Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2011 г. N Ф09-1064/11
Екатеринбург
01 апреля 2011 г. |
N Ф09-1064/11-С6 |
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2011 г. N Ф09-6011/11 по делу N А07-9153/2010
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2011 г. N Ф09-6011/11 по делу N А07-9153/2010
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2011 г. N Ф09-6011/11 по делу N А07-9153/2010
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2011 г. N ВАС-6852/11
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2011 г. N 18АП-4565/11
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Смирнова А.Ю., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу N А07-13763/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Росреестра - Зайнетдинов Р.Р. (доверенность от 17.11.2010 N 305), Назаркин А.И. (доверенность от 30.03.2010 N 201-42).
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по регистрации 09.07.2010 права оперативного управления Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Следственный комитет) и выдаче свидетельств о государственной регистрации права от 09.07.2010 серии 04 АВ
N 737496, серии 04 АВ N 737500, серии 04 АВ N 737498, серии 04 АВ N 739004, серии 04 АВ N 737502, серии 04 АВ N 747494; признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права от 09.07.2010 серии 04 АВ N 737496, серии 04 АВ N 737500, серии 04 АВ
N 737498, серии 04 АВ N 739004, серии 04 АВ N 737502, серии 04 АВ N 747494; обязании погасить соответствующие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Следственный комитет.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.09.2010 (судья Аминева А.Р.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 (судьи Ермолаева Л.П., Баканов В.В., Карпачева М.И.) решение суда отменено, требования Министерства удовлетворены. Суд признал незаконными действия Управления Росреестра по регистрации 09.07.2010 права оперативного управления Следственного комитета, обязал Управление Росреестра аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей от 09.07.2010 02-04-01/227/2010-537, 02-04-01/227/2010-535, 02-04-01/227/2010-541, 02-04-01/227/2010-539, 02-04-01/227/2010-531, 02-04-01/227/2010-533 в течение 15 дней с момента вынесения данного постановления.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит постановление отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель отмечает, что на момент проведения государственной регистрации прав основания для приостановления либо отказа в государственной регистрации отсутствовали, документы, свидетельствующие о принятии обеспечительных мер в отношении спорного недвижимого имущества, в Управление Росреестра не поступали, ограничения (обременения) прав не зарегистрированы. Управление Росреестра считает, что обязанность по исполнению определения суда о принятии обеспечительных мер возникает у лица, не участвующего в деле, не с момента вынесения указанного судебного акта, а с момента его получения. Кроме того, по мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции о том, что действия Управления Росреестра по государственной регистрации права оперативного управления Следственного комитета нарушают право Министерства на судебную защиту, является ошибочным, поскольку наличие государственной регистрации права оперативного управления не является препятствием для рассмотрения судом другого дела и исполнения решения по нему.
При рассмотрении спора судами установлено, что 06.07.2010 определением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-9153/2010 приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра совершать регистрационные действия с объектом недвижимого имущества, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 221 (т. 1, л. д. 7-8).
На основании указанного определения Арбитражным судом Республики Башкортостан выдан исполнительный лист (т. 1, л. д. 9).
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества по Республике Башкортостан) и Следственного комитета 07.07.2010 обратился в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Следственного комитета на нежилые помещения с кадастровыми номерами 02:55:020707:29:5/1 общей площадью 244,2 кв. м, 02:55:020707:29:5/2 общей площадью 391,7 кв. м, 02:55:020707:29:5/3 общей площадью 424,1 кв. м; 02:55:020707:29:5/4 общей площадью 393,9 кв. м, 02:55:020707:29:5/5 общей площадью 428,7 кв. м, 02:55:020707:29:5/6 общей площадью 428 кв. м, 02:55:020707:29:5/6 общей площадью 163,1 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 221 (т. 1, л. д. 31-34, 47-50, 57-59, 65-68, 77-80, 89-91).
В качестве оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Следственного комитета заявителем представлены: выписка из реестра федерального имущества от 01.07.2010 N 333/5999-333/6004; распоряжение Управления Росимущества по Республике Башкортостан от 07.04.2010 N 200 "О передаче на баланс и закреплении имущества на праве оперативного управления за Следственным комитетом; распоряжение Управления Росимущества по Республике Башкортостан от 31.05.2010 N 318 "О внесении изменений в приложение к распоряжению Управления Росимущества по Республике Башкортостан от 07.04.2010 N 200 "О передаче на баланс и закреплении имущества на праве оперативного управления за Следственным комитетом; акт приема-передачи имущества от 09.04.2010, находящегося в государственной казне Российской Федерации, передаваемого на баланс Следственного комитета, и закрепления на праве оперативного управления.
На основании распоряжений Управления Росимущества по Республике Башкортостан от 07.04.2010 N 200 и от 31.05.2010 N 318 Управлением Росреестра 09.07.2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о государственной регистрации права оперативного управления Следственного комитета на помещения, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 221, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л. д. 11-16).
Министерство, ссылаясь на то, что государственная регистрация права произведена Управлением Росреестра после наложения судом запрета на совершение регистрационных действий с указанным объектом недвижимого имущества, в связи с чем действия регистрирующего органа по регистрации права и выдаче свидетельств незаконны, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на день совершения оспариваемых заявителем действий (09.07.2010) у Управления Росреестра отсутствовали сведения о наложении судом запрета на совершение регистрационных действий в отношении спорного имущества. Министерство, получив 09.07.2010 определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2010 об обеспечении иска, не сообщило Управлению Росреестра о принятых судом мерах. Основания для погашения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий, а именно если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ определено, что для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством.
Согласно абз. 1 п. 36 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 (далее - Методические рекомендации) при наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об аресте недвижимого имущества, установленного до представления заявления о государственной регистрации, государственный регистратор в соответствии с п. 1 ст. 19 вышеназванного закона обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений о том, существовало ли на момент представления заявления о государственной регистрации ограничение, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и препятствующее проведению государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что на момент осуществления государственной регистрации права оперативного управления Следственного комитета на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 221, определением суда установлен запрет на совершение регистрационных действий в отношении спорного недвижимого имущества.
В силу ч. 1 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом указанных норм права и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что Управление Росреестра произвело оспариваемую государственную регистрацию в период действия запрета на внесение соответствующих записей, наложенного определением арбитражного суда, не приняло всех необходимых мер для соблюдения требований закона и судебного акта, направленного на сохранение до момента разрешения судебного спора существующего положения в отношении спорного имущества, нарушая тем самым права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах требования Министерства удовлетворены судом апелляционной инстанции правомерно.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления апелляционного суда согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу N А07-13763/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. 1 п. 36 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 (далее - Методические рекомендации) при наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об аресте недвижимого имущества, установленного до представления заявления о государственной регистрации, государственный регистратор в соответствии с п. 1 ст. 19 вышеназванного закона обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений о том, существовало ли на момент представления заявления о государственной регистрации ограничение, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и препятствующее проведению государственной регистрации.
...
В силу ч. 1 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу N А07-13763/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2011 г. N Ф09-1064/11 по делу N А07-13763/2010
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6852/11
23.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6852/11
01.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1064/11
18.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12379/2010
21.09.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-13763/10