г. Тюмень |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А70-24446/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Чапаевой Г.В.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 30.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 26.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А70-24446/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Чубынина, дом 14, помещение 50, ИНН 8602196404, ОГРН 1128602024385) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789) об оспаривании ненормативного правового акта.
В судебном заседании присутствовала представитель Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Колокольцева Ю.В. по доверенности от 24.01.2023.
Посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании в онлайн-режиме участвовал представитель Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Вовод С.Ю. по доверенности от 19.06.2023.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" - Абрамчук М.В. по доверенности от 22.08.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (далее - общество, ООО "ИТ") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) от 15.08.2022 N 138.
Решением от 30.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 26.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, признаны недействительными пункты 1, 2, 4-9, 11-14 предписания от 15.08.2022 N 138, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, выводы судов об отсутствии в действиях (бездействии) общества при эксплуатации санкционированной свалки в городе Надым (далее - свалка) и полигона утилизации твердых и бытовых отходов в городе Тарко-Сале (далее - полигон) являются ошибочными; судами не учтено, что деятельность общества создает угрозу причинения вреда окружающей среде и гарантированным Конституцией Российской Федерации правам граждан, проживающих вблизи указанных несанкционированных объектов размещения отходов; судебные акты судов общей юрисдикции не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, дополнениям к ним и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат частичной отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "ИТ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; с 2018-2019 годов осуществляет эксплуатацию двух объектов размещения ТКО, расположенных в городах Надым и Тарко-Сале на основании договоров аренды от 26.06.2022 N 02-03-22 (полигон) и от 13.10.2021 N Н 2021/234 (свалка), что подтверждается письмом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-ненецкого автономного округа от 13.04.2022 N 89-40/01-04/6127.
В ходе проведенной в отношении общества внеплановой выездной проверки (решение от 13.07.2022 N 382-рш) управлением были выявлены нарушения требований статьи 22, пунктов 1, 2 статьи 30, пунктов 1, 2 статьи 34, пунктов 1, 2 статьи 39, пункта 1 статьи 51, пункта 2 статьи 67, пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 1 статьи 9, пунктов 3, 5, 6, 7, 8 статьи 12, статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
- на эксплуатируемые объекты размещения отходов (полигон и свалка) отсутствует проектная документация (пункт 1);
- на полигоне и свалке осуществляется захоронение отходов, включенных в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее - Перечень N 1589-р); в частности, согласно протоколам испытаний 29.07.2022 N 635/22-О, N 636/22-О, от 08.08.2022 N 663/22-О, N 664/22-О в состав захороненных отходов входят: картон, резина (каучук), стекло, металлы черные (железо, сталь) и цветные (алюминий), магнит, гипс, минеральная вата, древесина, пластмасса (полиэтилен, полипропилен, пенополиуретан, ПЭТ), текстиль, кожа искусственная, шины автомобильные, щебень, песок, грунт (пункты 2 и 11);
- осуществляется захоронение отходов на полигоне, карты которого расположены непосредственно в водных объектах и землях лесного фонда (пункт 3);
- не представлены декларации о воздействии на окружающую среду в отношении объектов II категории - полигона и свалки (пункты 4 и 9);
- полигон и свалка эксплуатируются в отсутствие сведений о них в Государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), а также в отсутствие заключения, предусмотренного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации России (далее - Минприроды России) от 14.05.2019 N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" (далее - приказ N 303) (пункты 5 и 13);
- не исполнена обязанность по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов (полигон и свалка) и в пределах их воздействия на окружающую среду (пункты 6 и 12);
- полигон (объект негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) II категории с кодом 71-0172-002407-П) эксплуатируется в отсутствии разработанной и утвержденной программы производственного экологического контроля (пункт 7);
- свалка поставлена на государственный учет как объект II категории, оказывающий умеренное негативное воздействие на окружающую среду (пункт 8);
- осуществляется захоронение отходов на свалке, которая расположена на землях населенных пунктов; 19.06.2022 допущено возгорание размещенных на свалке отходов производства и потребления (пункт 10);
- не исполнена обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с утвержденными требованиями; отсутствуют журналы учета движения отходов согласно приказу Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 за 2021 и 2022 года (пункт 14);
- предпринимательская деятельность по сбору и размещению на полигоне и свалке отходов IV класса опасности осуществляется в отсутствии лицензии (пункт 15).
По результатам проверки составлен акт от 15.08.2022 N 314 и выдано предписание от 15.08.2022 N 138, которым на общество возложена обязанность в срок до 15.11.2022 устранить вышеперечисленные нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "ИТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительными пункты 1, 2, 4-9, 11-14 оспариваемого предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия в деяниях общества вменяемых ему нарушений.
Между тем судами не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Пунктами 1, 5 и 13 оспариваемого предписания обществу вменено нарушение пунктов 1, 2 статьи 34, пунктов 1 и 2 статьи 39, пунктов 6 и 7 статьи 12, пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ, выразившееся в эксплуатации объектов размещения отходов (полигона и свалки) без проектной документации, регистрации их в ГРОРО, а также в отсутствие заключений Минприроды России.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в ГРОРО. Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу пункта 2.1 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действовавшей в спорный период) до 01.01.2023 запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.
Согласно пункта 8 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ до 01.01.2023 объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения ТКО. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения ТКО по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного названным пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения ТКО, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в названном пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2023 и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальная схема обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов утверждена приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2016 N 101-од (далее - Территориальная схема).
Действительно, в разделе VII Территориальной схемы представлены данные о 51 объекте размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать до ввода в эксплуатацию планируемых строительством объектов обращения с отходами, в том числе ТКО. В приложении N 5 к Территориальной схеме перечислены объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать для размещения ТКО до 01.01.2023 на основании пункта 8 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ. В число таких объектов входят свалка и полигон.
Вместе с тем в ходе проверки управлением установлено и не опровергнуто в рамках судебного разбирательства, что спорные объекты размещения отходов (полигон и свалка) эксплуатируются ООО "ИТ" с нарушением требований пунктов 6 и 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ и приказа Минприроды России N 303 (не внесены в государственный реестр размещения отходов, отсутствует заключение Минприроды России).
Само по себе наличие в Территориальной схеме спорных объектов, без внесения их в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации не свидетельствует о соблюдении обществом требований действующего законодательства.
Таким образом, выводы судов об отсутствии в действиях (бездействии) ООО "ИТ" нарушений, поименованных в пунктах 1, 5 и 13 оспариваемого предписания, являются ошибочными.
Пунктами 2 и 11 оспариваемого предписания обществу вменено нарушение пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ, пункта 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ (захоронение на полигоне и свалке отходов, включенных в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее - Перечень N 1589-р).
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Проанализировав положения статьи 1 Закона N 89-ФЗ, Перечня N 1589-р, пунктов 3 и 8 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657, приказа Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 "Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов", ГОСТ 10700-97 "Макулатура бумажная и картонная. Технические условия", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 23.08.2002 N 311-ст, письма Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ, от 26.10.2020 N 05-25-53/28263, суды пришли к выводу, что для того чтобы отходы можно было направить на утилизацию, они должны быть пригодными для повторного использования в целях производства товаров (продукции); запрет на захоронение указанных типов отходов может быть реализован и распространяется при условии раздельного накопления отходов для дальнейшего направления их на утилизацию. Кроме того, ООО "ИТ" не осуществляет на свалке захоронение ТКО, а производит их хранение (складирование после обработки).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов (на которых производится хранение и захоронение отходов) - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Из материалов дела следует, что ООО "ИТ" на мусоросортировочных комплексах в городах Тарко-Сале и Надыме осуществляет обработку (сортировку) смешанных ТКО, которые транспортируются в одном мусоровозе: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) с кодом по ФККО 7 31 110 01 72 4, в составе которых: полимерные материалы - 15-20 %, пищевые отходы - 20-25 %, металл - 3-10 %, также могут содержать текстиль, резину, стекло, фарфор, бумагу, картон, древесину и прочее (земля, песок, мелкие камни); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) с кодом по ФККО 7 33 100 01 72 4, в составе которых смесь твердых материалов (включая волокна) из изделий: бумага, картон - 40-50 %, полимерные материалы - 25-30 %, также может содержать металл, текстиль, пищевые отходы, стекло, резина, песок, вода, древесина. Раздельное накопления отходов на территории Ямало-Ненецкого округа отсутствует.
Вместе с тем судами необоснованно не приняты во внимание имеющиеся в материалах дела фотоматериалы, протоколы осмотра и исследований, подтверждающих нахождение на картах полигона и свалки отходов, включенных в Перечень N 1589-р (в частности, автомобильных шин, стекла, пластмассы, бумаги, черных металлов). Доказательств их загрязнения веществами, не позволяющими осуществить утилизацию данных отходов, а также их складирования в целях последующей передачи на утилизацию, не представлено. Кроме того, согласно Территориальной схеме полигон и свалка являются конечными объектами при движении отходов и не относятся к местам их накопления.
С учетом изложенного пункты 2 и 11 неправомерно признаны судами недействительными.
В пунктах 4 и 9 оспариваемого предписания обществу вменено нарушение статьи 22, пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ (не представлены декларации о воздействии на окружающую среду для объектов негативного воздействия на окружающую среду - полигон и свалка - категория II).
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать сведения, поименованные в пункте 3 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ. Форма такой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минприроды от 11.10.2018 N 509.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Согласно части 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
Принимая во внимание отсутствие у общества на момент проведения проверки ранее выданных разрешений и документов, поименованных в части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ (разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии у ООО "ИТ" обязанности по предоставлению деклараций о воздействии на окружающую среду в отношении полигона и свалки, в связи с чем необоснованно признали недействительными пункты 4 и 9 оспариваемого предписания.
В пунктах 6, 12 оспариваемого предписания обществу вменено нарушение пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ, пункта 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов (полигона и свалки).
Признавая незаконными названные пункты предписания, суды исходили из того, что
ООО "ИТ" осуществляет мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды при эксплуатации полигона и свалки; протоколы лабораторных испытаний, проведенных на указанных объектах в 2021 и 2022 годах, были направлены обществом в ответ на требование управления от 11.08.2022; лабораторные испытания проводятся а 1 раз в квартал аккредитованными испытательными лабораторными центрами федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе".
Пунктом 4 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1030, предусмотрено, что результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
Вместе с тем сам по себе отбор проб компонентов окружающей среды не свидетельствует о проведении обществом надлежащего мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; аналитический отчет по результатам отбора проб в ходе проверки обществом не представлен.
Таким образом, суды необоснованно признали пункты 6 и 12 оспариваемого предписания недействительными.
Пунктом 7 оспариваемого предписания обществу вменено нарушение пункта 1 статьи 39, пункта 2 статьи 67 Закона N 7-ФЗ, а именно в отсутствие разработанной и утвержденной программы производственного экологического контроля эксплуатируется объект НВОС II категории с кодом 71-0172-002407-П (полигон).
Статьей 67 Закона N 7-ФЗ предусмотрено осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, и представление в уполномоченные органы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пункты 1, 2 и 7).
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядку и сроку представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74.
Признавая недействительными пункт 7 оспариваемого предписания, суды исходили из того, что общество приступило к эксплуатации объектов размещения отходов с 01.07.2022, в связи с чем срок для разработки программы производственного экологического контроля на момент проверки еще не истек.
Между тем из материалов дела следует, что ООО "ИТ" фактически эксплуатирует полигон с 2019 года, свалку - с 2018 года.
Вопреки позиции судов установленный пунктом 1 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 18.02.2022 N 109 срок (60 рабочих дней) предусмотрен для корректировки уже разработанной программы производственного экологического контроля в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10 %.
Осуществление же хозяйственной деятельности на объектах НВОС без утвержденной программы производственного экологического контроля, не допускается с момента начала такой деятельности (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2022 N 49-АД22-3-К6).
При таких обстоятельствах выводы судов о незаконности пункта 7 предписания нельзя признать обоснованными.
Согласно пункту 8 предписания ООО "ИТ" в нарушение части 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ не проведена постановка объекта НВОС (свалки) на государственный учет как объекта II категории.
Под объектом, оказывающим НВОС, понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (статья 1 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ, подпункта 14 пункта 1 раздела I, подпункту 23 пункта 2 раздела II Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее - Критерии), объекты размещения отходов производства и потребления относятся к объектам I или II категории по уровню воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 23 части 2 Критериев объекты на которых происходит захоронение отходов IV и V классов опасности, включая ТКО (с проектной мощностью менее 20 тыс. тонн в год) относятся к объектам II категории, оказывающих умеренное негативное воздействие па окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих НВОС, в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих НВОС, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Из материалов дела следует, что ООО "ИТ" на основании договора аренды от 31.01.2021 N Н 2021/278 передан в пользование земельный участок с кадастровым номером 80:10:010111:18 под размещение мусоросортировочного комплекса; согласно сведениям, содержащимся в государственном реестре объектов, оказывающих НВОС, общество осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего НВОС с кодом 71-0189-001114-П, наименование "Мусоросортировочный комплекс", IV категории категория риска низкая (6); в соответствии с договором аренды от 13.10.2021 N Н 2021/234 обществу передан в пользование смежный земельный участок с кадастровым номером N 89:10:010111:19 для эксплуатации свалки; свалка включена в Территориальную схему как объект размещения отходов; по данным статистической отчетности по форме 2-ТП в 2021 году обществом на свалке захоронено 1 тонна отходов "Осадок песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный", код ФККО 7 22 102 02 39 5, относящихся к IV классу опасности.
В этой связи суды неправомерно признали недействительным предписание в части пункта 8.
Согласно пункту 14 оспариваемого предписания в нарушение статьи 19 Закона N 89-ФЗ обществом не исполнена обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (отсутствуют журналы учета движения отходов за 2021 и 2022 годы).
Признавая названный пункт предписания недействительным, суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 11 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды от 08.12.2020 N 1028 (далее - Порядок N 1028), данные учета начиная с 1 января 2021 года обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом; общество, приступив к осуществлению деятельности на свалке с 01.07.2022, еще не обобщало данные учета отходов в соответствии с вышеуказанным порядком; при этом общество, выполняя функции регионального оператора по обращению с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, ежемесячно предоставляет данные об учете отходов, в том числе по свалке, в адрес Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа по утвержденной форме, идентичной форме 2-ТП (отходы); управление на основании части 3 статьи 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", подпункта "г" пункта 10, пункта 74 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1096, могло получить данные об учете отходов в рамках межведомственного взаимодействия в Департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
Статьей 19 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (пункт 1).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки ООО "ИТ" представлены лишь журналы коммерческого учета количества ТКО.
Приказ Минприроды от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", предусматривающий обобщение учета отходов по итогам очередного квартала, утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Порядка N 1028, в соответствии с которым данные учета отходов обобщаются в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом.
Вместе с тем индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 15 Порядка N 1028).
Письмом исх. N 11/2726 от 21.07.2022 общество сообщило об отсутствии у него журналов учета движения отходов за 2021-2022 годы согласно Порядку N 1028.
Вопреки позиции судов предоставление обществом статистических форм 2-ТП не подменяет собой обязанности по ведению журналов учета движения отходов в соответствии с Порядком N 1028.
Поскольку ООО "ИТ" ненадлежащим образом исполнило обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, предусмотренную статьей 19 Закона N 89-ФЗ и Порядком N 1028, предписание в части пункта 14 неправомерно признано судами незаконным.
Ссылки судов на решения судов общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях, являются несостоятельными.
Положения части 3 статьи 69 АПК РФ освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают возможность их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора. Правовая оценка судом общей юрисдикции действий общества и примененного им положения закона, на которой основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело. Арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм. Если суд, рассматривающий второе дело, придет к иным выводам, он должен указать соответствующие мотивы. Правовые выводы не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 11297/05, от 03.04.2007 N 13988/06, от 17.07.2007 N 11974/06, от 25.07.2011 N 3318/11, от 10.06.2014 N 18357/13, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8204, от 14.06.2016 N 309-ЭС16-1553 от 13.03.2019 N 306-КГ18-19998).
С учетом изложенного решение от 30.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-24446/2022 в обжалуемой части подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1, 2, 4-9, 11-14 оспариваемого предписания.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-24446/2022 отменить в части признания недействительными пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 предписания Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.08.2022 N 138.
В удовлетворении указанной части заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" требований отказать.
В остальной части судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения части 3 статьи 69 АПК РФ освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают возможность их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора. Правовая оценка судом общей юрисдикции действий общества и примененного им положения закона, на которой основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело. Арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм. Если суд, рассматривающий второе дело, придет к иным выводам, он должен указать соответствующие мотивы. Правовые выводы не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 11297/05, от 03.04.2007 N 13988/06, от 17.07.2007 N 11974/06, от 25.07.2011 N 3318/11, от 10.06.2014 N 18357/13, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8204, от 14.06.2016 N 309-ЭС16-1553 от 13.03.2019 N 306-КГ18-19998).
...
решение от 30.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-24446/2022 отменить в части признания недействительными пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 предписания Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.08.2022 N 138."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2023 г. N Ф04-5005/23 по делу N А70-24446/2022