город Тюмень |
|
31 августа 2023 г. |
Дело N А70-7959/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 31 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Доронина С.А.,
судей Ишутиной О.В.,
Качур Ю.И. -
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бердышевой Ларисы Владимировны на определение от 04.02.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Кондрашов Ю.В.) и постановление от 26.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Горбунова Е.А., Брежнева О.Ю., Котляров Н.Е.) по делу N А70-7959/2020 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест72" (ИНН 7203450294, ОГРН 1187232012879; далее - общество "Стройтрест72", должник), принятые по жалобе Бердышевой Ларисы Владимировны на действия (бездействия) конкурсного управляющего Яркова Алексея Александровича.
В заседании приняла участие Бердышева Лариса Владимировна.
Суд установил:
в рамках дела о банкротстве общества "Стройтрест72" Бердышева Л.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействие конкурсного управляющего Яркова Алексей Александрович по необращению в суд с требованиями о взыскании неосновательного обогащения с общества с ограниченной ответственностью "СтройТрест" (далее - общество "СтройТрест") по договорам перевода долга и обязании конкурсного управляющего Яркова А.А. обратиться в суд с требованиями о взыскании сумм неосновательного обогащения с общества "СтройТрест".
Определением от 04.02.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 26.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении жалобы отказано.
В кассационной жалобе Бердышева Л.В. прост определение суда от 04.02.2023 и постановление апелляционного суда от 26.04.2023 отменить, обособленный спор направить на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы при рассмотрении обособленного спора судами установлено нарушение эквивалентности в правоотношениях обществ "Стройтрест72", "СтройТрест", при этом итоговый вывод судов - отсутствие у конкурсного управляющего оснований для восстановления нарушенного права, вступает в противоречие с обстоятельствами дела.
Изучив материалы обособленного спора, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения кассатора, явившегося в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых определения и постановления, суд округа не находит оснований для их отмены.
Материалами обособленного спора подтверждается, что Бердышева Л.В., обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, сослалась на ненадлежащее осуществление конкурсным управляющим мер по предъявлению к обществу "СтройТрест" требований о взыскании неосновательного обогащения.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что общество "СтройТрест72" является аффилированным лицом по отношению к обществу "СтройТрест", которое также находится в процедуре конкурсного производства (дело N А70-3959/2019).
Данная аффилированность неоднократно подтверждена судебными актами как по настоящему делу, так и по делу N А70-3959/2019, и сторонами не оспаривается.
Обе организации также включены в реестр требований кредиторов друг друга (общество "Стройтрест", в том числе, как заявитель по настоящему делу).
Между обществом "СтройТрест72" (первоначальный кредитор) и обществом "СтройТрест" (новый кредитор) заключены семь договоров о переводе долга, в рамках которых общество "СтройТрест" с согласия кредитор по обязательству перевёл свои обязательства на общество "СтройТрест72" по различным обязательствам на общую сумму 23 434 032 руб.
Между обществом "СтройТрест" (застройщик) и обществом "Стройтрест72" (участник долевого строительства) заключены договор участия в долевом строительстве от 08.11.2018 N Б2/6, от 08.11.2018 N Б2/1С, от 08.11.2018 N Б2/5С, от 08.11.2018 N Б2/4С. от 08.11.2018 N Б2/3С, от 08.11.2018 N Б2/2С, от 08.11.2018 N Б1/1С/2С/ЗС, в рамках которых общество "СтройТрест" приняло обязательства по строительству жилого комплекса и передачи части расположенных в нём помещений обществу "Стройтрест72".
Впоследствии вступившим в законную силу определением суда от 29.01.2020 по делу N А70-3959/2019 указанные договоры участия в долевом строительстве признаны недействительными, применена реституция в виде возврата помещений обществу "СтройТрест" и взыскания с общества "Стройтрест72" денежных средств.
Исходя из названных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанции посчитали, что:
- правоотношения обществ "СтройТрест", "СтройТрест72" до признания договоров участия в долевом строительстве недействительными носила эквивалентный характер;
- действия Бердышевой Л.В., как контролирующего лица, были изначально направлены на искусственное создание задолженности между подконтрольными обществами "СтройТрест", "СтройТрест72", в связи с чем суды сделали вывод о злоупотреблении правом с её стороны (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- оспаривание требования общества "СтройТрест" к обществу "СтройТрест72" в любой юридической форме в настоящее время уже невозможно, поскольку задолженность подтверждена вступившими в законную силу судебными актами, возможность обжалования которых исчерпана;
- предъявление требования к обществу "СтройТрест" не повлекло бы за собой восстановление нарушенных прав общества "СтройТрест72", а только привело бы к необоснованному увеличению издержек конкурсной массы.
Суд округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) кредиторам должника предоставлено право обратиться в арбитражный суд с жалобой о нарушении арбитражным управляющим их прав и законных интересов.
В силу приведённой нормы права для удовлетворения жалобы на действия конкурсного управляющего необходимо установить не только несоответствие этих действий законодательству, но и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов кредиторов должника.
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определён в статьях 20.3, 129, 130, 131, 139 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания его действий (бездействия) незаконными.
Предусмотренная пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве обязанность конкурсного управляющего действовать в интересах должника и кредиторов добросовестно и разумно предполагает планирование и реализацию им как лицом, осуществляющим текущее руководство процедурой банкротства, соответствующих мероприятий, направленных на пополнение конкурсной массы, данную обязанность управляющий исполняет вне зависимости от того, обращались к нему кредиторы с какими-либо предложениями либо нет.
Общие требования, предъявляемые Законом о банкротстве к деятельности арбитражного и конкурсного управляющих (пункт 4 статьи 20.3, статьи 129), обязывают их действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В конкурсном производстве усилия конкурсного управляющего должны быть направлены на наиболее полное и соразмерное удовлетворение требований кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве), для чего он наделён широкими полномочиями для пополнения конкурсной массы (статья 129 Закона о банкротстве).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2020 N 305-ЭС19-17553 обращено внимание судов на то, что при разрешении вопроса о законности действий управляющего следует учитывать разъяснения, изложенные в абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", из которых следует, что управляющий обладает определённой дискрецией, оценивая его действия как добросовестные или недобросовестные, суд должен соотнести их с поведением, ожидаемым от любого независимого профессионального управляющего, находящегося в сходной ситуации и учитывающего права и законные интересы гражданско-правового сообщества кредиторов.
Арбитражный управляющий как профессиональный участник антикризисных отношений, которому доверено текущее руководство процедурой банкротства, должен проанализировать наличие экономической целесообразности и выгодности совершения им тех или иных действий, направленных на пополнение конкурсной массы должника.
В случае отклонение арбитражного управляющего от описанного разумного и рационального поведения (необоснованное инициирование судебных производств по заведомо бесперспективным требованиям) может являться основанием для отнесения на такого управляющего дополнительных финансовых издержек конкурсной массы (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 308-ЭС19-18779(1,2)).
С учётом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что изначально в спорных правоотношениях обществ "СтройТрест", "СтройТрест72" эквивалентность была соблюдена, дальнейшее нарушение этой равноценности встречных предоставлений возникло по вине самой Бердышевой Л.В. как лица, контролирующего указанные организации (злоупотребление правом); предъявление конкурсным управляющим требований к обществу "СтройТрест" не повлекло бы увеличение конкурсной массы, а только привнесло необоснованную дополнительную финансовую нагрузку на неё, что не отвечает интересам гражданско-правового сообщества кредиторов должника, в удовлетворении жалобы отказано правомерно.
По сути, позиция Бердышевой Л.В. сводится к попытке невилирования последствий своего противоправного поведения, как контролирующего лица, по формированию взаимоотношений между обществами "СтройТрест72", "СтройТрест", посредством взыскания с последнего денежных средств.
Вместе с тем, предъявление конкурсным управляющим требований к обществу "СтройТрест" не приведёт к положительному экономическому эффекту, поскольку названное общество также находится в процедуре банкротства, в его конкурсной массе отсутствуют денежные средства, о чём Бердышева Л.В. не может не знать.
То есть с точки зрения достижения цели конкурсного производства - максимальное пополнение конкурсной массы должника, выгодности совершения арбитражным управляющим требуемых Бердышевой Л.В. от него действий, не имеется.
С учётом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьёй 288 АПК РФ, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 04.02.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7959/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Бердышевой Ларисы Владимировны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Доронин |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общие требования, предъявляемые Законом о банкротстве к деятельности арбитражного и конкурсного управляющих (пункт 4 статьи 20.3, статьи 129), обязывают их действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В конкурсном производстве усилия конкурсного управляющего должны быть направлены на наиболее полное и соразмерное удовлетворение требований кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве), для чего он наделён широкими полномочиями для пополнения конкурсной массы (статья 129 Закона о банкротстве).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2020 N 305-ЭС19-17553 обращено внимание судов на то, что при разрешении вопроса о законности действий управляющего следует учитывать разъяснения, изложенные в абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", из которых следует, что управляющий обладает определённой дискрецией, оценивая его действия как добросовестные или недобросовестные, суд должен соотнести их с поведением, ожидаемым от любого независимого профессионального управляющего, находящегося в сходной ситуации и учитывающего права и законные интересы гражданско-правового сообщества кредиторов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2023 г. N Ф04-3277/22 по делу N А70-7959/2020
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7055/2023
31.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3277/2022
26.04.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2141/2023
28.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3277/2022
05.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3277/2022
11.07.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6211/2022
24.04.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-729/2022
27.12.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13325/2021
16.12.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12330/2021
26.10.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10763/2021
23.09.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8048/2021
07.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3067/2021
09.02.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15140/20
23.09.2020 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7959/20