город Иркутск |
|
18 декабря 2023 г. |
Дело N А78-11023/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоглазовой Е.В.,
судей: Палащенко И.И., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Марченко Николая Ивановича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 июня 2023 года по делу N А78-11023/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Марченко Николай Иванович (далее - Марченко Н.И., истец) обратился в Ингодинский районный суд г. Читы (дело передано по подсудности для рассмотрения в Арбитражный суд Забайкальского края) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также - АПК РФ), к Алексееву Павлу Николаевичу (далее - Алексеев П.Н.) о привлечении к субсидиарной ответственности как учредителя и директора общества с ограниченной ответственностью "Департамент аварийных комиссаров" (далее - ООО "Департамент аварийных комиссаров", общество) и взыскании 366 855 рублей 27 копеек.
Определением от 10 апреля 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Коренева (Туркина) Ольга Николаевна (далее - Коренева (Туркина) О.Н.).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 02 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, иск удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что бремя доказывания обстоятельств для уменьшения субсидиарной ответственности или для полного освобождения от нее лежит на ответчиках, обязанность по подаче заявления о признании банкротом не исполнена, ответчиками совершены совместные недобросовестные действия, выразившиеся в неоднократных попытках ликвидировать общество, минуя банкротство, при этом в налоговый орган предоставлены недостоверные сведения об адресе юридического лица.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Алексеев П.Н являлся единственным участником и руководителем ООО "Департамент аварийных комиссаров".
ООО "Департамент аварийных комиссаров" не исполнено решение Ингодинского районного суда г. Читы по делу N 2-1904/2012 о взыскании в пользу Марченко Н.И. 112 171 рубля 69 копеек (убытки и расходы по государственной пошлине) и решение Ингодинского районного суда г. Читы по делу N 2-1904/2012 о взыскании в пользу Марченко Н.И. 254 680 рублей 58 копеек (индексация присужденных судом сумм).
12.04.2013 учредителем принято решение о ликвидации общества, руководителем ликвидационной комиссии назначена Коренева (Туркина) О.Н.
Постановлениями СПИ УФССП МОСП по ИПРДИР по Забайкальскому краю от 26.02.2021 исполнительные производства N 2304/21/75025-ИП и N 2305/21/75025-ИП окончены по причине ликвидации должника-организации, исполнительные листы ФС N 029846378 от 20.11.2012 и ФС N 029850118 от 17.08.2020 переданы ликвидатору ООО "Департамент аварийных комиссаров".
20.09.2021 МИФНС России N 2 по г.Чите в связи с непредставлением отчетности и сведений о достоверности адреса юридического лица ООО "Департамент аварийных комиссаров" исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Ссылаясь на бездействие директора и ликвидатора общества, выразившееся в непринятии мер для исполнения судебных актов по делу N 2-1904/2012, а также в необращении в суд с заявлением о признании общества банкротом, истец обратился в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из недоказанности совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска является требование кредитора о привлечении бывшего руководителя и руководителя ликвидационной комиссии общества к субсидиарной ответственности по обязательствам общества, исключенного из ЕГРЮЛ. В качестве правового основания истец назвал пункт 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
Пункт 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ введен Федеральным законом N 488-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 488-ФЗ изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых названной статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Федеральный закон N 488-ФЗ официально опубликован на интернет-портале правовой информации 29 декабря 2016 года, в Собрании законодательства Российской Федерации - 2 января 2017 года, в Российской газете - 9 января 2017 года. Таким образом, пункт 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ действует с 28 июня 2017 года.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Между тем в Федеральном законе N 488-ФЗ отсутствует прямое указание на то, что изменения, вносимые в Закон N 14-ФЗ, распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие.
Из материалов дела следует, что задолженность общества перед истцом возникла не позднее 2012 года.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для применения положений пункта 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ к спорным правоотношениям и удовлетворения иска.
Более того, если бы пункт 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ распространялся на спорные правоотношения, то совокупность обстоятельств, которая бы позволяла привлечь ответчиков к субсидиарной ответственности на данном основании, в настоящем случае отсутствует.
Так, в силу пункта 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 ГК РФ, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.05.2021 N 20-П изложил правовую позицию относительно применения пункта 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ при рассмотрении заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 ГК РФ. Привлечение к ответственности возможно только в том случае, если судом установлено, что исключение должника из реестра в административном порядке и обусловленная этим невозможность погашения им долга возникли в связи с действиями контролирующих общество лиц и по их вине, в результате их недобросовестных и (или) неразумных действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 ГК РФ и пунктом 2 статьи 3 Закона N 14-ФЗ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.
Статьей 53.1 ГК РФ также предусмотрено, что лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
В пункте 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ предусмотрен компенсирующий негативные последствия прекращения правоспособности общества с ограниченной ответственностью без предваряющих его ликвидационных процедур правовой механизм, выражающийся в возможности кредиторов привлечь контролировавших общество лиц к субсидиарной ответственности, если их недобросовестными или неразумными действиями было обусловлено неисполнение обязательств общества. Предусмотренная ответственность контролирующих общество лиц является мерой гражданско-правовой ответственности, функция которой заключается в защите нарушенных прав кредиторов общества, восстановлении их имущественного положения. При этом долг, возникший из субсидиарной ответственности, подчинен тому же правовому режиму, что и иные долги, связанные с возмещением вреда имуществу участников оборота (статья 1064 ГК РФ; пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020).
По смыслу пункта 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ, рассматриваемого в системной взаимосвязи с пунктом 3 статьи 53, статьями 53.1, 401, 1064 ГК РФ, образовавшиеся в связи с исключением из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью убытки его кредиторов, недобросовестность и (или) неразумность действий (бездействия) контролирующих общество лиц при осуществлении принадлежащих им прав и исполнении обязанностей в отношении юридического лица, причинная связь между указанными обстоятельствами, а также вина таких лиц образуют необходимую совокупность условий для привлечения их к ответственности.
При предъявлении иска к контролирующему лицу кредитор должен представить доказательства, обосновывающие с разумной степенью достоверности наличие у него убытков, недобросовестный или неразумный характер поведения контролирующего лица, а также то, что соответствующее поведение контролирующего лица стало необходимой и достаточной причиной невозможности погашения требований кредиторов.
Само по себе исключение общества из ЕГРЮЛ, учитывая различные основания, при наличии которых оно может производиться (в том числе, не предоставление отчетности, отсутствие движения денежных средств по счетам), возможность судебного обжалования действий регистрирующего органа и восстановления правоспособности юридического лица, принимая во внимание принципы ограниченной ответственности, защиты делового решения и неизменно сопутствующие предпринимательской деятельности риски, не может служить неопровержимым доказательством совершения контролирующими общество лицами недобросовестных действий, повлекших неисполнение обязательств перед кредиторами, достаточным для привлечения к ответственности в соответствии с положениями, закрепленными в пункте 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ.
Привлечение к субсидиарной ответственности возможно только в том случае, когда судом установлено, что исключение должника из ЕГРЮЛ в административном порядке и обусловленная этим невозможность погашения долга возникли в связи с действиями контролирующих общество лиц и по их вине в результате недобросовестных и (или) неразумных действий (бездействия).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 306-ЭС19-18285 по делу N А65-27181/2018 само по себе исключение юридического лица из реестра в результате действий (бездействия), которые привели к такому исключению (отсутствие отчетности, расчетов в течение долгого времени), равно как и неисполнение обязательств не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности в соответствии с названной нормой. Требуется, чтобы неразумные и/или недобросовестные действия (бездействие) лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 статьи 53.1 ГК РФ, привели к тому, что общество стало неспособным исполнять обязательства перед кредиторами, то есть фактически за доведение до банкротства.
К недобросовестному поведению контролирующего лица с учетом всех обстоятельства дела может быть отнесено избрание участником (учредителем) таких моделей ведения хозяйственной деятельности и (или) способов распоряжения имуществом юридического лица, которые приводят к уменьшению его активов и не учитывают собственные интересы юридического лица, связанные с сохранением способности исправно исполнять обязательства.
Вывод о неразумности поведения участников (учредителей) юридического лица может следовать, в частности, из возникновения ситуации, при которой лицо продолжает принимать на себя обязательства, несмотря на утрату возможности осуществлять их исполнение (недостаточность имущества), о чем контролирующему лицу было или должно быть стать известным при проявлении должной осмотрительности.
Суд оценивает существенность влияния действия (бездействия) контролирующего лица на поведение должника, проверяя наличие причинно-следственной связи между названными действиями (бездействием) и невозможностью погашения требований кредиторов (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве").
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, сформированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2022 N 305-ЭС22-11632 по делу N А40-73945/2021.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды пришли к выводу об отсутствии неразумных и/или недобросовестных действий (бездействия) со стороны контролировавших должника лиц, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении требования о привлечении к субсидиарной ответственности по пункту 3.1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ.
Что касается привлечения к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о признании должника банкротом в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), то наличие права на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, связано с наличием в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в том числе и после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2020 N 307-ЭС20-180 по делу N А21-15124/2018). Однако в отношении общества какой-либо процедуры банкротства не применялось, оно исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке по правилам статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 июня 2023 года по делу N А78-11023/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Белоглазова |
Судьи |
И.И. Палащенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.