.
4.11. В период стажировки безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущим работу впервые, может оказываться материальная поддержка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.12. Выпускник может самостоятельно принять решение о прекращении участия в мероприятиях. Срочный трудовой договор о стажировке выпускника может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную работу.
4.13. Работодатель обязан уведомить центр занятости в случае увольнения выпускника по любым основаниям.
4.14. Работодатель представляет в центр занятости по месту своего нахождения заявку на участие в организации стажировки (приложение N 1 к настоящим методическим рекомендациям).
4.15. Центр занятости рассматривает заявку работодателя на соответствие ее показателям Программы, принимает ее или отклоняет с указанием конкретных причин, о чем письменно уведомляет работодателя.
4.16. В соответствии с принятой заявкой центр занятости заключает с работодателем (далее - Стороны) договор об организации стажировки (далее - Договор) (образец - приложение N 6 к настоящим методическим рекомендациям). После окончания действия Договора Сторонами подписывается Акт о выполнении договорных обязательств (образец - приложение N 7 к настоящим методическим рекомендациям).
4.17. Центр занятости в установленном порядке выдает выпускнику направление на стажировку.
5. Содействие трудоустройству инвалидов
5.1. Основной целью содействия трудоустройству инвалидов является социльно-профессиональная адаптация инвалида на рабочем месте, создание условий для полной реализации граждан с ограниченными возможностями профессиональных навыков и умений, из числа безработных или ищущих работу граждан.
5.2. При реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов между центром занятости и работодателем заключается договор, предусматривающий возмещение работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку специального оборудования, необходимого для дооснащения существующего или вновь созданного рабочего места, составляющих не более 30,0 тыс. рублей на 1 (одно) постоянное рабочее место.
5.3. Возмещению подлежат затраты на оснащение специального рабочего места для трудоустройства инвалида, требующего дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, специальная мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы.
5.4. Возмещение затрат Работодателю на оснащение специального рабочего места для трудоустройства инвалида на безвозмездной и безвозвратной основе может осуществляться как до их возникновения (авансирование), так и по факту возникновения (компенсация).
5.5. Проектирование и оснащение специального рабочего места для инвалида осуществляется с учетом профессий, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничений способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
5.6. Договор, заключаемый центром занятости с работодателем должен предусматривать трудоустройство на оборудованное специальное рабочее место инвалида по направлению центра занятости и обязанность работодателя в случае увольнения инвалида, трудоустроенного на оснащенное рабочее место, известить об этом центр занятости и принять другого инвалида на освободившееся рабочее место.
5.7. Работодатель вправе создавать специальное рабочее место в счет квоты, если организация в соответствии с Законом Московской области "О квотировании рабочих мест" обязано осуществлять квотирование.
5.8. Работодатель вправе организовать специализированное рабочее место инвалида у него дома, если надомный труд используется в этой организации как форма хозяйствования, а оформление надомного труда осуществляется в соответствии со статьями 310-312 главы 49 "Особенности регулирования труда надомников" Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.9. Создание временных специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в рамках Программы не предусматривается.
5.10. Работодатель представляет в центр занятости по месту своего нахождения заявку на участие в мероприятии по содействию трудоустройству инвалидов (приложение N 1 к настоящим методическим рекомендациям).
5.11. Центр занятости рассматривает заявку работодателя на соответствие ее показателям Программы, принимает ее или отклоняет с указанием конкретных причин, о чем письменно уведомляет работодателя.
5.12. В соответствии с принятой заявкой центр занятости заключает с работодателем (далее - Стороны) договор, предусматривающий возмещение работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального оборудования и трудоустройство инвалида (далее - Договор) (образец - приложение N 8 к настоящим методическим рекомендациям). После окончания действия Договора Сторонами подписывается Акт о выполнении договорных обязательств (образец - приложение N 9 к настоящим методическим рекомендациям)
5.13. Центр занятости в установленном порядке выдает направления на трудоустройство инвалида на специальное рабочее место.
6. Порядок финансирования мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном Российской Федерацией порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействия трудоустройству инвалидов
6.1. Финансирование расходов, связанных с организацией общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном Российской Федерацией порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействия трудоустройству инвалидов осуществляется из средств субсидии федерального бюджета по КБК расходов 030 04 01 5100301 013, КОСГУ 241, 242, 226 "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке субъектов Российской Федерации" и средств бюджета Московской области по КБК расходов 030 04 01 5223101 013, КОСГУ 241, 242, 226 "Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год".
6.2. Финансовые средства на реализацию мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном Российской Федерацией порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, по содействию трудоустройству инвалидов выделяются Комитетом центрам занятости в соответствии с Программой.
6.3. Перечисление денежных средств на расчетный счет работодателя осуществляется центром занятости на основании заключенных в установленном порядке договоров.
Источником финансового обеспечения заключенных договоров по возмещению работодателю затрат на оплату труда работникам, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном Российской Федерацией порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, затрат на заработную плату выпускникам образовательных учреждений, направленным на стажировку в целях приобретения ими опыта работы, выплаты за наставничество, возмещение затрат на оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов являются субсидии федерального бюджета и средства бюджета Московской области одновременно.
В платежных поручениях на перечисление финансовых средств указывается целевое направление их расходования.
6.4. Учет финансовых средств, выделенных организации для возмещения работодателю затрат на оплату труда работникам, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном Российской Федерацией порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, затрат на заработную плату выпускникам образовательных учреждений, направленным на стажировку в целях приобретения ими опыта работы, выплат за наставничество, возмещение затрат на оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов из средств федерального бюджета и бюджета Московской области, осуществляется центром занятости раздельно (субсидия федерального бюджета, средства бюджета Московской области, средства работодателя).
7. Отчет и контроль
Центры занятости осуществляют:
7.1. Контроль за целевым расходованием средств, выделенных для возмещения работодателю затрат на оплату труда работникам, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном Российской Федерацией порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, затрат на заработную плату выпускникам образовательных учреждений, направленным на стажировку в целях приобретения ими опыта работы, выплаты за наставничество, возмещение затрат на оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
7.2. Закрытие договоров, заключенных с работодателями на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки, по содействию трудоустройству инвалидов после исполнения ими всех договорных обязательств на основании акта о выполнении договорных обязательств.
7.3. Подготовку и представление в Комитет отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.