г. Тюмень |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А27-18387/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричек Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ермаковой Ю.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса на решение от 28.01.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 12.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-18387/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭУ - 21" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Дзержинского, 18, ОГРН 1074205021472, ИНН 4205140920) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) о признании недействительным предписания от 02.03.2020 N10(3)-386.
Другое лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Томск" (634021, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, 170А, ОГРН 1087017002533, ИНН 7017203428).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "РЭУ - 21" - Лякин В.Е. по доверенности от 31.12.2020;
от Государственной жилищной инспекции Кузбасса - Проскунова О.В. по доверенности от 01.05.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РЭУ - 21" (далее - ООО "РЭУ - 21", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 02.03.2020 N 10(3)-386 (в редакции решения от 09.06.2020).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Томск" (далее - третье лицо, ООО "Газпром газораспределение Томск").
Решением от 28.01.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, общество как управляющая организация обязано иметь проектную документацию на внутридомовое газовое оборудование (далее - ВДГО) вне зависимости от наличия или отсутствия предписания инспекции.
В отзывах на кассационную жалобу общество и третье лицо просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с очередным отпуском судьи по делу произведена замена судьи Шохиревой С.Т. на судью Киричёк Ю.Н., кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к ней, отзыве на жалобу, дополнениях к отзыву и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество на основании лицензии от 29.04.2015 N 114 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Кемерово.
Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка выполнения обществом ранее выданного предписания от 05.11.2019 N 10(1)-386 (срок устранения нарушений - 03.02.2020).
По результатам данной проверки инспекцией 02.03.2020 составлен акт проверки и обществу выдано предписание N 10(2)-386 с требованием в срок до 01.06.2020 восстановить техническую документацию на многоквартирные дома, указанные в предписании, а именно проектную документацию на ВДГО.
Решением от 09.06.2020 срок исполнения предписания от 02.03.2020 продлен до 01.02.2021.
Не согласившись с указанным предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводам, что проектная документация на находящиеся под управлением общества многоквартирные дома (включая документацию на ВДГО) не изготавливалась и обществу передана быть не могла; восстановление проектной документации на ВДГО не возможно; заключения о техническом диагностировании и эксплуатационные паспорта в отношении ВДГО многоквартирных домов, находящихся под управлением общества, в полном объеме содержат сведения о техническом состоянии ВДГО и достаточны для его эксплуатации признали, оспариваемое предписание недействительным.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе выполнением следующих стандартов: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в порядке, установленном Правилами N 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено инспекцией в рамках осуществления лицензионного контроля в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункта "д" пункта 2, пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, подпунктом "б" пункта 6 которых определено, что в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Аналогичная норма закреплена в пункте 27 Правил N 491, согласно которому ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы.
Перечень технической документации на многоквартирный дом установлен в пунктах 24 и 26 Правил N 491.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 24 Правил N 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Подпунктом "д" пункта 26 Правил N 491 предусмотрено, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом и подлежащих передаче, включается проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).
Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации длительного хранения входят проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2017 N 1614/пр утверждена Инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (далее - Инструкция).
В силу пункта 1.2 Инструкции лицами, ответственными за безопасное использование и содержание ВДГО в многоквартирном доме, являются лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (в том числе управляющие организации).
Пунктом 3.1.9 Инструкции на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, возложена обязанность обеспечивать наличие проектной, эксплуатационной и другой технической документации, в том числе подтверждающей надлежащее техническое состояние ВДГО, дымовых и вентиляционных каналов, а также представлять копии указанных документов по запросу специализированной организации, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор и уполномоченных органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный контроль.
Согласно подпункту 5.1.1 ГОСТ Р 54961-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", утвержденного приказом Росстандарта от 22.08.2012 N 251-ст, владельцы газифицированных жилых и многоквартирных домов в течение всего срока эксплуатации сетей газопотребления должны иметь и хранить: проектную и исполнительную документацию на строительство сетей газопотребления; акты приемки сетей газопотребления; разрешения на первичный пуск газа для ввода в эксплуатацию сетей газопотребления и акты ввода их в эксплуатацию.
При отсутствии или утрате исполнительной документации ее восстановление должно производиться визуальным осмотром, замерами, техническими обследованиями и другими методами, позволяющими получить необходимую информацию.
Таким образом, исходя из указанных норм права, наличие технической документации на многоквартирный дом свидетельствует о надлежащем управлении многоквартирным домом управляющей организацией; при отсутствии или утрате технической документации на многоквартирный дом на управляющей организации лежит обязанность по ее восстановлению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09; определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2021 N 307-ЭС20-19764, от 09.04.2021 N 304-ЭС20-20515).
Факт отсутствия проектной документации на ВДГО в многоквартирных домах, указанных в предписании инспекции, обществом не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что из буквального толкования предписания инспекции усматривается необходимость восстановления, а не создания проектной документации на систему ВДГО; обществом предприняты все возможные меры для восстановления проектной документации на многоквартирные дома, а заключения по результатам технического диагностирования ВДГО и эксплуатационные паспорта ВДГО, подготовленные в соответствии с Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, достаточны для дальнейшей эксплуатации, обслуживания, выявления аварийности сетей газоснабжения, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах.
Однако вопреки позиции судов решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания относится к компетенции лица, которому оно выдано; общество вправе самостоятельно определить приемлемый для него и соответствующий действующему законодательству механизм исполнения предписания; не давшие результатов меры по розыску проектной документации не свидетельствуют о невозможности ее восстановления; письма проектных организаций, представленные в материалы дела, так же не подтверждают невозможность подготовки проектной документации иными лицами; заключения по результатам технического диагностирования ВДГО и эксплуатационные паспорта ВДГО не содержат всей информации, которая должна содержаться в проектной документации на систему ВДГО в соответствии с ГОСТ 21.609-2014 "Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации внутренних систем газоснабжения", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2030-ст (отсутствует информация об объеме и высоте помещений, в котором установлено оборудование, расположение дымоходов (их сечение), расположение вентиляционных решеток; информация о запорно-регулирующей арматуре, контрольно-измерительных приборах и пр.), а достаточность указанных документов для дальнейшей эксплуатации, обслуживания, выявления аварийности сетей газоснабжения, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, не подтверждает наличие у общества всей/ информации о системе ВДГО.
Указанное свидетельствует об отсутствии у общества полной информации о системе ВДГО многоквартирных домов, и непринятии обществом всех возможных мер, направленных на восстановление технической документации, прием, ведение, хранение, актуализация и восстановление которой прямо отнесено к стандартам управления многоквартирным домом.
Ссылки общества на положения статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" несостоятельны, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 3340-р определен перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора); государственный жилищный надзор и лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами в данном перечне отсутствует.
При таких обстоятельствах решение от 28.01.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание инспекции не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-18387/2020 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "РЭУ - 21" о признании недействительным предписания от 02.03.2020 (в редакции решения от 09.06.2020) отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что из буквального толкования предписания инспекции усматривается необходимость восстановления, а не создания проектной документации на систему ВДГО; обществом предприняты все возможные меры для восстановления проектной документации на многоквартирные дома, а заключения по результатам технического диагностирования ВДГО и эксплуатационные паспорта ВДГО, подготовленные в соответствии с Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, достаточны для дальнейшей эксплуатации, обслуживания, выявления аварийности сетей газоснабжения, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах.
Однако вопреки позиции судов решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания относится к компетенции лица, которому оно выдано; общество вправе самостоятельно определить приемлемый для него и соответствующий действующему законодательству механизм исполнения предписания; не давшие результатов меры по розыску проектной документации не свидетельствуют о невозможности ее восстановления; письма проектных организаций, представленные в материалы дела, так же не подтверждают невозможность подготовки проектной документации иными лицами; заключения по результатам технического диагностирования ВДГО и эксплуатационные паспорта ВДГО не содержат всей информации, которая должна содержаться в проектной документации на систему ВДГО в соответствии с ГОСТ 21.609-2014 "Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации внутренних систем газоснабжения", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2030-ст (отсутствует информация об объеме и высоте помещений, в котором установлено оборудование, расположение дымоходов (их сечение), расположение вентиляционных решеток; информация о запорно-регулирующей арматуре, контрольно-измерительных приборах и пр.), а достаточность указанных документов для дальнейшей эксплуатации, обслуживания, выявления аварийности сетей газоснабжения, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, не подтверждает наличие у общества всей/ информации о системе ВДГО.
...
Ссылки общества на положения статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" несостоятельны, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 3340-р определен перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора); государственный жилищный надзор и лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами в данном перечне отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2021 г. N Ф04-3516/21 по делу N А27-18387/2020