г. Чита |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А58-9858/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.05.2019.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской,
судей: К.Н. Даровских, А.Е. Мациборы
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаферовой А.В.
с участием в судебном заседании: от конкурсного управляющего акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов": Нежданов А.Д., по доверенности 15.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя участников (акционеров) АО "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" Щербакова М.С. и конкурсного управляющего акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2019 года по делу N А58-9858/2018
по заявлению ликвидатора Государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов
к акционерному обществу "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" (ИНН 1435973254, ОГРН 1141400001093)
о признании несостоятельным (банкротом),
принятое судьей Евсеевой Е.А.,
установил:
Приказом Банка России от 19.11.2015 N ОД-3239 у АО НПФ "Эрэл" аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, что в соответствии с пунктом 3.2 статьи 7.2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" послужило основанием для направления Банком России в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) заявления о принудительной ликвидации Акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.12.2015 по делу N А58-6462/2015 в отношении акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" введена процедура принудительной ликвидации. Функции ликвидатора в соответствии с пунктом 3 статьи 33.2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов обратилась в арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" несостоятельным (банкротом); открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства; возложении обязанности конкурсного управляющего должника на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2019 года признано акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство сроком на три года. Возложены функции конкурсного управляющего акционерным обществом "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Представитель участников (акционеров) АО ""Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" Щербаков М.С., не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт.
По приведенным в жалобе мотивам не согласен с выводом суда о наличии у должника признаков банкротства, необходимо учитывать и суммировать все виды имущества Фонда, а именно, пенсионные накопления, пенсионные резервы и конкурсную массу, и о необходимости применения аналогии закона на основании пункта 3 статьи 186.7 Закона о банкротстве и направления оставшихся после удовлетворения требований кредиторов пенсионных накоплений в конкурсную массу; участники дела не привели доводов относительно иного возможного использования профицита пенсионных накоплений со ссылкой на закон, а суд необоснованно применил подпункт 1 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве.
Конкурсный управляющий представил отзыв на апелляционную жалобу представителя участников (акционеров), указав на их несостоятельность.
Конкурсный управляющий, в свою очередь, также не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа заявленных требований.
Со ссылкой на положения пункта 12 статьи 33.12 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", пункты 1, 2 статьи 12, пункт 1 статьи 18, пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 189.103 и пункт 1 статьи 189.104 Закона о банкротстве полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Указывает на то, что в обращении кредиторов от 31.10.18 N ПГ-32920 не содержались вопросы, подлежащие включению в повестку дня собрания кредиторов, в связи с чем согласно протоколу заседания комитета кредиторов N 22 по 3 вопросу повестки дня принято решение "Воздержались".
Ссылается на то, что суд не указал нормативно-правовые акты, устанавливающие невозможность удовлетворение заявленных требований.
В судебном заседании представитель Государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов поддержал свою правовую позицию по делу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие иных надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 224 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
При этом следует учитывать, что критерий недостаточности имущества, указанный в пункте 1 статьи 224 Закона о банкротстве, имеет правовое значение для ликвидатора должника. При наличии данного обстоятельства ликвидатор обязан обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Как предусмотрено абзацем третьим пункта 2 статьи 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", принудительная ликвидация негосударственного пенсионного фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, установленными Законом о банкротстве для конкурсного производства, с особенностями, содержащимися в Законе о негосударственных пенсионных фондах.
При этом особенности банкротства финансовых организаций, которые следуют из статей 183.1 - 183.26 Закона о банкротстве, распространяются на негосударственные пенсионные фонды с учетом положений статей 186.2 - 186.11 и 187.2 - 187.12 этого же Закона (пункт 1 статьи 186.1 Закона о банкротстве), из чего обоснованно исходил суд первой инстанции.
Одним из основополагающих принципов ликвидации юридического лица через процедуру конкурсного производства является принцип наделения полномочиями по непосредственному осуществлению ликвидационных действий независимого профессионала - арбитражного управляющего, отвечающего повышенным требованиям, предъявляемым к нему Законом (абзац двадцать восьмой статьи 2, статьи 20, 20.2, подпункт 2 пункта 1, пункты 2 и 3 статьи 183.25 Закона о банкротстве).
Согласно статье 16 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" имущество негосударственного пенсионного фонда подразделяется на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
При определении наличия признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества следует исходить из содержания этих понятий, данного в абзацах тридцать третьем и тридцать четвертом статьи 2 Закона о банкротстве.
Неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное (абзац тридцать четвертый статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Недостаточность имущества - превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника (абзац тридцать третий статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В рассматриваемом случае, на дату введения принудительной ликвидации (23.11.2015) балансовая стоимость имущества АО НПФ "Эрэл", составляющих средства пенсионных накоплений составляла 1 562 283 тыс. руб. По состоянию на отчетную дату балансовая стоимость имущества, составляющих средства пенсионных накоплений, с учетом проведенных расчетов с кредиторами, созданных резервов под обесценение финансовых вложений и резервов по сомнительным долгам, реализации имущества и поступивших в ход принудительной ликвидации доходов от финансовых вложений, а также проведенной оценки, составила 344 268 тыс. руб.
При этом в реестр требований кредиторов должника по состоянию на отчетную дату включено 26 685 требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, в размере 1 411 562 тыс. руб. (сумма неудовлетворенных требований 251 640 тыс. руб.).
На дату введения принудительной ликвидации балансовая стоимость имущества АО НПФ "Эрэл", составляющие средства пенсионных резервов, составляла 183 547 тыс. руб.
За период осуществления ликвидационных процедур проведены расчеты с кредиторами Фонда за счет пенсионных резервов в размере 17 163 тыс. руб. (100% от суммы установленных требований кредиторов первой-второй очередей, включенных в реестр требований кредиторов).
По состоянию на 01.07.2018 общая балансовая стоимость, имеющихся в наличии активов должника, составляющих средства пенсионных резервов, с учетом проведенных расчетов с кредиторами, реализации имущества, отражения в бухгалтерском учете полученного убытка по финансовым вложениям, списания имущества с баланса Фонда на основании решения комитета кредиторов должника, а также отражения на балансе Фонда имущества, выявленного в ходе процедуры принудительной ликвидации, составляет 47 645 тыс. руб. При этом в реестре требований кредиторов должника по состоянию на отчетную дату включено 23 309 требований, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, в размере 115 580 тыс. руб. (сумма неудовлетворенных требований 98 461 тыс. руб.).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов.
В силу статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.
Довод представителя участников (акционеров) Фонда о применении аналогии закона и направлении оставшихся после удовлетворения требований кредиторов пенсионных накоплений в конкурсную массу правомерно отклонен судом первой инстанции с учетом того, что в настоящее время вопрос относительно целевого назначения денежных средств, составляющих пенсионные накопления, в случае их профицита, законодательством о банкротстве не урегулирован.
Между тем на основании статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионные накопления - совокупность средств, в том числе средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и формируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, специальным законом определено строго целевое назначение данных средств.
На дату введения процедуры принудительной ликвидации активы балансовая стоимость имущества АО НПФ "Эрэл", составляющие конкурсную массу, составляла 375 151 тыс. руб.
По состоянию на отчетную дату балансовая стоимость имущества, составляющего конкурсную массу должника, с учетом осуществленных текущих расходов, поступивших в ходе проведенных Агентством мероприятий по взысканию дебиторской задолженности денежных средств, созданных резервов по сомнительным долгам и под обесценение финансовых вложений, переоценки основных средств и материальных ценностей, учтенных за балансом, с учетом начисленной амортизации основных средств, отражения на балансе Фонда имущества, выявленного в ходе процедуры принудительной ликвидации, а также списания имущества с баланса Фонда на основании решения комитета кредиторов должника, составляет 4 033 тыс. руб.
На забалансовых счетах бухгалтерского учета Фонда по состоянию на 01.07.2018 учтены материальные ценности на сумму 40 тыс. руб.
В реестре требований кредиторов должника по состоянию на отчетную дату включено 1 требование кредитора, подлежащее удовлетворению за счет собственных средств, в размере 996 тыс. руб. При этом принимая во внимание превышение стоимости средств, составляющих пенсионные накопления, в размере 92 628 тыс. руб., недостаточность средств, составляющих пенсионные резервы в размере 50 771тыс.руб., недостаточность собственных средств в размере 1 356тыс.руб., а также положения ст. 186.8 Закона о банкротстве, Агентством по состоянию на 01.07.2018 выявлены обстоятельства, свидетельствующие о недостаточности имущества АО НПФ "Эрэл" для удовлетворения всех требований кредиторов Фонда в размере 52 127 тыс. руб.
Сохранность пенсионных накоплений - требование, в соответствии с которым сумма средств пенсионных накоплений на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на дату назначения накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты не должна быть меньше суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (статья 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").
В этой связи, ка верно отмечено судом первой инстанции, что профицит денежных средств, составляющих пенсионные накопления, не является средствами конкурсной массы и не может быть учтен при определении признаков недостаточности имущества Фонда.
Учитывая, что размер неисполненных АО НПФ "Эрэл" обязательств перед кредиторами составляет не менее чем сто тысяч рублей, срок исполнения обязательств считается наступившим и не исполнен фондом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Фонда признаков, предусмотренных статьей 183.16 Закона о банкротстве, влекущих признание должника банкротом.
Конкурсный управляющий вправе не исполнять обязанности, установленные статьей 189.78 настоящего Федерального закона, в случае, если они были исполнены в ходе принудительной ликвидации кредитной организации.
Суд признал исполненными и подлежащими учету следующие мероприятия и обязанности конкурсного управляющего должника:
- инвентаризация имущества акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" и опубликование информации о ее результатах;
- проведение оценки для определения рыночной стоимости активов, составляющих средства пенсионных накоплений, пенсионных резервов и имущество для обеспечения уставной деятельности акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл", в том числе с привлечением независимых оценщиков;
- уведомление вкладчиков и участников акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл";
- проведение работ по закрытию счетов акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл", ранее открытых в кредитных организациях, и открытие в Агентстве специальных счетов для учета средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего, апелляционной суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 189.103 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе не исполнять обязанности конкурсного управляющего, в случае, если они были исполнены в ходе принудительной ликвидации кредитной организации.
Собрание кредиторов или комитет кредиторов, образовавшиеся в ходе принудительной ликвидации кредитной организации, продолжает осуществлять свои полномочия (пункт 4 статьи 189.103 Закона о банкротстве).
Как установлено судом первой инстанции, на стадии ликвидации комитет кредиторов состоял исключительно из трех представителей Банка России, требование которого на момент введения процедуры банкротства удовлетворено (погашено) в полном объеме. То есть, исходя из положений Закона о банкротстве, Банк России утратил статус кредитора по отношению к должнику и, как следствие, процессуальный статус лица, участвующего в деле о банкротстве.
Принятие решений такими лицами, не имеющих никакого интереса к деятельности должника, не отвечает целям и задачам процедуры банкротства.
Иное понимание означало бы возможность неограниченного по времени использования специальных прав в отсутствие материального интереса в деле о банкротстве, что может привести к злоупотреблению правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы конкурсного управляющего, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и отклоняются апелляционным судом, как не учитывающие фактические обстоятельства настоящего спора.
Ссылка на не указание в резолютивной части решения суда в отношении признания неисполненными мероприятий и обязанностей конкурсного управляющего должника, также не принимается, поскольку обязанности по указанию судом именно в резолютивной части соответствующих выводов суда не предусмотрено ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни статьей 53 Закона о банкротстве. Выполнение либо невыполнение мероприятий конкурсным управляющим должника не относится к требованиям, результаты рассмотрения которых должны быть отражены в резолютивной части решения. Поскольку выводы суда относительно необходимости исполнения мероприятий приведены в мотивировочной части решения при оценке доводов конкурсного управляющего, права лиц участвующих в деле не нарушены. Само по себе несогласие с мотивами отказа не является безусловным основанием для отмены законного решения суда, и не лишает стороны прав на его дальнейшее обжалование.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Определением от 11.03.2019 должнику предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственную пошлину в размере 3000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2019 года по делу N А58-9858/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9858/2018
Должник: Акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Эрэл"
Кредитор: Васильев Дмитрий Ильич, ГК "Агентство по страхованию вкладов", ЗАО управляющая компания "Инвестиционный стандарт", ООО " "Золотая миля", Щербаков Максим Сергеевич
Третье лицо: Национальный Банк Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1296/19
27.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1296/19
29.11.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1296/19
30.08.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4595/19
27.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9858/18
23.08.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4103/19
01.08.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4148/19
27.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9858/18
15.05.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1296/19
25.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9858/18