г. Тюмень |
|
16 октября 2022 г. |
Дело N А75-9447/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Качур Ю.И.,
судей Ишутиной О.В.,
Шаровой Н.А. -
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пояркина Виталия Александровича (ИНН 450800897505, ОГРНИП 309862208900021, далее - глава КФХ, Пояркин В.А.) на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.03.2022 (судья Щепелин Ю.П.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 (судьи Аристова Е.В., Брежнева О.Ю., Дубок О.В.) по делу N А75-9447/2020 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Советское молоко" (ИНН 8622024918, ОГРН 1148622000075, далее - ООО "Советское молоко", должник), принятые по заявлению главы КФХ о признании недействительными результатов инвентаризации имущества должника.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", общество с ограниченной ответственностью Страховая Компания "Гелиос".
В судебном заседании принял участие представитель Пояркина В.А. - Плесовских В.А. по доверенности от 01.09.2022.
Суд установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Советское молоко" глава КФХ 10.12.2021 обратился в арбитражный суд о следующими заявлениями: о признании недействительными результатов инвентаризации должника, оформленных инвентаризационными описями от 03.08.2021 N 1, от 23.08.2021 NN 2-5, от 06.10.2021 N 7, от 06.10.2021 N 8, актом инвентаризации финансовых вложений от 22.09.2021 N 6. Также заявитель просил обязать конкурсного управляющего создать инвентаризационную комиссию либо привлечь независимую аудиторскую компанию и в месячный срок провести инвентаризацию имущества должника.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.03.2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Глава КФХ обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение арбитражного суда от 17.03.2022 и постановление апелляционного суда от 21.07.2022, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление Пояркина В.А.
В обоснование своей жалобы и дополнении к ней кассатор ссылается на следующие обстоятельства: порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания), в нарушение которых акты инвентаризации составлены единолично конкурсным управляющим, без создания инвентаризационной комиссии и привлечения в нее представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.), службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций; акты инвентаризации, составленные конкурсным управляющим, не соответствуют унифицированным формам первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 (далее - Постановление N 88); конкурсным управляющим проинвентаризирована лишь часть оборудования, инвентаризационные описи составлены без учета регистров бухгалтерского учета и не соответствуют им, поскольку часть имущества в них не учтена.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Главы КФХ поддержал кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дополнения к кассационной жалобе Пояркина В.А., а также отзыв на его кассационную жалобу, представленные конкурсным управляющим, приобщены к материалам дела в порядке статьи 279 АПК РФ.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалованных судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением глава КФХ указал, что на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) размещены инвентаризационные описи: основных средств от 03.08.2021 N 1, в отношении имущества, находящегося в залоге у общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Победа-1") и от 23.08.2021 N 2 - имущества, находящегося в залоге у ООО "Финнпак Системз"; от 23.08.2021 N 3 в отношении товарно-материальных ценностей; акты инвентаризации наличных денежных средств от 23.08.2021 N 4; дебиторской задолженности от 23.08.2021 N 5; финансовых вложений от 22.09.2021 N 6 - 25 % долей в уставном капитале ООО "Савиново"; от 06.10.2021 N 7 в отношении товарного знака ООО "Советское молоко".
По утверждению заявителя, в нарушение Методических указаний, применение которых является обязательным, акты инвентаризации составлены единолично конкурсным управляющим, без создания инвентаризационной комиссии;
не соответствуют по форме и содержанию Постановлению N 88; составлены с нарушением установленных сроков проведения инвентаризации; не соответствуют данным регистров бухгалтерского учета, в связи с чем Пояркин В.А. просил признать результаты инвентаризации ООО "Советское молоко" недействительными, возложить на управляющего обязанность создать инвентаризационную комиссию либо привлечь независимую аудиторскую компанию и в месячный срок провести новую инвентаризацию имущества должника.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 32, пунктом 1 статьи 60, пунктами 1, 2, 3 статьи 129, статьями 130, 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 12, пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), Единой программой подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2009 N 517, пунктами 1.3, 1.4, 2.3, 2.7, 2.10, 3.2, 3.17 Методических указаний, Постановлением N 88, оценив представленные в материалы обособленного спора доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, отказали в удовлетворении заявления главы КФХ, указав на достоверность актов инвентаризации, необоснованность доводов заявителя о нарушении порядка ее проведения, которые могли бы свидетельствовать об их недействительности. Учитывая небольшой объем запланированного к инвентаризации имущества, суды посчитали разумными действия управляющего по не привлечению сторонних специалистов.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В статье 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность обжалования кредиторами действий арбитражного управляющего, нарушающих их права и законные интересы. По смыслу названной нормы права, основанием удовлетворения жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действиями (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушение такими действиями прав и законных интересов кредиторов.
Обязанности конкурсного управляющего изложены в пункте 2 статьи 129 Закона о банкротстве. Так, в частности, в силу второго абзаца названного пункта конкурсный управляющий обязан включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Целью инвентаризации имущества является не только определение фактического наличия имущества юридического лица, но и обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности путем сопоставления сведений о фактическом наличии имущества со сведениями регистров бухгалтерского учета, для установления расхождений в виде недостачи или излишков.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (пункты 2.2, 2.3 Методических указаний).
Согласно пояснениям конкурсного управляющего большая часть имущества должника, полученного от бывшего директора, проинвентаризована до окончания трехмесячного срока; результаты инвентаризации опубликованы в ЕФРСБ сообщениями от 06.08.2021 N 7119576, от 25.08.2021 N 7222900 (инвентаризационные описи N 1-5); сведения об имущественных правах включены в описи после анализа переданных бывшим директором должника документов по акту приема-передачи от 01.10.2021 (сообщение от 07.10.2021 N 7457582).
Судами установлено, что приказом от 31.05.2021 N 2/2 сформирована инвентаризационная комиссия в составе конкурсного управляющего.
Состав инвентаризационной комиссии утвержден конкурсным управляющим, что согласуется с положениями пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве.
Ввиду отсутствия у должника на момент введения конкурсного производства штатных работников включение в состав инвентаризационной комиссии иных сотрудников, кроме конкурсного управляющего, не представлялось возможным.
В данном случае суды пришли к правильному выводу о том, что целесообразность отступления в данном случае от общего правила комиссионного проведения инвентаризации имущества обусловлена отсутствием лиц, подлежащих включению в состав комиссии и денежных средств, необходимых для оплаты услуг независимых оценщиков и аудиторов, объемом запланированного к инвентаризации имущества, профессиональным уровнем конкурсного управляющего, обладающего для этого необходимыми знаниями и квалификацией.
Арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено названным Законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (абзац шестой пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
Привлекая специалиста, арбитражный управляющий обязан учитывать возможность оплаты его услуг за счет имущества должника.
Исходя из Единой программы подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2009 N 517, арбитражный управляющий должен обладать комплексными знаниями, включающими познания в области гражданского, налогового, трудового и уголовного права, гражданского, арбитражного и уголовного процесса, бухгалтерского учета и финансового анализа, оценочной деятельности и менеджмента для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего.
Таким образом, при оценке деятельности арбитражного управляющего следует исходить из презумпции компетентности конкурсного управляющего в вышеперечисленных областях знаний.
Специалисты со стороны не привлекались, поскольку для проведения инвентаризации достаточно компетенции конкурсного управляющего и привлечение сторонних специалистов повлекло бы дополнительные траты за счет конкурсной массы.
В данном случае конкурсный управляющий действовал в интересах кредиторов.
Доводы главы КФХ о том, что инвентаризационные описи не содержат инвентаризационных номеров, балансовой стоимости имущества должника отклонены судами с указанием на то, что необходимые для этого документы переданы конкурсному управляющему лишь 01.10.2021, в то время как срок проведения им инвентаризации истекал 25.08.2021, поэтому инвентаризация проведена с учетом фактически имеющихся возможностей с соблюдением установленных Законом о банкротстве сроков. Нарушение сроков проведения инвентаризации по двум позициям не является основанием для признания проведенной конкурсным управляющим инвентаризации недействительной.
Представленные в материалы дела инвентаризационные описи основных средств должника от 03.08.2021 N 1, от 23.08.2021 N 2, от 23.08.2021 N 3, акт инвентаризации наличных денежных средств от 23.08.2021 N 4, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами от 23.08.2021 N 5, акт инвентаризации финансовых вложений от 22.09.2021 N 6, инвентаризационная опись интеллектуальных прав от 06.10.2021 N 7 подписаны конкурсным управляющим.
В актах приемки от 18.04.2018, представленных кредитором, перечислены комплектующие и составные части линии по переработке молока с соединительными элементами (болты, шланги, штуцеры, провода и т.д.).
В настоящее время все элементы линии по переработке молока находятся в сборе; соединительные элементы, а также, различные затворы, краны, клапаны не существуют в отдельности. По этой причине количество элементов, указанных в акте приемки от 18.04.2018 кассатора, превышает количество позиций, указанных в инвентаризационных описях конкурсного управляющего.
Имущество, являющееся предметом залога, а именно здание завода по переработке молока и право аренды земельного участка, реализовано на торгах и было включено в инвентаризационную опись от 03.08.2021 N 1. С победителем заключен договор и подписан акт приема-передачи имущества. При этом кассатором не доказано и из материалов дела не следует, что строительство нового здания осуществлялось за счет средств должника, а не покупателя.
Все представленные кредитором к дополнению документы (оборотно-сальдовая ведомость, акт приемки, инвентаризационные описи) не подписаны уполномоченными лицами, а, следовательно, не могут являться допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами существования на балансе должника какого-либо иного имущества и его балансовой стоимости (статьи 68, 71 АПК РФ).
В данном случае Пояркиным В.А. не доказано как наличие у должника иного имущества, которое не вошло в акты инвентаризации, составленные конкурсным управляющим, так и то обстоятельство, что балансовая стоимость имущества должника на дату введения процедуры конкурсного производства составляла 259 289 092,42 руб.
Приведенные в указанной части кассатором доводы опровергаются тем, что представленные документы невозможно соотнести с инвентаризационными описями управляющего. Так, например, в составе основных средств указываются всего 22-24 позиции, которые не соответствуют друг с другу по наименования (за исключением завода по переработке молока). При этом доказательств того, что какое-либо другое имущество, не указанное конкурсным управляющим в актах, приобреталось должником, из материалов обособленного спора не следует.
В качестве объекта недвижимости с кадастровым номером 86:09:0901003:506 за должником числится завод по переработке молока 30 тонн в сутки в с.п. Алябьевский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, который включен в инвентаризационную опись от 03.08.2021 N 1 и в настоящее время реализован с торгов, доказательств наличия у ООО "Советское молоко" двух аналогичных по своим характеристикам и расположению заводов по переработке молока кассатором не представлено.
Применительно к лицензии на пользование недрами на право пользования и добычи пресных подземных вод, судом округа учтено, что она не может принадлежать должнику в отрыве от прав на земельный участок, имеет особый правовой режим, обусловленный спецификой объекта гражданских прав и может быть только переоформлена на иное лицо в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии обстоятельств, позволяющих признать недействительными результаты инвентаризации ООО "Советское молоко", поскольку конкурсный управляющий провел инвентаризацию в отношении переданного и имеющегося у должника имущества, поэтому правомерно отказали в удовлетворении заявления главы КФХ.
В ситуации, если кассатор полагает, что у должника имелось иное имущество и в отсутствие законных оснований оно выбыло из его владения или было утрачено по вине третьих лиц, то заявленное требование является ненадлежащим способом защиты нарушенного права, поскольку в такой ситуации защита нарушенного права должна осуществляться иными способами (взыскание убытков, истребование имущества из чужого незаконного владения, признание сделок недействительными и т.д.).
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов на основании части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.03.2022 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу N А75-9447/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Ю.И. Качур |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Состав инвентаризационной комиссии утвержден конкурсным управляющим, что согласуется с положениями пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве.
...
Арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено названным Законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (абзац шестой пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
...
Исходя из Единой программы подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2009 N 517, арбитражный управляющий должен обладать комплексными знаниями, включающими познания в области гражданского, налогового, трудового и уголовного права, гражданского, арбитражного и уголовного процесса, бухгалтерского учета и финансового анализа, оценочной деятельности и менеджмента для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2022 г. N Ф04-7002/21 по делу N А75-9447/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
20.11.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9839/2024
13.11.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
12.09.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
23.07.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6157/2024
11.07.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
23.05.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1801/2024
02.04.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-338/2024
26.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
18.03.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-687/2024
14.02.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
07.02.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
05.02.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
29.01.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12506/2023
23.01.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12080/2023
18.12.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12500/2023
29.11.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12569/2023
16.11.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7504/2023
08.11.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10054/2023
30.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10576/2023
24.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10207/2023
05.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7784/2023
26.09.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
30.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
20.07.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6094/2023
06.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3426/2023
25.05.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4145/2023
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
03.04.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
13.02.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
28.12.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12821/2022
12.12.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
05.12.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11509/2022
19.10.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11073/2022
16.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
16.09.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6647/2022
21.07.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4133/2022
24.05.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
28.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14911/2021
22.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
02.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13558/2021
02.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13329/2021
23.12.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7002/2021
06.12.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13304/2021
09.09.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6286/2021
27.05.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9447/20