город Иркутск |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А58-9858/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зуевой М.В.,
судей: Бронниковой И.А., Уманя И.Н.,
при участии в судебном заседании представителя конкурсного управляющего - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - Нежданова Артура Дмитриевича (доверенность от 15.01.2019),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу представителя участников (акционеров) акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" Щербакова Максима Сергеевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2019 года по делу N А58-9858/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Евсеева Е.А., суд апелляционной инстанции: Барковская О.В., Даровских К.Н., Мацибора А.Е.),
установил:
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2018 года возбуждено производство по делу N А58-9858/2018 о признании несостоятельным (банкротом) акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" (далее - фонд, должник).
Решением того же суда от 25 января 2019 года фонд признан несостоятельным (банкротом), отношении него открыто конкурсное производство, полномочия конкурсного управляющего возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2019 года решение суда первой инстанции от 25 января 2019 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, представитель учредителей фонда Щербаков Максим Сергеевич (далее - Щербаков М.С.) обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Щербаков М.С. выражает не согласие с выводами судов о наличии у фонда признаков банкротства, ссылается на то, что в рассматриваемом случае имеется профицит пенсионных накоплений, которые в силу пункта 3 статьи 186.7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве), подлежащего применению по аналогии закона, необходимо включать в конкурсную массу и учитывать для целей определения признаков недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Определение от 26 июля 2019 года о назначении на 20 августа 2019 года судебного заседания для рассмотрения кассационной жалобы выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены о заседании суда округа посредством его размещения 27 июля 2019 года на общедоступном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании представитель государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещались с соблюдением требований, содержащихся в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2015 по делу N А58-6462/2015 в отношении фонда введена процедура принудительной ликвидации. Функции ликвидатора возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
По состоянию на отчетную дату балансовая стоимость активов, составляющих средства пенсионных накоплений, с учетом проведенных расчетов с кредиторами, созданных резервов, реализации имущества и поступивших в ходе принудительной ликвидации доходов от финансовых вложений, а также проведенной оценки, составила 344 268 000 рублей. В реестр требований кредиторов должника включены требования кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, на сумму 1 411 562 000 рублей (сумма неудовлетворенных требований 251 640 000 рублей).
По состоянию на 01 июля 2018 года общая балансовая стоимость активов должника, составляющих средства пенсионных резервов, с учетом проведенных в процедуре принудительной ликвидации расчетов с кредиторами, реализации имущества, списания имущества, составляет 47 645 000 рублей. В реестр требований кредиторов должника по состоянию на отчетную дату включены требования, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, в размере 115 580 000 рублей.
На дату введения процедуры принудительной ликвидации активы балансовая стоимость имущества фонда, составляющие конкурсную массу, составляла 375 151 000 рублей.
По состоянию на отчетную дату балансовая стоимость имущества, составляющего конкурсную массу должника, с учетом осуществленных текущих расходов, созданных резервов составляет 4 033 000 рублей. В реестре требований кредиторов должника по состоянию на отчетную дату включено требование кредитора, подлежащее удовлетворению за счет собственных средств, в размере 996 000 рублей.
Признавая фонд несостоятельным (банкротом), Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) руководствовался статьей 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", статьей 186.8, подпунктом 1 пункта 1 статьи 183.16, статьей 224 Закона о банкротстве, исходил из недостаточности собственных средств и средств, составляющих пенсионные резервы, для удовлетворения требований кредиторов, а также наличия неисполненных обязательств перед кредиторами, срок исполнения которых наступил и размер которых превышает 100 000 рублей. При этом, профицит денежных средств, составляющих пенсионные накопления, не был учтен, поскольку эти средства имеют целевое назначение и не подлежат включению в конкурсную массу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции и постановлением от 15 мая 2019 года оставил решение суда от 25 января 2019 года без изменения.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах), принудительная ликвидация негосударственного пенсионного фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, установленными Законом о банкротстве для конкурсного производства, с особенностями, содержащимися в Законе о негосударственных пенсионных фондах.
Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1 - 183.26 Закона о банкротстве, а также особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов, установленные статьями 186.2 - 186.11 Закона о банкротстве, распространяются на негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие или осуществлявшие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, с учетом положений статей 187.2 - 187.12 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 187.1 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, подтвержденные вступившими в законную силу судебными актами требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в том числе, если сумма требований кредиторов по денежным обязательствам составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения, а также в случае если стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей.
Согласно статье 16 Закона о негосударственных пенсионных фондах имущество негосударственного пенсионного фонда подразделяется на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления.
Пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами; пенсионные накопления - совокупность средств, в том числе средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и формируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 3 Закона о негосударственных пенсионных фондах).
В соответствии с пунктом 2 статьи 187.7 Закона о банкротстве средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов не включаются в конкурсную массу негосударственного пенсионного фонда.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, доводы участников спора, суды, установив недостаточность имущества фонда для исполнения денежных обязательств перед кредиторами, а также приняв во внимание целевое назначение средств пенсионных накоплений, пришли к обоснованному выводу о наличии у фонда признаков банкротства.
Довод Щербакова М.С. об отсутствии признаков недостаточности имущества должника с учетом имеющегося профицита пенсионных накоплений был предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонен, поскольку в настоящее время вопрос относительно целевого назначения денежных средств, составляющих пенсионные накопления, в случае их профицита, законодательством о банкротстве не урегулирован.
Довод кассационной жалобы о необходимости применения по аналогии закона пункта 3 статьи 186.7 Закона о банкротстве не может быть принят во внимание, поскольку данная норма устанавливает способ использования профицита средств пенсионных резервов при осуществлении расчетов с кредиторами в конкурсном производстве, что относится к порядку распределения денежных средств, а не к определению признаков банкротства финансовой организации, которые установлены в пункте 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве.
Таким образом, имеющийся профицит средств пенсионных накоплений не влияет на правильность выводов судов о наличии у фонда признаков банкротства с учетом установленной недостаточности собственных средств и средств пенсионных резервов, а также наличия неудовлетворенных требований кредиторов, срок исполнения обязательств перед которыми наступил в размере, превышающем сто тысяч рублей.
При рассмотрении дела суды верно установили существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, правильно применив нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2019 года по делу N А58-9858/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Зуева |
Судьи |
И.А. Бронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами; пенсионные накопления - совокупность средств, в том числе средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и формируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 3 Закона о негосударственных пенсионных фондах).
В соответствии с пунктом 2 статьи 187.7 Закона о банкротстве средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов не включаются в конкурсную массу негосударственного пенсионного фонда.
...
Довод кассационной жалобы о необходимости применения по аналогии закона пункта 3 статьи 186.7 Закона о банкротстве не может быть принят во внимание, поскольку данная норма устанавливает способ использования профицита средств пенсионных резервов при осуществлении расчетов с кредиторами в конкурсном производстве, что относится к порядку распределения денежных средств, а не к определению признаков банкротства финансовой организации, которые установлены в пункте 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 августа 2019 г. N Ф02-4103/19 по делу N А58-9858/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1296/19
29.11.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1296/19
30.08.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4595/19
27.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9858/18
23.08.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4103/19
01.08.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4148/19
27.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9858/18
15.05.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1296/19
25.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9858/18