г. Тюмень |
|
4 мая 2012 г. |
Дело N А27-8320/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Кемеровского открытого акционерного общества "Ортон" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2011 (судья И.В. Дворовенко) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А27-8320/2011 по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "Ортон" (650036, г. Кемерово, ул. Терешковой, 41, ИНН 4206002048, ОГРН 1024240682432) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 11, ИНН 4205002373, ОГРН 1044205091380) о признании недействительным решения.
Другое лицо, участвующее в деле, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области (650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 21, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830).
В заседании приняли участие представители:
от Кемеровского открытого акционерного общества "Ортон" - Ищенко М.Л. по доверенности от 21.1.22011 N 78;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - Наумов В.А. по доверенности от 19.09.2011 N 04-14/36.
Суд установил:
Кемеровское открытое акционерное общество "Ортон" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 03.05.2011 N 28502.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012, в удовлетворении требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неприменение судами норм материального права (статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, неправильное истолкование закона (пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы общество ссылается на отсутствие у него возможности исчисления земельного налога за 2010 год с учетом вступившего в законную силу судебного акта по делу N А27-5752/2010 исходя из кадастровой стоимости земельного участка; на правомерное исчисление им налога из определенной нормативной стоимости земельного участка; на ошибочный вывод судов, заключающийся в недоказанности наличия у общества правовых оснований для исчисления налога исходя из нормативной стоимости земли; кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 не может быть определена в качестве налоговой базы в 2010 году.
Более подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает доводы жалобы несостоятельными, а принятые по делу судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год инспекцией составлен акт от 30.03.2011 N 63335, в котором отражен факт занижения кадастровой стоимости по участку с кадастровым номером 42:24:201002:487, повлекший неуплату в бюджет суммы земельного налога, и принято решение от 03.05.2011 N 28502, оставленное без изменения решением вышестоящего налогового органа от 17.06.2011 N 390, об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 23 704 310 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Принимая указанное решение, инспекция исходила из того, что установленный Земельным кодексом Российской Федерации принцип платности землепользования не дает оснований для неуплаты земельного налога, за исключением случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что инспекцией правомерно при расчете земельного налога применена кадастровая стоимость, которая была установлена ранее постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Кемеровской области" (далее - постановление Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520)..
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При этом статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 2 названной нормы порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила N 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно указанным Правилам N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N 316).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Как установлено судами, в данном случае, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, применяемые с 01.01.2009; согласно утвержденного данным актом приложения в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5570,45 руб./кв.м, кадастровая стоимость земельного участка составила 1591717094,35 руб.
Постановление Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 опубликовано 04.12.2008 в официальном печатном издании "Кузбасс" N 223, размещено в сети Интернет, то есть, доведено до сведения неопределенного круга лиц; указанный нормативный акт не отменен и не признан недействующим судом в установленном законом порядке.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.07.2010 по делу N А27-5752/2010 удовлетворены требования общества об обжаловании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности (площадью 285743 кв.м).
В связи с наделением Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата") полномочиями органа кадастрового учета, Управление Росреестра по Кемеровской области 11.11.2010 направило в ФБУ "Кадастровая палата" указанное решение арбитражного суда для исполнения, которое 25.11.2010 исполнено: сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 в размере 1 591 717 094,35 руб. исключены из государственного кадастра недвижимости.
При этом, как установлено судами, ФБУ "Кадастровая палата" на основании постановления Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 по документу на внесение сведений в кадастр от 09.02.2011 N4200/101/11-6616 в государственный кадастр были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности (с кадастровым номером 42:24:0201002:487) в размере 1 591 717 094,35 руб.
Принимая судебные акты по рассматриваемому делу, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющим принцип платности использования земли.
При этом суды обоснованно исходили из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений; государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом; в силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 настоящего закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Таким образом, как правильно указано судами, отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, как и присутствие значения равного нулю, противоречит принципу платности использования земельных участков, закрепленному земельным законодательством Российской Федерации.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, с учетом изложенных выше норм действующего законодательства, несмотря на исключение в соответствии с решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5752/2010 сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 в размере 1 591 717 094,35 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 570,45 руб./кв.м из государственного реестра недвижимости, пришли к правильному выводу, что и у общества, и у инспекции имелись правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу в 2010 году исходя непосредственно из постановления Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, которым утверждена стоимость одного квадратного метра для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка, в том числе принадлежащего налогоплательщику, согласно указанному нормативному должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется с учетом вида разрешенного пользования. Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15932/10 от 19.04.2011.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 53, пунктом 1, 3 статьи 391, пунктом 11 статьи 396 НК РФ, правомерно отметил, что в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для использования иных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, кроме предоставленных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
При этом материалами дела подтверждается, что по состоянию как на 01.01.2009, так и на 01.01.2010, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 составила 1 591 717 094,35 руб., что подтверждается также письмом от 15.03.2011, направленным ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (в настоящее время - ФБУ "Кадастровая палата") в адрес инспекции, по ее запросу, в рамках проведенной проверки; указанные сведения и были использованы инспекцией при определении налоговой обязанности общества.
Доводы заявителя относительно наличия у него правовых оснований для исчисления налога исходя из нормативной стоимости земли, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и обоснованно были отклонены. При этом суды исходили из того, что в спорный налоговый период действовала и подлежала применению кадастровая стоимость, установленная нормативным актом исполнительного органа субъекта Российской Федерации, соответственно, оснований для использования нормативной стоимости земельного участка в целях налогообложения в данном конкретном случае не имелось.
Арбитражными судами также обоснованно признана несостоятельной ссылка заявителя на разъяснения Минфина Российской Федерации, изложенные в письме от 13.08.2009 N 03-05-0402/55, а также на пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 53 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", поскольку в названных актах рекомендовано о необходимости применения нормативной стоимости земельного участка в целях налогообложения в случае отсутствия кадастровой стоимости земли, что имеется в данном случае, следовательно, как правильно указано судами, разъяснения, содержащиеся в названных актах, не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Кассационная инстанция считает, что арбитражными судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права, регулирующие рассматриваемые отношения, и не допущено нарушений норм процессуального законодательства.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводы судов и сводятся к иному, чем у судов, толкованию норм действующего в проверяемый период налогового и земельного законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 по делу N А27-8320/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Мартынова |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, с учетом изложенных выше норм действующего законодательства, несмотря на исключение в соответствии с решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5752/2010 сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 в размере ... и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере ... /кв.м из государственного реестра недвижимости, пришли к правильному выводу, что и у общества, и у инспекции имелись правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу в 2010 году исходя непосредственно из постановления Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, которым утверждена стоимость одного квадратного метра для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка, в том числе принадлежащего налогоплательщику, согласно указанному нормативному должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется с учетом вида разрешенного пользования. Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15932/10 от 19.04.2011.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 53, пунктом 1, 3 статьи 391, пунктом 11 статьи 396 НК РФ, правомерно отметил, что в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для использования иных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, кроме предоставленных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
...
Арбитражными судами также обоснованно признана несостоятельной ссылка заявителя на разъяснения Минфина Российской Федерации, изложенные в письме от 13.08.2009 N 03-05-0402/55, а также на пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 53 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", поскольку в названных актах рекомендовано о необходимости применения нормативной стоимости земельного участка в целях налогообложения в случае отсутствия кадастровой стоимости земли, что имеется в данном случае, следовательно, как правильно указано судами, разъяснения, содержащиеся в названных актах, не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2012 г. N Ф04-6292/11 по делу N А27-8320/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9338/12
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9338/12
04.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6292/11
21.02.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8320/11
06.02.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7000/11
30.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6292/11
20.09.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7000/11