город Иркутск |
|
13 ноября 2019 г. |
Дело N А33-3497/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДС-ФИНАНС" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2019 года по делу N А33-3497/2019 Арбитражного суда Красноярского края,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДС-ФИНАНС" (ОГРН 1112468014427, ИНН 2462215607, г. Красноярск; далее - ООО "ДС-ФИНАНС", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент), оформленного письмом от 07.11.2018 N 29868 "О направлении информации" об отказе в предоставлении земельного участка с приложенным решением от 07.11.2018 без номера об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Семафорная, с кадастровым номером 24:50:0700188:7603, площадью 5 987 кв. м, для строительства многоуровневой подземной стоянки-паркинга без проведения торгов; отказа от 22.05.2018 N 11209-ги в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700188:7603; об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Семафорная, с кадастровым номером 24:50:0700188:7603, площадью 5 987 кв. м, без проведения торгов на праве аренды на три года в целях строительства многоуровневой подземной автостоянки-паркинга.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 мая 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2019 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ДС-ФИНАНС" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции части 1 статьи 34 Федерального закона 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции неправомерно не принял во внимание вступившее в законную силу постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9357/2015, которым признано незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении упомянутого земельного участка; требования части 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ при подаче заявления обществом выполнены; с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта общество обратилось до изменения законодательства; несовременное издание распоряжения от 28.02.2017 N 830-недв о предварительном согласовании места размещения объекта на основании постановления Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9357/2015, обусловлено действиями (бездействием) самого Департамента; в названном постановлении суда апелляционной инстанции был разрешен вопрос относительно подлежащего применению законодательства при рассмотрении заявления общества.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент считает ее доводы несостоятельными, судебный акт - законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ДС-ФИНАНС" обратилось в Департамент градостроительства с заявлением от 21.11.2014 N 11855 о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, площадью 6 300 кв. м. и предварительном согласовании места размещения многоуровневой подземной автостоянки (паркинга) в соответствии с утвержденным проектом планировки территории на праве аренды.
В печатном издании от 11.02.2015 N 18 (3121) размещено сообщение администрации города Красноярска о выборе земельного участка для предстоящего строительства сооружения многоуровневой подземной автостоянки - паркинга по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Семафорная. Письмом от 08.12.2014 N 16/9485д Департамент градостроительства разъяснил директору ООО "ДС-ФИНАНС", что после утверждения акта о выборе земельного участка Департаментом градостроительства будет подготовлен проект распоряжения и направлен на согласование в структурные подразделения администрации города.
Акт о выборе земельного участка подписан главой Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 13.02.2015.
09.04.2015 N 13589 Департамент муниципального имущества и земельных отношений сообщил директору ООО "ДС-ФИНАНС" о том, что в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ статьи 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующие процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта утратили силу, в связи с чем отсутствуют правовые основания для предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Третьего арбитражного суда от 25 мая 2016 года по делу N А33-9357/2015 Арбитражного суда Красноярского края признано незаконным названное решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка. На Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "ДС-ФИНАНС" от 21.11.2014 N 11855-ек в соответствии с положениями статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
На основании заявления общества с учётом судебного акта по делу N А33-9357/2015 Арбитражного суда Красноярского края, для размещения сооружения многоуровневой подземной автостоянки - паркинга выбран земельный участок площадью 5 987 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Семафорная, о чем составлен акт о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта, предполагаемого к проектированию и строительству от 23.09.2016.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 28.02.2017 N 830-недв предварительно согласовано обществу место размещения вышеуказанного сооружения многоуровневой подземной автостоянки; утвержден акт о выборе земельного участка от 23.09.2016; земельный участок передан обществу в аренду на срок до одного года для проведения изыскательских работ, для чего между Департаментом и обществом заключен договор аренды земельного участка от 08.09.2017 N 826 сроком с 27.06.2017 по 25.06.2018.
ООО "ДС-ФИНАНС" 27.04.2018 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении на основании распоряжения от 28.02.2017 N 830-недв и постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 года по делу N А33-9357/2015, акта о выборе земельного участка от 23.09.2016, земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700188:7603 без проведения торгов на праве аренды на 3 года в целях строительства многоуровневой подземной автостоянки - паркинга.
Письмом от 09.10.2018 общество просило Департамент ускорить рассмотрение его заявления по существу.
Департамент письмом от 07.11.2018 N 29868ги направил обществу отказ от 22.05.2018 N 11209-ги и отказ от 07.11.2018 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700188:7603 для строительства в аренду без проведения торгов, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для предоставления земельного участка в порядке части 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ в связи с тем, что 01 марта 2018 года к настоящему моменту истекло, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято 28.02.2017, то есть после 01 марта 2015 года.
ООО "ДС-ФИНАНС", полагая, что названные отказы не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что несвоевременное принятие распоряжения от 28.02.2017 вызвано незаконными действиями самого Департамента; с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта общество обратилось до изменения земельного законодательства; при разрешении настоящего спора подлежат применению статьи 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, согласно постановлению Третьего арбитражного суда от 25 мая 2016 года по делу N А33-9357/2015.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований общества, пришел к выводу о соответствии оспариваемых отказов требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, учитывая, что процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должна быть завершена в силу закона до 01.03.2018.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акты не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
На момент возникновения спорных правоотношений, связанных с предоставлением земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под строительство, порядок предоставления таких участков регулировался статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Согласно пунктам 1, 5, 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации в той же редакции).
С 01.03.2015 земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду в порядке, предусмотренном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 39.3, 39.6 названного Кодекса по общему правилу продажа таких земельных участков осуществляется и договор аренды заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Статьей 34 Федерального закона N 171-ФЗ установлены переходные положения.
До 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ).
Названное законоположение, принятое в рамках законодательных изменений порядка предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости, обеспечивает - на основании баланса частных и публичных интересов - необходимую в таких случаях разумную преемственность ранее возникших отношений по предоставлению земельных участков, основанных на принятии уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 580-О, от 24.11.2016 N 2465-О, от 25.01.2018 N 99-О).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должна быть завершена до 01.03.2018.
Установив, что ООО "ДС-ФИНАНС" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства многоуровневой подземной стоянки-паркинга без проведения торгов 27.04.2018, то есть уже после 01.03.2018, суд апелляционной инстанции правильно признал невозможным завершение начатой процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядке в срок до 01.03.2018, и ввиду этого - правомерным решение Департамента об оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9357/2015, которым признано незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка от 09.04.2015 N 13589 и на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества в соответствии с положениями статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, не может быть принята во внимание, поскольку названный судебный акт содержит предписание органу местного самоуправления рассмотреть заявление общества в установленном порядке и не предрешает результаты такого рассмотрения, в том числе не возлагает на Департамент обязанность в последующем принять решение о предоставлении земельного участка.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу о законности решения Департамента, выраженного в оспариваемых отказах в предоставлении земельного участка.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2019 года по делу N А33-3497/2019 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что ООО "ДС-ФИНАНС" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства многоуровневой подземной стоянки-паркинга без проведения торгов 27.04.2018, то есть уже после 01.03.2018, суд апелляционной инстанции правильно признал невозможным завершение начатой процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядке в срок до 01.03.2018, и ввиду этого - правомерным решение Департамента об оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-9357/2015, которым признано незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка от 09.04.2015 N 13589 и на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества в соответствии с положениями статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, не может быть принята во внимание, поскольку названный судебный акт содержит предписание органу местного самоуправления рассмотреть заявление общества в установленном порядке и не предрешает результаты такого рассмотрения, в том числе не возлагает на Департамент обязанность в последующем принять решение о предоставлении земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 ноября 2019 г. N Ф02-5932/19 по делу N А33-3497/2019