г. Тюмень |
|
8 апреля 2013 г. |
Дело N А70-6899/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Боровое торфопредприятие" на решение от 29.10.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 24.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А70-6899/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Боровое торфопредприятие" (ИНН 7224007982, ОГРН 1037200555721) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (ИНН 6658076401, ОГРН 1036603498975) об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Боровое торфопредприятие" - Петров С.А. по доверенности от 23.01.2013 N 16.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Боровое торфопредприятие" (далее - Общество, ЗАО "Боровое торфопредприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР в УрФО, административный орган) от 03.07.2012 N 62-12-231/пн о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29.10.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и отсутствие в действия заявителя состава вменяемого административного правонарушения, просит отменить принятые по делу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, не обжалование Обществом предписания от 27.03.2012, которое не было исполнено в установленный 30-дневный срок (до 03.05.2012 включительно) по обеспечению доступа к текстам аудиторских заключений о достоверности годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2008, 2009, 2010 годы и представление в административный орган соответствующих скриншотов, не является препятствием для оценки арбитражным судом законности действий контролирующих органов по вынесению данного предписания с целью установления оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ссылаясь на пункт 23.4.3 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР Российской Федерации от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, заявитель жалобы считает, что для исполнения предписания контролирующего органа следовало установить срок 90 дней, с учетом необходимости внесения изменений в учредительные документы Общества и утверждения аудитора.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнительно указал на то, что при создавшей ситуации за увеличением срока исполнения предписания не обращались в контролирующие органы, предписание не обжаловано, просит снизить размер административного штрафа, указывая на несоразмерность совершенного правонарушения и назначенного административным органом наказания.
В отзыве на кассационную жалобу РО ФСФР в УрФО указывает на то, что до настоящего времени Общество не исполнило предписание административного органа в части обеспечения доступа на страницах в сети Интернет к аудиторским заключением за 2008, 2009, 2010 годы и все изменения в учредительные документы внесены после привлечения к административной ответственности. Ходатайств со стороны Общества о продлении срока исполнения предписания не было подано и Обществом не приняты все меры по устранению выявленных нарушений законодательства.
РО ФСФР в УрФО просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1037200555721; местонахождение: Тюменская область, Тюменский район, п.г.т. Боровский, ул. Ленинградская, 17 (директор - Веремьева А.Н).
На основании служебной записки (вх. N 62-12-193-08/сз от 16.02.2012), в соответствии с поручением руководителя РО ФСФР России в УрФО от 21.02.2012 N 62-12-25-08/пч в период с 21.02.2012 по 27.03.2012 проведена камеральная проверка деятельности ОАО "Боровое торфопредприятие" на соответствие законодательству Российской Федерации о ценных бумагах и соблюдение прав инвесторов.
В связи с выявленными нарушениями по итогам камеральной проверки РО ФСФСР в УрФО направило в адрес Общества предписание от 27.03.2012 N 62-12-сф-08/4320 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации путем: 1) раскрытия и обеспечения доступа на странице в сети Интернет к аудиторским заключениям о достоверности годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 годы; правилам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг; спискам аффилированных лиц за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 года; 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 год; 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, содержащих достоверные данные о датах наступления основания аффилированности в отношении членов совета директоров общества в соответствии с протоколами общих годовых собраний акционеров от 30.06.2008; 30.06.2009; 30.06.2010; 30.06.2011; 2) опубликования на странице в сети Интернет информации о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов; 3) принятия мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации в части нарушения порядка и срока раскрытия информации на странице в сети Интернет и ленте новостей в установленные законодательством сроки; 4) представления в РО ФСФР по УрФО документов, подтверждающих исполнение предписания.
Срок исполнения данного предписания установлен РО ФСФР по УрФО 30 календарных дней с даты получения предписания.
Предписание получено Обществом 03.04.2012, что подтверждается уведомлением о вручении корреспонденции N 62099447222496, следовательно, должно было быть исполнено Обществом в полном объеме в срок до 03.05.2012, включительно.
Однако при осуществлении контроля исполнения предписания должностным лицом РО ФСФР по УрФО по состоянию на 04.05.2012 было установлено, что на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации (http://torfo-b.narod.ru/), не обеспечен доступ к текстам аудиторских заключений о достоверности годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 годы; в опубликованных на странице в сети Интернет http://torfo-b.narod.ru банковских реквизитах Общества отсутствует информация о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов; в Региональное отделение не представлены документы, подтверждающие исполнение предписания: письменный отчет об исполнении пункта 3 предписания; документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений (скриншот страницы в сети Интернет).
По факту неисполнения предписания в установленный срок, которое не было обжаловано заявителем, должностным лицом контролирующего органа в отношении ОАО "Боровое торфопредприятие" 05.06.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 62-12-330/пр-ап по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 03.07.2012 N 62-12-231/пн ОАО "Боровое торфопредприятие" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия состава административного правонарушения в действиях Общества и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
Выводы судов являются обоснованными и не противоречат фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Полномочия РО ФСФР по УрФО по выдаче обязательного для исполнения предписания предусмотрены пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", пунктами 1, 4, 5.4.15, 6.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717.
В соответствии со статьей 103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 ГК РФ, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (пункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 97 ГК РФ открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, очет прибылей и убытков.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится ежегодно в случаях, если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.
В силу статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (часть 1).
В состав ежеквартального отчета за первый квартал включаются; 1) бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный отчетный год с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности (пункт 6).
В соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (вступили в силу с 02.03.2012) акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 8.3.1).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается: 1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока - не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту - не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения; 2) в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал в соответствии с главой V Положения в случае если акционерное общество - эмитент в соответствии с настоящим Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета (пункт 8.3.4).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции установили, что предписание контролирующего органа, содержащее требования, соответствующие Федеральному закону от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральному закону от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", в полном объеме не было исполнено Обществом в установленный срок.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность в соблюдении правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписания. Объективных, непреодолимых препятствий для своевременного исполнения предписания не установлено и Обществом не представлено.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности административным органом наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что административное наказание по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ назначено несоразмерно, без учета возможности назначения более мягкого наказания (ниже низшего предела) суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверке конституционности положениям части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт" ограничил возможность назначения наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного законом, только в отношении санкций, установленных частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ (пункт 4.3). Положения части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, устанавливающие правило назначения наказания в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, противоречащим Конституции Российской Федерации не признано.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ, поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов, изложенные в кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.10.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 24.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6899/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что административное наказание по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ назначено несоразмерно, без учета возможности назначения более мягкого наказания (ниже низшего предела) суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверке конституционности положениям части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт" ограничил возможность назначения наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного законом, только в отношении санкций, установленных частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ (пункт 4.3). Положения части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, устанавливающие правило назначения наказания в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, противоречащим Конституции Российской Федерации не признано."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 апреля 2013 г. N Ф04-570/13 по делу N А70-6899/2012
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-570/13
24.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10358/12
23.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10358/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6899/12