город Иркутск |
|
27 июня 2024 г. |
Дело N А33-20901/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 июня 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 декабря 2023 года по делу N А33-20901/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2024 года по тому же делу
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" (ОГРН 1142454001062, ИНН 2447012666, Красноярский край, с. Верхнепашино, далее также - ООО "Енисейэнергоком", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (ОГРН 1052466191580, ИНН 2466133722, г. Краноярск, далее также - агентство, ответчик) о взыскании задолженности за тепловую энергию, фактически поставленную в нежилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Кирова, 68, помещение N 2, за период с 12.09.2022 по 21.05.2023 в сумме 27 348 рублей 67 копеек и пени за период с 11.10.2022 по 31.05.2022 в сумме 1 744 рублей 99 копеек.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее также - служба).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2024 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В поданной жалобе агентство сослалось на то, что оно является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, поскольку в его полномочия не входит содержание объектов культурного наследия, находящихся в собственности Красноярского края, а также на то, что при определении объема поставленной тепловой энергии истец исходил из Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, утратившей силу в связи с принятием приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 414/пр.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационных жалоб к производству и назначении судебного заседания по их рассмотрению от 8 мая 2024 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 6 июня 2024 года судом объявлен перерыв до 13 июня 2024 года, информация о чем размещена в указанном выше порядке.
После окончания перерыва 13 июня 2024 года судебное заседание продолжено.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Енисейэнергоком", являясь единой теплоснабжающей организацией на территории города Енисейска, в отсутствие договора теплоснабжения, заключенного в письменной форме, поставляло тепловую энергию в нежилое помещение площадью 44,7 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Кирова, д. 68, помещение N 2.
Указанное нежилое помещение находится в собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края (выписка из ЕГРН от 31.05.2023 N КУВИ-0012023-125122810) и относится к объектам культурного наследия деревянного зодчества.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленной в это помещение в период с 12.09.2022 по 21.05.2023 тепловой энергии, ООО "Енисейэнергоком" после реализации претензионного порядка урегулирования спора (претензия от 02.06.2023 N 2916-РИЦ) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с него задолженности в сумме 27 348 рублей 67 копеек и пени за нарушение сроков оплаты за период с 11.10.2022 по 31.05.2022 в сумме 1 744 рублей 99 копеек.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 8, 125, 126, 209, 210, 214, 215, 294, 296, 309, 310, 329, 330, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6, 24, 50, 123, 161, 242-242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 47.6, 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Закон об объектах культурного наследия), статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также - Закон о теплоснабжении), положениями Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края", постановления правительства Красноярского края от 01.04.2015 N 152-п "Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", и исходил из доказанности факта поставки в нежилое помещение в спорный период тепловой энергии в заявленном объеме, неоплаты ее стоимости ответчиком и, как следствие, из наличия оснований для взыскания с него задолженности и пени. Кроме того, суды также указали на то, что агентство является надлежащим ответчиком по предъявленному иску, так как оно наделено полномочиями по управлению имуществом, находящимся в краевой собственности, и полномочиями главного администратора (распорядителя) бюджетных средств.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30, указано, что отсутствие договора, заключенного в письменной форме, с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Исходя из указанных норм и разъяснений, лицом, обязанным оплатить поставленную тепловую энергию, является ее потребитель как лицо, имеющее во владении соответствующие энергопринимающие устройства, присоединенные к тепловой сети.
В рассматриваемом случае объектом поставки тепловой энергии являлось нежилое помещение, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного постановлением правительства Красноярского края от 02.09.2008 N 70-п (далее также - Положение об агентстве), агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах управления государственной собственностью и земельных отношений (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), а также в области разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края. Агентство является уполномоченным органом исполнительной власти края по управлению государственной собственностью края.
Согласно пункту 3.40 Положения об Агентстве к компетенции агентства относится выступление в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением краевым имуществом, если иное не установлено законодательством края.
В силу пункта 1 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Таким образом, как правильно указали суды, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края осуществляет полномочия по управлению краевым имуществом, в том числе относящимся к категории объектов культурного наследия, и, следовательно, выступает надлежащим ответчиком по предъявленному иску. Доводы агентства об обратном являются несостоятельными.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд признали доказанным и установленным факт поставки истцом в указанное выше нежилое помещение, находящееся в собственности Красноярского края, в период с 12.09.2022 по 21.05.2023 тепловой энергии на сумму 27 348 рублей 67 копеек, неоплату ее стоимости ответчиком и, как следствие, наличие у него задолженности в указанной сумме.
Объем поставленной тепловой энергии определен истцом на основании Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, и Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее также - Методика N 99/пр). Стоимость поставленной тепловой энергии определена на основании тарифов, установленных приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 15.12.2021 N 257-п в редакции приказа от 23.11.2022 N 435-п.
Согласно пункту 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель осуществляется потребителем до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Частью 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Установив факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате поставленной тепловой энергии, суды признали правомерным требование ООО "Енисейэнергоком" о взыскании с него пени за нарушение сроков оплаты за период с 11.10.2022 по 31.05.2022 в сумме 1 744 рублей 99 копеек.
Проверив произведенный истцом расчет объема поставленной тепловой энергии, а также расчет задолженности и пени, суды признали их правильными. Ответчик доказательств погашения имеющейся задолженности в материалы дела не представил.
Доводы ответчика о неправильном определении истцом объема поставленной тепловой энергии в связи с применением им при расчете Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее также - Методика N 105), утратившей силу в связи с принятием приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 414/пр, являются необоснованными и подлежат отклонению.
В частности, как указано выше, истец произвел определение объема поставленной тепловой энергии по формуле, указанной в пункте 66 Методики N 99/пр, одной из составляющих которой является величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя. В отсутствие письменного договора, в котором сторонами должен быть согласован базовый показатель тепловой нагрузки, этот показатель определен экспертным путем с использованием формулы, приведенной в утратившей силу в спорный период Методике N 105.
В соответствии с пунктом 4 Правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2009 N 610 (далее также - Правила N 610), установление или изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном этими Правилами.
В пункте 11 указанных Правил определены методы установления величины тепловой нагрузки каждой из систем теплопотребления. При этом согласно пункту 35 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, предоставление сведений о плановых нагрузках и объемах потребления является обязанностью потребителя. В случае отсутствия данной информации теплоснабжающая организация как профессиональный участник рынка имеет право самостоятельно определять договорные (плановые) нагрузки и объемы потребления исходя из фактических характеристик здания, так как эти данные требуются не только для расчетов с потребителями, но и для прогнозирования режимов работы котельной; формула, применяемая для расчета, отражает зависимость отопительной нагрузки от строительного объема здания и его назначения, то есть имеет физический смысл и не теряет своей справедливости при отмене или изменении нормативного документа, в котором она содержится.
Таким образом, ввиду невыполнения ответчиком обязательства по передаче сведений о плановых нагрузках и объемах потребления истец (теплоснабжающая организация) самостоятельно определил эту величину. Примененная истцом при расчете формула учитывает объективные величины (объем зданий по наружным величинам, физические характеристики здания) и не противоречит методам установления величины тепловой нагрузки каждой из систем теплопотребления, указанным в пункте 11 Правил N 610.
Ответчик какой-либо контррасчет объема потребленной им тепловой энергии или какие-либо доказательства, свидетельствующие об ином объеме потребленной тепловой энергии, в материалы дела не представил. Само по себе значение базового показателя тепловой нагрузки, определенное истцом и использованное при расчете объема поставленной тепловой энергии, ответчиком не оспаривается.
Таким образом, выводы судов о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности за поставленную тепловую энергию в указанном размере и пени являются правильными и обоснованными.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию с установленными судами обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Однако, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 декабря 2023 года по делу N А33-20901/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 11 указанных Правил определены методы установления величины тепловой нагрузки каждой из систем теплопотребления. При этом согласно пункту 35 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, предоставление сведений о плановых нагрузках и объемах потребления является обязанностью потребителя. В случае отсутствия данной информации теплоснабжающая организация как профессиональный участник рынка имеет право самостоятельно определять договорные (плановые) нагрузки и объемы потребления исходя из фактических характеристик здания, так как эти данные требуются не только для расчетов с потребителями, но и для прогнозирования режимов работы котельной; формула, применяемая для расчета, отражает зависимость отопительной нагрузки от строительного объема здания и его назначения, то есть имеет физический смысл и не теряет своей справедливости при отмене или изменении нормативного документа, в котором она содержится.
Таким образом, ввиду невыполнения ответчиком обязательства по передаче сведений о плановых нагрузках и объемах потребления истец (теплоснабжающая организация) самостоятельно определил эту величину. Примененная истцом при расчете формула учитывает объективные величины (объем зданий по наружным величинам, физические характеристики здания) и не противоречит методам установления величины тепловой нагрузки каждой из систем теплопотребления, указанным в пункте 11 Правил N 610."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2024 г. N Ф02-2490/24 по делу N А33-20901/2023