г. Хабаровск |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А51-14105/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
при участии:
от истца: Еремин И.В., представитель по доверенности от 10.01.2014;
от ответчика: Елькина В.Е., представитель по доверенности от 30.12.2014;
от третьего лица: Волик А.С., представитель по доверенности от 22.12.2014
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на решение от 05.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 по делу N А51-14105/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В. Кобко,
в суде апелляционной инстанции судьи Т.А. Аппакова, К.П. Засорин, С.В. Шевченко
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третье лицо: администрация г. Владивостока
о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, адрес (место нахождения): 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22) о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 191 421 руб. 41 коп., возникшего ввиду превышения перечисленных по договору аренды земельного участка от 16.04.2010 N 01-Ю-11726 арендных платежей предельных ставок (нормативно регулируемой цены), процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 198 200 руб. 57 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения (3 191 421 руб. 40 коп.), за период начиная с 01.06.2014 по дату фактической оплаты долга исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, равной 8,25 % годовых; процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта.
Иск заявлен на основании положений статей 395, 1102, 1107 ГК РФ, статьи 65 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление Правительства РФ N 582), и обусловлен тем, что ставка арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации и предоставленный для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, установлена в размере 6,12 руб. за 1 кв. м.
Определением арбитражного суда от 04.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Владивостока (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.08.2014 заявленные истцом требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 решение изменено; с департамента в пользу общества взыскано 3 191 421 руб. 41 коп. неосновательного обогащения, 197 270 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.08.2013 по 31.05.2014, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения в размере 3 191 421 руб. 41 коп., за период с 01.06.2014 по дату фактической оплаты долга с применением ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25 % годовых; в удовлетворении требования о взыскании 930 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами отказано; в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу судебными актами, департамент обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит названные решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению департамента, спорные денежные средства неверно расценены судами в качестве неосновательного обогащения, поскольку они перечислялись истцом во исполнение условий заключенного между сторонами договора аренды и в полной мере соответствуют ставке земельного налога в соответствии со вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.04.2013 по делу N А51-16363/2012 (статьи 16, 69 АПК РФ). Настаивает, что, поскольку данный земельный участок относится землям, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). При этом указывает, что нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления на территории Приморского края, в т.ч. города Владивостока, никем не оспорены и являются действующими. Настаивает на том, что с учетом установленных действующим законодательством нормативов распределения средств арендной платы между бюджетами соответствующих уровней (в пропорции 20 % - бюджет субъекта Российской Федерации и 80 % - бюджет муниципального образования) взыскание с ответчика всей спорной суммы (100 %) является неправомерным. Дополнительно указывает на отсутствие оснований для начисления процентов на взыскиваемую сумму, поскольку департамент не имел возможности использовать спорные денежные средства в своем интересе. Отмечает, что судом не учтена необходимость корректировки арендной платы на уровень инфляции.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Хабаровска позицию департамента поддержала, просила решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО "ДГК" в письменном отзыве просит суд в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, дали по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16.04.2010 между департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (арендодатель) и ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 01-Ю-11726, по условиям которого арендодатель на основании распоряжения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 17.12.2009 N 1757-р предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:010044:0019 площадью 662 314 кв. м из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, д. 51, для использования в целях дальнейшей эксплуатации ГЗУ, золоотвалов ГЗУ и золоотвалов ГЗУ - трубопроводов.
Срок аренды участка установлен с 01.01.2007 по 31.12.2055. Земельный участок был передан арендатору по акту приема-передачи от 16.04.2010.
Согласно п. 2.1 договора арендная плата определена в размере 1 471 318 руб. 13 коп. в месяц.
Вышеуказанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 02.07.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю за N 25-25-01/058/2010-346.
Соглашением от 01.06.2011 стороны внесли изменения в пункт 2.1 договора аренды: арендная плата установлена арендатору в размере 25 538 486 руб. 02 коп. в год.
В соответствии с решением Арбитражного суда Приморского края от 03.04.2013 по делу N А51-16363/2012 заключено дополнительное соглашение, согласно которому размер годовой арендной платы составляет 16 417 245 руб. 15 коп.
Ссылаясь на то, что установленный по договору размер арендной платы превышает ставки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об утверждении Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 (далее - Приказ N 347), ОАО "ДГК" обратилось к департаменту с просьбой произвести перерасчет арендной платы начиная с 31.08.2013, на что получен ответ об отказе в осуществлении перерасчета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованием о взыскании с департамента излишне перечисленной суммы арендных платежей (3 191 421 руб. 41 коп.), а также начисленных на нее процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам главы 60 ГК РФ.
В силу пунктов 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Так, общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ также предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В развитие указанных положений земельного законодательства Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582 (действующее с 04.08.2009), согласно которому к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Принцип запрета необоснованных предпочтений также предусматривает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Из пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" также следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса РФ, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
В данном случае договор аренды заключен сторонами после введения в действие Земельного кодекса РФ; размер арендной платы определен не по результатам торгов и не предписан федеральным законом. Следовательно, последующее изменение условий ее определения не требует дополнительного изменения договора.
Поскольку ставки арендной платы за земли, являющиеся публичной собственностью, относятся к регулируемым ценам и Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, они должны выступать ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Применение другого размера арендной платы, превышающего предельные ставки за использование федеральных земель, не допускается.
Как установлено судами, спорные земельные участки предоставлены для использования в целях дальнейшей эксплуатации ГЗУ, золоотвалов ГЗУ и золоотвалов ГЗУ - трубопроводов, к которым подлежат применению положения пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Арендная плата за указанные земельные участки определяется в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России.
Ставки арендной платы для таких земельных участков утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347, вступившим в силу с 31.08.2013.
В отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, установлена в размере 6,12 руб. за 1 кв. м.
В данном случае арбитражные суды обеих инстанций с учетом итогов исследования и оценки с позиций статьи 71 АПК РФ имеющихся в деле доказательств пришли к обоснованному выводу о том, что размер арендной платы, уплачиваемый обществом департаменту в рамках заключенного между ними договора аренды, превышал ставку арендной платы, подлежащую обязательному применению с 31.08.2013 при аренде аналогичных земельных участков.
Рассматривая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
Так, согласно условию договора размер арендной платы в год составил 16 417 245 руб. 15 коп., в месяц - 1 368 103 руб. 76 коп.
Вместе с тем с учетом Приказа N 347 размер арендной платы в год должен был составить 3 908 525 руб. 76 коп. (638 648 кв. м * 6,12 руб.), в месяц - 325 710 руб. 48 коп.
Производя расчёт размера платежей, подлежащих внесению как на основании договора, так и на основании Приказа N 347, истец исходил из количества дней в каждом месяце, при этом умножил определённый им размер арендной платы за 1 день использования имущества на фактическое количество дней в конкретном месяце.
Суд первой инстанции согласился с расчетом, представленным истцом.
Проверяя законность решения первой инстанции, апелляционный суд счел такое определение размера арендной платы неверным ввиду его противоречия изначально согласованному условию договора аренды об установлении единого размера арендной платы в месяц вне зависимости от количества дней в месяце, а также обычно применяемой практике расчётов между сторонами в арендных правоотношениях.
Произведя собственный расчет суммы неосновательного обогащения за период с 31.08.2013 по 31.12.2013, суд счел его обоснованным в размере 4 203 198 руб. 72 коп., но в связи с тем, что истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 3 191 421 руб. 40 коп., в порядке статьи 49 АПК РФ взыскал денежные средства в указанном истцом размере.
Доказательств, опровергающих положенные в основу расчета составляющие и определенный на их основе конкретный размер предъявленных ко взысканию денежных средств, ответчиком в ходе рассмотрения настоящего спора судам не представлено.
По смыслу статьи 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, в частности при излишней оплате товара, работ, услуг и т.д. В пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" также указано на возможность применения правил об обязательствах вследствие неосновательного обогащения к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (статья 395, пункт 2 статьи 1107 ГК РФ).
Расчёт размера процентов за пользование чужими денежными средствами осуществлён истцом с применением ставки в размере 8,25% годовых исходя из общего количества дней просрочки за период с 31.08.2013 по 31.05.2014, умноженного на всю сумму неосновательного обогащения, и признан судом первой инстанции верным.
Проверяя правильность размера взысканных процентов, апелляционный суд счел, что их расчет надлежит осуществлять исходя из даты получения ответчиком каждого платежа за определённый месяц использования земельного участка на сумму такого платежа. Например, сумма переплаты за 31.08.2013 составляет 33 625 руб. 60 коп. (44 132,4-10506,8), проценты подлежат начислению с 31.08.2013 по 31.05.2013 на указанную сумму и составляют 2 103 руб. 70 коп. Арендная плата за сентябрь 2013 года внесена истцом 23.09.2013 в сумме 1 368 103 руб. 76 коп., следовательно, сумму процентов надлежит рассчитывать с 23.09.2013 по 31.05.2014 на сумму переплаты 1 042 393 руб. 28 коп., что составляет 59 720 руб. 45 коп. (аналогичный расчёт за октябрь-декабрь 2013 года).
Произведя собственный расчет, апелляционный суд взыскал с ответчика в пользу истца 197 270 руб. 10 коп.; в удовлетворении требования о взыскании процентов в сумме 930 руб. 47 коп. отказано.
Кроме того, удовлетворено требование о взыскании процентов за период начиная с 01.06.2014 по дату фактической оплаты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции, положенные в основу принятого постановления, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании приведенных в настоящем постановлении норм права, регулирующих спорные отношения, и противоречащие правовой позиции, отраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N 12404/09, от 17.04.2012 N 15837/11, от 17.12.2013 N 9707/13 и от 17.12.2013 N 10782, по вопросу о порядке применения регулируемых цен при аренде земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Возражения ответчика и третьего лица относительно взыскания всей суммы неосновательного обогащения с департамента, основанные на утверждении о распределении перечисленной истцом арендной платы между бюджетами различного уровня, также не принимаются судом кассационной инстанции. В данном случае по условиям пункта 2.4 договора арендная плата подлежала перечислению в орган федерального казначейства на счет получателя, в качестве которого указан именно ответчик.
Поэтому дальнейшее межбюджетное распределение доходов от передачи в аренду неразграниченных земельных участков не влияет на обязанность одной из сторон договора, в данном случае ответчика (арендодателя), возвратить истцу (арендатору) неосновательно полученные от него денежные средства (сверх имеющегося обязательства), и, более того, не может служить основанием для возложения этой обязанности на иных лиц, не участвующих в соответствующих гражданско-правовых отношениях сторон по договору.
Довод кассационной жалобы о неправильности произведенного судами расчета, не учитывающего изменение уровня инфляции, также подлежит отклонению в связи со следующим.
Пункт 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, допускает ежегодное изменение арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В то же время в соответствии с пунктом 9 вышеуказанных Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
Из содержания приложения N 2 к заключенному сторонами договору аренды следует, что размер арендной платы за спорный земельный участок определялся исходя из его кадастровой стоимости.
Учитывая, что пунктом 9 Правил изменение арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, при исчислении арендной платы исходя из кадастровой или рыночной стоимости земельного участка, не предусмотрено, доводы департамента в соответствующей части подлежат отклонению.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда, которым изменено решение суда первой инстанции, не подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 по делу N А51-14105/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.