г. Тюмень |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А46-10380/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 29 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.
судей Есикова А.Н.
Коробейниковой О.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Домостроительная корпорация "Стройбетон" (646970, Омская область, рабочий посёлок Кормиловка, улица Ленина, 47, ОГРН 1035531000515, ИНН 5501061437) и кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение от 21.10.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Целько Т.В.) и постановление от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г., Рябухина Н.А.) по делу N А46-10380/2011 по иску открытого акционерного общества "Омскгоргаз" (644024, город Омск, улица Красных Зорь, 19, ОГРН 1025500972881, ИНН 5504037369) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644000, город Омск, улица Тарская, 11, ОГРН 1045504000838, ИНН 5503077584) об обязании внести изменения в план приватизации, об обязании утвердить внесённые изменения.
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Домостроительная корпорация "Стройбетон" Украинец М.В. по доверенности от 10.10.2011,
открытого акционерного общества "Омскгоргаз" Морозова М.В. по доверенности от 14.02.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омскгоргаз" (далее - ОАО "Омскгоргаз") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области):
- об обязании внести изменения в план приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест "Омскгоргаз" в части адресной идентификации тридцати двух объектов, внесённых в уставной капитал ОАО "Омскгоргаз":
- об обязании утвердить внесённые изменения в план приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства трест "Омскгоргаз" в части адресной идентификации указанных объектов, внесённых в уставной капитал ОАО "Омскгоргаз".
Решением суда от 21.10.2011, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены в отношении шести объектов (далее - объекты недвижимого имущества):
Наименование и характеристика объекта |
Год постройки |
Материал труб |
Диаметр, мм |
Протяжённость трассы, м |
СУГ N 52320 до крана ввода жилого дома по ул. Биофабрика | ||||
Газопровод (подземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
367,77 |
Газопровод фасадный |
1971 |
Сталь |
57 |
9,00 |
Ввод (подземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
4,00 |
Ввод (надземный) |
1971 |
Сталь |
57 |
6,00 |
Подземная установка сжиженного газа |
1971 |
Сталь |
|
2х2,1 |
Защита от коррозии (катодная) |
1971 |
|
|
1,00 |
ТУ Росимущества в Омской области, обратившись с кассационной жалобой, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что не обладает полномочиями по внесению изменений в уже состоявшийся план приватизации государственного предприятия, составленный и утверждённый другим органом. Кроме того, ТУ Росимущества в Омской области не располагает сведениями о газопроводах, переданных ОАО "Омскгоргаз" в порядке приватизации.
Общество с ограниченной ответственностью Домостроительная корпорация "Стройбетон" (далее - ООО ДСК "Стройбетон") - лицо, не участвующее в деле, в кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, просит решение от 21.10.2011 и постановление от 28.12.2011 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что в судебных актах установлена адресная привязка газопровода, но нет ссылки до какого именно дома (отсутствует адрес). Поскольку ООО ДСК "Стройбетон" принадлежат на праве собственности ряд квартир, расположенных в жилых домах в посёлке Биофабрика, то вынесенные решение и постановление затрагивают его права, лишают законного права распоряжаться имуществом.
ОАО "Омскгоргаз" представило отзыв на кассационную жалобу ООО ДСК "Стройбетон", доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании, просит решение и постановление оставить без изменения, производство по кассационной жалобе прекратить. Кроме того, представитель ОАО "Омскгоргаз" не согласен с кассационной жалобой ТУ Росимущества в Омской области, считает, что она направлена на переоценку выводов судов обеих инстанций.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что производство по кассационной жалобе ООО ДСК "Стройбетон" подлежит прекращению.
В соответствии с частью 1 статьи 273 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу.
Положениями статьи 42 АПК РФ установлено, что лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт.
Таким образом, законом установлено основание для возникновения у лица, не участвовавшего в деле, права на обжалование судебного акта - данный судебный акт должен касаться его прав и обязанностей.
ООО ДСК "Стройбетон" не представлено в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ достаточных доказательств того, что обжалуемыми судебными актами нарушены его права и законные интересы.
ООО ДСК "Стройбетон" не является лицом, участвующим в деле, и лицом, о правах и обязанностях которого принят судебный акт.
При таких обстоятельствах производство по кассационной жалобе ООО ДСК "Стройбетон" подлежит прекращению применительно к пункту 5 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Государственная пошлина подлежит возврату ООО ДСК "Стройбетон" из федерального бюджета в размере 2 000 рублей.
В рамках рассмотрения кассационной жалобы ТУ Росимущества в Омской области, проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ОАО "Омскгоргаз" образовано в процессе приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства треста "Омскгоргаз" на основании Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и Указов Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" и от 21.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий".
План приватизации предприятия был утверждён 06.02.1996 Комитетом по управлению имуществом Администрации Омской области. В акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1994 (приложение N 1 к плану приватизации) указан укрупнённый перечень объектов, период ввода их в эксплуатацию и их общая остаточная стоимость, конкретного перечня имущества, его идентифицирующих признаков акт не содержит.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ указанные обстоятельства, установленные в постановлении от 10.09.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8483/2008, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
При обращении ОАО "Омскгоргаз" в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением об уточнении плана приватизации в части адресной идентификации объектов недвижимого имущества, им был получен отказ.
Полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, ОАО "Омскгоргаз" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции на основе представленных доказательств установил следующее. Учредителем ОАО "Омскгоргаз" являлся Комитет по управлению имуществом в Омской области, наделённый правами Территориального органа Министерства имущества Российской Федерации. В рамках законодательства, действовавшего на момент приватизации, был утверждён план приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства треста "Омскгоргаз". Сведения об адресной идентификации объектов недвижимого имущества не были указаны в данном плане. Законность сделки приватизации, план приватизации, учредительные документы ОАО "Омскгоргаз" не были оспорены.
Адресная часть приватизированных объектов недвижимого имущества не изменялась, объекты используются ОАО "Омскгоргаз" в хозяйственной деятельности с момента приватизации по настоящее время.
Имущество государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства треста "Омскгоргаз" относилось к федеральной собственности, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Комитет по управлению имуществом в Омской области, осуществляя передачу имущества государственного предприятия в порядке приватизации ОАО "Омскгоргаз", действовал в рамках предоставленных полномочий, согласно нормам Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1231, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" Министерство имущественных отношений Российской Федерации было упразднено, его функции по управлению федеральным имуществом были переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. В соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Омской области, утверждённым приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом 01.02.2005 N 37, ТУ Росимущества в Омской области является территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на территории Омской области. Функции по принятию решений об условиях приватизации, по утверждению плана приватизации, возложены на территориальные органы по управлению федеральным имуществом.
Учитывая изложенные нормы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ТУ Росимущества в Омской области является органом, который вправе вносить изменения в план приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства треста "Омскгоргаз", касающиеся адресной части объектов недвижимого имущества.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, установил аналогичные обстоятельства и поддержал выводы суда первой инстанции.
Довод ТУ Росимущества в Омской области об отсутствии полномочий по внесению изменений в уже состоявшийся план приватизации государственного предприятия, составленный и утверждённый другим органом, был рассмотрен и признан необоснованным апелляционной инстанцией. Суд указал, что возможность внесения изменений (уточнений) в план приватизации государственных предприятий вытекает из комплексного анализа норм права.
Иные доводы кассационной жалобы ТУ Росимущества в Омской области подлежат отклонению как необоснованные.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.
Судами приняты законные и обоснованные судебные акты, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального законодательства не допущено. Основания для отмены решения и постановления, являющихся законными и обоснованными, в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью Домостроительная корпорация "Стройбетон" на решение от 21.10.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10380/2011 прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Домостроительная компания "Стройбетон" из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины. Выдать справку.
Решение от 21.10.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10380/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
А.Н. Есиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Комитет по управлению имуществом в Омской области, осуществляя передачу имущества государственного предприятия в порядке приватизации ОАО "Омскгоргаз", действовал в рамках предоставленных полномочий, согласно нормам Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1231, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" Министерство имущественных отношений Российской Федерации было упразднено, его функции по управлению федеральным имуществом были переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. В соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Омской области, утверждённым приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом 01.02.2005 N 37, ТУ Росимущества в Омской области является территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на территории Омской области. Функции по принятию решений об условиях приватизации, по утверждению плана приватизации, возложены на территориальные органы по управлению федеральным имуществом."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2012 г. N Ф04-1112/12 по делу N А46-10380/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8755/12
01.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8755/12
29.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1112/12
28.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9885/11
27.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9753/11
29.11.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9885/11
24.11.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9753/11
21.10.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-10380/11