Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека
в Краснодарском крае в 2010 году
См. также доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2011 году
Краткие политические и социально-экономические показатели развития Краснодарского края
Раздел I. Развитие института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае
Глава 2. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека с правоохранительными органами
Раздел II. Реализация Уполномоченным по правам человека функциональных задач
Глава 5. Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2010 году
Глава 6. Реализация гражданских (личных) прав и свобод человека и гражданина
6.1. Право на судебную защиту, на справедливый и независимый суд
6.1.1. Право на исполнение судебных решений
6.4. Свобода от пыток, бесчеловечного обращения и наказания
6.4.1. Право на содержание под стражей в соответствии с требованиями законодательства
6.5. Право на свободу и личную неприкосновенность
6.6. Право на квалифицированную юридическую помощь
Глава 7. Реализация политических прав и свобод
7.1. Право на смену власти через выборы
Глава 8. Реализация экономических и социальных прав и свобод
8.2. Право на жилище и благоприятные условия проживания
8.3. Право собственности. Право собственности на землю
Глава 10. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в области прав и свобод человека
Подраздел IV. Совершенствование законодательства Краснодарского края в сфере прав человека
12.1. Выводы, вытекающие из Доклада
Введение
Введение в Доклад
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае (далее по тексту - Доклад) в 2010 году составлен в соответствии с требованиями ст. 17 закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г. N 287-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае" (далее- закон об Уполномоченном по правам человека и Уполномоченный по правам человека).
Он является ежегодным, обязательным, документом, который представляется Законодательному Собранию Краснодарского края и обнародуется для всеобщего сведения населения края.
Настоящий Доклад уже девятый по счету с момента назначения на должность первого Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае Козицкого А.Г.
Как и предыдущие доклады, он не является самоотчетом. Через деятельность Уполномоченного по правам человека в нем приводится анализ состояния прав человека в Краснодарском крае и примеры реагирования на выявленные факты нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Своим Докладом Уполномоченный по правам человека стремится довести до населения, органов власти, общественности свои оценки состояния прав человека в крае, привлечь их внимания к имеющимся проблемам в этой сфере, необходимости их соблюдения, обеспечения гарантий и защиты.
В своем Докладе Уполномоченный по правам человека не претендует на полное и исчерпывающее изложение всех имевшихся фактов нарушений прав человека, на неоспоримость описанных событий. Это его мнение, которое он вправе высказывать в силу закона об Уполномоченном по правам человека.
Вместе с тем, Доклад не является абстрактным документом. Законодательно закреплено, что в нем "должны содержаться общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, быть указаны государственные органы, органы местного самоуправления в Краснодарском крае и должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и гражданина и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите".
Так как закон не наделяет Уполномоченного по правам человека властными полномочиями, критерием оценки его деятельности по устранению нарушений прав человека могут служить лишь примеры реагирования на ставшие известными ему такие случаи.
Доклад составлен как аналитический документ, в основу которого положены события и факты, имевшие место на территории Краснодарского края в 2010 году. Он является результатом деятельности по выполнению возложенных законом об Уполномоченном по правам человека задач, анализа поступающих в его адрес обращений заявителей, общения на личном приеме, мониторинга состояния прав человека в крае, официальных ответов государственных и муниципальных учреждений и других структур. Для его составления также использованы статистические данные различных ведомств федерального и регионального уровней. Отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты, прав человека.
В необходимых случаях в тексте Доклада указаны источники информации. При составлении Доклада максимально учитывались общепринятые требования: достоверность, новизна информации, актуальность поднимаемых проблем, юридический язык изложения, логика, понятная для читателя, структура и другие.
В Докладе больше внимания уделяется анализу имеющихся материалов и выявлению на их основе системных проблем в области прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека полагает, что такой подход позволяет уменьшить объем Доклада за счет сокращения приводимых примеров из практики своей деятельности. Аналитические выводы всегда могут быть подтверждены собранными документами и другими фактическими материалами.
События, которые упоминаются в Докладе, описываются только один раз, в одной из глав, даже при условии, что они затрагивают и другие права и свободы.
При определении структуры Доклада, учтены требования статьи 10 закона об Уполномоченном по правам человека, определяющей основные задачи его деятельности. Всего их четыре, которые равнозначны по отношению друг к другу, хотя, исходя из сложившейся ситуации с правами человека в данном периоде времени и в зависимости от условий развития самого института, некоторые из них могут оказаться приоритетными.
Уполномоченный по правам человека также считает необходимым включить в Доклад некоторые политические и социально-экономические показатели развития края и раздел, который отражает развитие самого института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. Это позволяет показать условия, которые могли повлиять на состояние прав человека в крае в истекшем году, и способность органов власти обеспечить их гарантии и защиту в случае нарушения.
Настоящий Доклад состоит из разделов, повторяющих задачи деятельности Уполномоченного, которые разделены на подразделы, главы и пункты. Все они размещены, как считает Уполномоченный по правам человека, с учетом их первоочередности и важности.
Подраздел I раздела II Доклада составлен с учетом принятой в правозащитной практике классификации прав и свобод человека и гражданина, а также количества поступивших обращений, от большего к меньшему.
Уполномоченный по правам человека исходит из понимания роли и места возглавляемого им института в системе институтов гражданского общества и государства. Важнейшими задачами считает его дальнейшее развитие, укрепление авторитета и повышение роли в общественной жизни как одного из демократических институтов.
Отличие настоящего Доклада от предыдущего состоит в том, что он более полно отражает состояние социально-экономических прав отдельных категорий граждан, имеющих социальные гарантии в соответствии с законодательством: ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, инвалидов, больных тяжелыми формами туберкулеза, проживающих в ветхом жилье и других.
Этот выбор не случаен. Проблема выполнения органами власти всех уровней законодательно установленных гарантий не раз отмечалась Президентом и Правительством Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека посчитал необходимым отдельно остановиться на вопросах реализации права на жилище в связи со сносом непригодного для проживания жилья и предоставлением в этой связи переселяемым гражданам другого жилого помещения.
При написании Доклада учитывалось и то обстоятельство, что прошедший год является десятилетним юбилеем со времени учреждения государственного института по защите прав человека на Кубани. Важно отметить в этой связи прозвучавшие оценки с трибуны Законодательного Собрания края о том, что институт состоялся и его деятельность является полезной и необходимой для жителей края.
Согласно Закону об Уполномоченном по правам человека, Доклад направляется в Законодательное Собрание Краснодарского края для подготовки и проведения процедуры его официального представления, после которой он подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации Краснодарского края.
Краткие политические и социально-экономические показатели развития
Краснодарского края
Краснодарский край (Кубань) самый южный приграничный регион России. Территория края составляет 75,5 тыс. кв.км. (0,4% территории Российской Федерации). Край расположен на Кубано-Приазовской низменности и частично в западной части Большого Кавказа (Северный Кавказ). По территории края протекает река Кубань, которая дает ему второе название, используемое в обиходе. Он граничит с субъектами Российской Федерации: на севере и северо-востоке - Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - Карачаево-Черкесской Республикой. Государственная граница проходит: на юге - с Республикой Абхазией, на западе - Украиной. Краснодарский край омывается водами Азовского и Черного морей, где расположены основные курорты России и морские порты с выходом в Средиземноморский бассейн. Общая протяженность границ составляет 1540 км, из которых 740 км - морская граница.
Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через город Новороссийск - главный порт России на Черном море - транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.
Все указанные факторы придают Краснодарскому краю статус важного стратегического региона.
Краснодарский край состоит из 38 районов, 26 городов, 12 поселков городского типа, 411 сельских, поселковых, станичных округов, объединяющих 1724 сельских населенных пунктов.
Краснодарский край отличает высокая степень многообразия: проживают представители более 120 этнических общностей. Он является одним из самых густонаселенных регионов России (67,7 человек на 1 кв. км). По расчетным данным численность постоянного населения края на 1 октября 2010 г. составила 5175,8 тыс. человек, из которого 2718,9 тыс. человек (52,5%) - горожане и 2456,9 тыс. человек (47,5%) - сельские жители. Население края увеличилось с начала года на 15101 человека.
Краснодарский край территориально входит в Южный Федеральный округ.
Главой исполнительной власти Краснодарского края является глава администрации (губернатор) Краснодарского края. С декабря 2000 года по настоящее время эту должность занимает Александр Николаевич Ткачев. Законодательное Собрание Краснодарского края своим Постановлением от 23.04.2007 г. N 3062-П, по представлению Президента Российской Федерации, утвердило Ткачева А.Н. на новый срок на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Представительный орган власти - Законодательное Собрание Краснодарского края - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Нынешний его четвертый состав избран на досрочных выборах 2 декабря 2007 года. С 1995 года по настоящее время Законодательное Собрание Краснодарского края возглавляет Владимир Андреевич Бекетов.
На Кубани зарегистрировано 7 региональных отделений политических партий: "Единая Россия", "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Российской объединенная демократическая партия "Яблоко", "Либерально-демократическая партия России", "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Правое дело".
На 01.07.2010 года численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Краснодарского края, составила 3 851 636 человек.
Всего в 2010 году на территории Краснодарского края проводились выборы 7 раз.
Климатические условия и более высокий уровень жизни в Краснодарском крае относительно других регионов являются привлекательными для мигрантов.
Миграционный прирост населения края по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. вырос на 1196 человек, или на 5,9%, что произошло в результате увеличения числа зарегистрированных прибывших в край - на 2299 человек, или на 6,2%.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 года по итогам обследования населения по проблемам занятости в среднем за август-октябрь 2010 г., составляла 2601,7 тыс. человек, или 50,3% от общей численности населения края. В их числе 2430,5 тыс. человек (93,4%) были заняты в экономике и 171,2 тыс. человек (6,6%) не имели работы или доходного занятия, но активно искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные. Среднесписочная численность работающих по полному кругу организаций в январе-октябре 2010 г. составила 1457,1 тыс. человек. В октябре 2010 г. в организациях работали 1092,8 тыс. человек штатных работников. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 50,1 тыс. человек.
В январе-ноябре 2010 г. денежные доходы населения сложились в сумме 906,8 млрд. рублей и увеличились по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. на 22,4%, денежные расходы населения - соответственно 1000,0 млрд. рублей (на 13,8%). Превышение денежных расходов населения над доходами составило 93,2 млрд. рублей. В ноябре 2010 г. среднедушевые денежные доходы составляли 18528 рублей в месяц.
Среднемесячная номинальная заработная плата (без выплат социального характера) в организациях, начисленная за сентябрь 2010 г., составляла 16953 рубля. По сравнению с сентябрем 2009 г. увеличилась на 10,6%.
Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, за сентябрь 2010 г. по сравнению с сентябрем 2009 г. увеличилась на 2,7%.
На 1 октября 2010 г. средний размер назначенных пенсий по данным Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 41,1%, в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги) - на 31,0% и составил 7130 рублей.
В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета края (с учётом безвозмездных поступлений) достигли 121,5 млрд. рублей или 111,9% к аналогичному периоду 2009 года.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края увеличилось на 14,1% и превысило 89,6 млрд. рублей.
Расходы консолидированного бюджета края были профинансированы в сумме 111,2 млрд. рублей, что составляет 116% к объемам 9 месяцев 2009 года. Годовые бюджетные назначения исполнены на 61%.
Основу экономического потенциала края составляют агропромышленный, топливно-энергетический и курортно-рекреационный комплексы, машиностроение, приборостроение, химическая и легкая промышленность, лесное хозяйство, деревообработка и мебельное производство, кредитно-финансовая система, многочисленные научные, проектно-конструкторские учреждения и развивающиеся рыночные структуры.
Агропромышленный комплекс является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья. На Кубани возделывается свыше 100 различных видов сельскохозяйственных культур.
Валовая продукция сельского хозяйства составила 164,7 млрд. рублей, что на 8,1% превышает показатель 9 месяцев 2009 года (год назад наблюдалась отрицательная динамика - 91,6%). По сравнению с 1 полугодием текущего года темпы роста увеличены на 2,9%.
Недра Краснодарского края содержат более 60 видов полезных ископаемых. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных, апатитовых руд и каменной соли. Кубань является родиной отечественной нефтяной промышленности, добыча нефти здесь ведется с 1864 года.
Социально-экономические показатели края имеют лучшие результаты, чем в других субъектах ЮФО:
- по темпам роста: выполненных строительных работ - 121,2% (в других крупных субъектах ЮФО - от 83,9% до 100,3%), ввода в действие жилых домов - 106,4% (в других крупных субъектах - от 78,4% до 100,6%), производства сельхозпродукции - 108,1% (в других регионах - от 86,2% до 104,4%), оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли - 104,6% (в других крупных субъектах ЮФО - от 88,5% до 104,1%);
- по объемам производства: продукции сельского хозяйства (в 1,9 раза больше, чем в Ростовской области, имеющей 2 результат), выполненных работ в строительстве, в том числе жилищном (превосходит объемы строительства Ростовской области, соответственно в 3,5 и 2,2 раза), оборотов всех секторов потребительского рынка (в Ростовской области объем розничных продаж меньше на 24%, платных услуг - на 41%, общепита - на 44%);
- по величине финансового результата деятельности организаций (в 1,6 раза больше, чем в Волгоградской области, имеющей 2 результат).
Социально-культурная сфера, по-прежнему, остается приоритетным направлением расходования средств, на эти цели из бюджета края направлено 65,3 млрд. рублей, или 59% расходов. Затраты на образование увеличились на 11,5% и составили 25,9 млрд. рублей, на здравоохранение, физическую культуру и спорт - на 30,9% до 18 млрд. рублей, социальную политику - на 12,2% до 17,6 млрд. рублей, культуру - на 11,5% до 3,7 млрд. рублей.
По состоянию на 1 октября 2010 г. исполнение по национальному проекту "Здоровье" и "Образование" составило, соответственно, 1696 млн. рублей и 423,3 млн. рублей. На реализацию национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", трансформированного в краевую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае", было выделено 3185 млн. рублей. На развитие жилищного кредитования, предоставление социальных выплат молодым семьям и обеспечение жильем ветеранов, инвалидов в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" направлено 2100,2 млн. рублей.
Краевым бюджетом на 2010 год было предусмотрено финансирование мероприятий по 62 краевым целевым программам на общую сумму 21,4 млрд. рублей. По итогам работы за январь-сентябрь 2010 года освоение бюджетных средств составило 10,4 млрд. рублей по 57 программам, или 48,7% от предусмотренного на год лимита.
По 42 программам бюджетные назначения не соответствовали паспортным на 8,1 млрд. рублей, в том числе не было предусмотрено финансирование 18 программ в сумме 2,9 млрд. рублей.
В январе-августе 2010 года объем инвестиций (по крупным организациям) составил 185 млрд. рублей, что в 1,7 раза превосходит уровень восьми месяцев прошлого года.
Государственный долг Краснодарского края по состоянию на 1 октября прошедшего года составлял 12172,6 млн. рублей, из которых 27% приходилось на долю государственных гарантий Краснодарского края, 37% - на обязательства по кредитам кредитных организаций, 34% - на государственные облигации. По сравнению с началом года объем долга вырос на 5144 млн. рублей, или в 1,7 раза, за счет привлечения в краевой бюджет 1500 млн. рублей кредитов кредитных организаций и размещения государственных облигаций Краснодарского края на сумму 400 млн. рублей.
По данным ГУВД Краснодарского края в 2010 году зарегистрировано порядка 60 тысяч преступлений, что на 4,6% меньше, чем за 2009 год.
Количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения уменьшилось с 1223 в январе-ноябре 2009 г. до 1162 в январе-ноябре 2010 г. Раскрываемость преступлений составила 62,1% (71,2% в январе-ноябре 2009 г.), тяжких и особо тяжких преступлений - 62,6% (75,0%).
Число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявленных правоохранительными органами в январе-ноябре 2010 г., по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. сократилось на 7,0%.
Показатель выявленных лиц, совершивших преступления, в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. снизился на 13,3%.
Уполномоченный по правам |
А.Г. Козицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае подготовлен ежегодный обязательный доклад о проделанной в 2010 году работе, который будет представлен Законодательному Собранию Краснодарского края и обнародован для сведения граждан. В докладе проведен анализ состояния прав человека в крае, приведены конкретные примеры реагирования на выявленные факты нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отличие подготовленного доклада от предыдущего состоит в том, что он более полно отражает состояние социально-экономических прав отдельных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством социальные гарантии: ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, инвалидов, больных тяжелыми формами туберкулеза, граждан, проживающих в ветхом жилье, и других.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2010 году
Текст доклада официально опубликован не был