г. Тюмень |
|
9 апреля 2012 г. |
Дело N А67-3636/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лазаренко Петра Викторовича, Дорохова Николая Николаевича, Гришаева Геннадия Олеговича, Январева Валерия Васильевича на решение от 27.01.2011 Арбитражного суда Томской области (судьи Гелбутовский В.И., Мухамеджанова Л.А., Черская Ю.М.) по делу N А67-3636/2010 по заявлению Лазаренко Петра Викторовича, Дорохов Николая Николаевича, Гришаева Геннадия Олеговича, Январева Валерия Васильевича к Департаменту тарифного регулирования и государственного заказа Томской области г. Томск (634050, г. Томск, пер. Нахановича, д. 3а, ОГРН 1097017001787, ИНН 7017231993) о признании недействующим и отмене приказа Региональной энергетической комиссии Томской области от 10.12.2009 N 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания".
Другие лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" (636840, Томская обл., Асиновский р-н, г. Асиново, ул. Ивана Буева, д.67, ОГРН 1087025000919, ИНН 7002013181), прокуратура Томской области (634029, г. Томск, ул. Белинского, д. 14, ОГРН 1027000905645, ИНН 7021018851).
В судебном заседании приняли участие представители сторон: от Январева В.В. - Демченко А.Г. по доверенности от 24.05.2011 N 1734;
от Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области - Крынин М.А. по доверенности от 10.01.2012 N 16.
от прокуратуры Томской области - Козырева М.В., прокурор отдела прокуратуры Тюменской области на основании поручения от 20.03.2012 N 38-223-2010.
Суд установил:
Лазаренко Петр Викторович, Дорохов Николай Николаевич, Гришаев Геннадий Олегович, Январев Валерий Васильевич обратились в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту тарифного регулирования и государственного заказа Томской области (далее - Департамент) о признании недействующим и отмене приказа от 10.12.2009 N 64/403 Региональной энергетической комиссии Томской области (далее - РЭК Томской области) "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания", в соответствии с которыми были установлены тарифы на тепловую энергию на 2010 год, подлежащую поставке потребителям со стороны общества", в том числе: одноставочный, для бюджетных и иных потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии в размере 1732,08 руб./Гкал (без учета НДС) и одноставочный, для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей) в размере 1 406,86 руб.
Определением от 20.05.2010 Арбитражного суда Томской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания".
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Томской области.
Решением от 26.11.2010 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены. Приказ РЭК Томской области от 10.12.2009 N 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" признан несоответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Определением от 06.12.2010 Арбитражного суда Томской области в мотивировочной части решения от 26.11.2010 суда первой инстанции исправлена допущенная опечатка. Третий и четвертый абзацы на странице 9 решения от 26.11.2010 изложены в следующей редакции: "Предельный максимальный тариф на тепловую энергию по Томской области на 2010 год составляет 1 014,84 руб./Гкал с НДС x 110 % = 1 116,32 руб./ Гкал с НДС (1 116,32 руб./Гкал с НДС), в то время как тариф на тепловую энергию ООО "АТК" на 2010 год установлен в размере 1 732,08 руб./Гкал без НДС (2 043,85 руб./Гкал с НДС).
Постановлением от 17.03.2010 суда кассационной инстанции решение от 26.10.2011 суда первой инстанции и определение от 06.12.2010 Арбитражного суда Томской области отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Определением от 06.06.2011 Арбитражного суда Томской области производство по делу N А67-3636/2010 прекращено в связи с утратой обжалуемого нормативного правового акта силы и отсутствием предмета спора (пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ).
Постановлением от 15.09.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А67-3636/2010 определение о прекращении производства по делу от 06.06.2011 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3636/2010 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Решением от 27.01.2012 Арбитражного суда Алтайского края Приказ РЭК Томской области от 10.12.2009 N 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая" признан соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В удовлетворении требований Лазаренко Петра Викторовича, Дорохова Николая Николаевича, Гришаева Геннадия Олеговича, Январева Валерия Васильевича отказано.
В кассационной жалобе Лазаренко Петр Викторович, Дорохов Николай Николаевич, Гришаев Геннадий Олегович, Январев Валерий Васильевич, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просят отменить решение от 27.01.2012 Арбитражного суда Томской области, принять новый судебный акт об отмене Приказа РЭК Томской области от 10.12.2009 N 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" (далее - ООО "АТК").
По мнению заявителей кассационной жалобы, вывод суда о том, что тариф на тепловую энергию для ООО "АТК" на 2010 год установлен в рамках предельного (максимального) уровня тарифа, определенного приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 29.09.2009 N 228-э/З "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую организациями потребителям в среднем по субъектам РФ на 2010 год" является неверным.
Заявители кассационной жалобы указывают, что Департаментом не были представлены доказательства того, что им соблюдены процедуры согласования превышения установленного Федеральной службой по тарифам Российской Федерации предельного уровня тарифов в среднем по субъекту Российской Федерации.
Кроме того, податели кассационной жалобы ссылаются на то, что судом неверно истолкован приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 07.09.2004 N 69-э/4, не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: не установлена правильность расчета тарифов, имеется ли место необоснованному превышению роста тарифов в целом по субъекту Российской Федерации, не установлен какой метод применен при утверждении тарифа для ООО "АТК" на 2010 год, о правомерности проведения экспертизы тарифа экспертом Губиным В.Е.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент, прокурор Томской области просят оставить без изменения принятый по делу судебный акт, считая его законным.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "АТК" в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до начала судебного заседания не представлены.
Представители сторон, участвующие в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на данную жалобу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобы и отзыве на данную жалобу, правильность применения Арбитражным судом Томской области при принятии решения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, Приказом РЭК Томской области от 10.12.2009 N 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "АТК" (опубликован в газете "Известия энергетики и ЖКХ" 10.12.2009 N6) (далее - Приказ N 64/403), на период с 01.01.2010 по 31.12.2010, были установлены тарифы на тепловую энергию, подлежащую поставке потребителям со стороны ООО "АТК", в том числе: одноставочный, для бюджетных и иных потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии в размере 1 732,08 руб./Гкал (без учета НДС), и одноставочный, для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей) в размере 1 406,86 руб./Гкал.
Заявители - граждане: Гришаев Г.О., Дорохов Н.Н., Лазаренко П.В., Январев В.В., полагая, что данный приказ принят РЭК Томской области с нарушением положений действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", обратились в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, проанализировал доказательства по делу в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и применяя нормы права, действующие на момент издания оспариваемого нормативного правового акта, пришел к правомерному выводу, что оспариваемый Приказ N 64/403 принят уполномоченным органом исполнительной власти, соответствует положениям Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу.
Согласно абзацу 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ"), действующее на момент возникновения и рассмотрения спорного правоотношения государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
При государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (абз. 2 статьи 4 Федерального закона N 41-ФЗ).
В силу статьи 5 Федерального закона N 41-ФЗ Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (статья 6 Федерального закона N 41-ФЗ).
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Томской области, утвержденному постановлением Губернатора Томской области от 27.03.2009 N 19, РЭК Томской области, в момент издания оспариваемого нормативного акта - Приказа N 64/403, являлась уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), к функциям которого относилось, в том числе, право по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального 8 и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (пункт 1 раздела 1, подпункт 10 пункта 9 раздела 2 Положения).
Таким образом, вывод суда о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом - РЭК Томской области в соответствии с установленной процедурой рассмотрения дел об установлении оспариваемых заявителями тарифов, является правомерным.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен), а также основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию закреплены в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования"), также в Правилах государственного регулирования и применения тарифов на указанные энергоресурсы (далее - Правила N 109), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Исходя из пункта 16 Правил N 109, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 настоящих Правил.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 29.09.2009 N 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год" установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2010 год, в соответствии с приложением к настоящему Приказу, и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для организаций по состоянию на 31.12.2009.
При этом для конкретной энергоснабжающей организации уровень тарифа может отличаться от среднего показателя по субъекту Российской Федерации - быть выше или ниже его, но средний тариф по субъекту Российской Федерации в целом, не может превышать максимальную величину роста тарифов.
Максимальная величина роста тарифов на 2010 год, в соответствии с приложением к приказу Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 N 228-э/3 для субъекта РФ - Томская область, установлена в размере 110 % (пункт 71 Приложения).
Таким образом, устанавливая тарифы на тепловую энергию на 2010 год РЭК Томской области необходимо было руководствоваться предельными уровнями тарифов, рассчитанными исходя из тарифов, действовавших по состоянию на 31.12.2009 год и максимальной величины роста тарифов на 2010 год, установленной Федеральной службой по тарифам Российской Федерации для Томской области.
Исходя из информации о тарифах на тепловую энергию по Томской области, действовавших на 31.12.2009 год, средний тариф по Томской области на 2009 год составлял - 927,92 руб./ Гкал с учетом НДС.
С учетом максимальной величины роста тарифов на 2010 год, установленной в соответствии с приложением к приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 29.09.2009. N 228-э/3 для субъекта Российской Федерации - Томская область, предельный максимальный тариф на тепловую энергию по Томской области на 2010 год не должен был превышать сумму 1 020,71 руб. / Гкал с НДС (927,92 руб. / Гкал х 110 %).
Согласно представленной информации о тарифах на тепловую энергию, установленных для энергоснабжающих организаций на территории Томской области, включая ООО "АТК", средний тариф по Томской области на 2010 год составлял - 1014,84 руб./ Гкал с НДС.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан вывод о том. что тариф на тепловую энергию для ООО "АТК" на 2010 год установлен в рамках предельного (максимального) уровня тарифа, определенного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 N 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год" для субъекта РФ - Томская область. У РЭК Томской области, при принятии оспариваемого нормативного акта, отсутствовала обязанность, закрепленная Правилами N 109, в согласовании в Федеральной службе по тарифам РФ тарифа на тепловую энергию, установленного для ООО "АТК" на 2010 год, в порядке, определенном приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 07.12.2004 N236-э.
Судом первой инстанции установлено, что экономическая обоснованность тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ООО "АТК" на 2010 год подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в том числе экспертными заключениями, подготовленными экспертом сторонней организацией - НП "Региональный центр управления энергосбережением", имеющим квалификацию для проведения данной экспертизы.
Судом первой инстанции дана правильная оценка доводам заявителей о неправильном толковании и применении Приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 07.09.2004 N 69-э/4.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого Приказа N 64/403 положениям Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу на момент принятия данного нормативного правового акта.
Проверив требования заявителей о нарушении прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом и с учетом положений части 1 статьи 192 АПК РФ, суд отклонил данный довод.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят на основе правильного применения норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.01.2011 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3636/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно представленной информации о тарифах на тепловую энергию, установленных для энергоснабжающих организаций на территории Томской области, включая ООО "АТК", средний тариф по Томской области на 2010 год составлял - 1014,84 руб./ Гкал с НДС.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан вывод о том. что тариф на тепловую энергию для ООО "АТК" на 2010 год установлен в рамках предельного (максимального) уровня тарифа, определенного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 N 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год" для субъекта РФ - Томская область. У РЭК Томской области, при принятии оспариваемого нормативного акта, отсутствовала обязанность, закрепленная Правилами N 109, в согласовании в Федеральной службе по тарифам РФ тарифа на тепловую энергию, установленного для ООО "АТК" на 2010 год, в порядке, определенном приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 07.12.2004 N236-э.
...
Судом первой инстанции дана правильная оценка доводам заявителей о неправильном толковании и применении Приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 07.09.2004 N 69-э/4.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого Приказа N 64/403 положениям Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу на момент принятия данного нормативного правового акта.
Проверив требования заявителей о нарушении прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом и с учетом положений части 1 статьи 192 АПК РФ, суд отклонил данный довод."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2012 г. N Ф04-213/11 по делу N А67-3636/2010
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9833/12
18.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9833/12
09.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-213/11
15.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-213/11
12.08.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6991/11
15.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-213/11
06.06.2011 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-3636/10
17.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А67-3636/2010
26.11.2010 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3636/10