15 июля 2011 г. |
N Ф09-4217/11 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2011 г. N Ф09-6561/11 по делу N А60-695/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2011 г. N 17АП-5010/11
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Купреенкова В. А., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Урал-нефть-сервис" (далее - общество "Урал-нефть-сервис") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А60-38694/2010 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Урал-нефть-сервис" - Яшкина Н.А. (доверенность от 14.01.2011 N 3), Мышкин Е.Н. (доверенность от 18.01.2011 N 6);
администрации городского округа Верхняя Пышма (далее - администрация) - Пресняков В.В. (доверенность от 11.01.2011 N 04-02).
Общество "Урал-нефть-сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к администрации о государственной регистрации перехода к истцу права собственности на земельный участок общей площадью 1154кв. м с кадастровым номером 66:36:0108002:24, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 1б, с целевым назначением - под пункт технического обслуживания легковых автомобилей, с установленным правом ограниченного пользования земельным участком иными лицами на площади 284 кв. м., занимаемой охранной зоной инженерных сетей, на основании п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области).
Решением суда первой инстанции от 26.01.2011 (судья Трухин В.С.; с учетом определения от 04.02.2011 об исправлении описки) исковые требования удовлетворены. Принято решение о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости от 17.08.2010 N 268-П/10 с кадастровым номером 66:36:0108002:24, общей площадью 1154 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 1б, с целевым назначением - под пункт технического обслуживания легковых автомобилей, с установленным правом ограниченного пользования земельным участком иными лицами на площади 284 кв. м, занимаемой охранной зоной инженерных сетей, от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма к обществу "Урал-нефть-сервис".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 (судьи Дюкин В.Ю., Голубцова Ю.А., Гребенкина Н.А.) решение суда отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Урал-нефть-сервис" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неприменение апелляционным судом ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежащей применению, неправильное применение ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что акт выбора земельного участка не может быть признан надлежащим доказательством проведения процедуры резервирования земельного участка для муниципальных нужд и расценен как акт резервирования земель, поскольку решение о резервировании должно приниматься администрацией муниципального образования, а комиссия, выбравшая земельный участок под строительство путепровода, полномочиями на принятие такого решения не обладает. Заявитель также указывает на нарушение администрацией порядка выбора земельного участка для муниципальных нужд, предусмотренного ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что администрацией не опубликовано решение о резервировании в средствах массовой информации, а также отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. По мнению заявителя, с момента вступления в действие Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" генеральные планы и решения о развитии территории без самостоятельного решения о резервировании такой территории не могут являться основанием для отказа в приватизации земельных участка собственником находящегося на нем объекта недвижимости. Заявитель ссылается на отсутствие в материалах дела сведений об установлении красных линий в связи с планируемой застройкой на части предоставленного ему земельного участка и указывает на невозможность установить факт прохождения планируемого путепровода через спорный земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, общество "Урал-нефть-сервис" является собственником здания пункта технического обслуживания легковых автомобилей, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 1б, (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.06.2006 66 АВ 2636875).
На основании заявления общества "Урал-нефть-сервис" Главой городского округа Верхняя Пышма издано постановление от 24.05.2007 N 1456 "О приватизации земельного участка Закрытым акционерным обществом "Урал-нефть-сервис". Согласно данному постановлению обществу "Урал-нефть-сервис" предоставлены в собственность два земельных участка, расположенные по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 1б, площадью 350 кв. м и 804 кв. м, имеющие кадастровые номера 66:36:01 08 002:0011 и 66:36:01 08 002:0017 соответственно, категория - земли населенных пунктов, с целевым использованием под пункт технического обслуживания легковых автомобилей, и принято решение об образовании путем слияния вышеуказанных земельных участков нового земельного участка общей площадью 1154 кв. м.
В результате межевания был образован единый земельный участок, которому присвоен кадастровый номер 66:36:0108002:24 (кадастровый паспорт земельного участка от 31.05.2010).
Общество "Урал-нефть-сервис" 09.06.2010 обратилось к администрации с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1154 кв. м с кадастровым номером 66:36:0108002:24, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 1б, с целевым использованием под пункт технического обслуживания легковых автомобилей.
В письме от 06.08.2010 N 2333 администрация в лице Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма сообщила заявителю о том, что Главой городского округа Верхняя Пышма принято постановление от 28.03.2008 N 709, пунктом 11 которого предусмотрено изъятие части земельного участка площадью 350 кв. м с кадастровым номером 66:36:01 08 002:0011, занимаемого пунктом технического обслуживания легковых автомобилей, принадлежащим обществу "Урал-нефть-сервис", в соответствии с генеральным планом г. Верхняя Пышма, в связи с необходимостью размещения объекта муниципального значения (путепровода). В письме указано на необходимость проведения переформирования земельного участка в соответствии с генеральным планом г. Верхняя Пышма.
Главой городского округа Верхняя Пышма издано постановление от 08.08.2008 N 1917, которым названный пункт исключен из постановления Главы городского округа Верхняя Пышма от 28.03.2008 N 709.
Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма (продавец) и обществом "Урал-нефть-сервис" (покупатель) подписан договор от 17.08.2010 N 268-П/10 купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости, согласно условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя земельный участок общей площадью 1154 кв. м. с кадастровым номером 66:36:0108002:24, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 1б, с целевым использованием под пункт технического обслуживания легковых автомобилей.
Управление Росреестра по Свердловской области в уведомлении от 06.10.2010 сообщило заявителям о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок на срок до 03.01.2011.
Постановлением от 03.12.2010 N 2402 внесены изменения в постановление Главы городского округа Верхняя Пышма N 1917 от 08.08.2008 и принято решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 66:36:01: 08 002:0011 площадью 350 кв. м к землям муниципальной казны.
Общество "Урал-нефть-сервис", полагая, что подача администрацией в регистрирующий орган заявления о приостановлении государственной регистрации права собственности является уклонением от государственной регистрации перехода права собственности, обратилось в суд с соответствующим требованием.
Из возражений администрации на иск следует, что на спорном земельном участке предусмотрено строительство путепровода, изъятие части спорного земельного участка осуществлено для муниципальных нужд, строительство путепровода предусмотрено генеральным планом г. Верхняя Пышма, принятым решением Верхнепышминского городского Совета народных депутатов от 25.04.1991.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним в соответствии с требованиями ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено то, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества "Урал-нефть-сервис", исходил из того, что истцу принадлежит исключительное право на приватизацию земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, находящихся в собственности истца. Договор купли-продажи земельного участка подписан 17.08.2010 и с этого момента он заключен. Поскольку земельный участок по указанному договору передан истцу, все решения об изъятии части этого земельного участка приняты после принятия решения о его приватизации в пользу истца, суд первой инстанции признал уклонение администрации от государственной регистрации перехода права собственности на этот земельный участок доказанным. Указав на то, что порядок резервирования земельного участка для муниципальных нужд администрацией не соблюден, суд первой инстанции признал уклонение администрации от государственной регистрации неправомерным.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований общества "Урал-нефть-сервис", указал на то, что оснований для государственной регистрации не имеется, поскольку договор купли-продажи земельного участка, на основании которого истец требует провести государственную регистрацию перехода права собственности, является недействительным.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений или сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) признан утратившим силу абз. 7 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому не подлежали отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования, и статья 28 дополнена абзацем следующего содержания: "Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд".
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Пунктом 2 части 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, в переходный период (когда закон принят, а порядка резервирования нет) утвержденный в установленном законом порядке генеральный план, являющийся в силу ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования и предусматривающий строительство других объектов на спорном земельном участке, следует считать препятствием для предоставления земельного участка в собственность.
Суд апелляционной инстанции на основании исследования и совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), учитывая, что на момент принятия решения о предоставлении земельного участка обществу "Урал-нефть-сервис" и заключения договора купли-продажи земельного участка от 17.08.2010 генеральным планом города Верхняя Пышма, принятым решением Верхнепышминского городского Совета народных депутатов от 25.04.1991, на части этого земельного участка предусмотрено строительство путепровода, пришел к выводу о несоответствии договора купли-продажи земельного участка от 17.08.2010 N 268-П/10 нормам закона, ограничивающим оборот находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Принимая во внимание, что действия органа местного самоуправления по резервированию земельного участка в установленном порядке не оспорены и не признаны не соответствующими требованиям закона, оснований для проведения государственной регистрации права собственности истца на земельный участок общей площадью 1154,0 кв. м с кадастровым номером 66:36:0108002:24, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 1б, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного в удовлетворении требований общества "Урал-нефть-сервис" апелляционным судом отказано обоснованно.
Доводы заявителя о неправильном применении положений ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются, поскольку не влияют на результаты рассмотрения настоящего спора с учетом изложенного в постановлении суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А60-38694/2010 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Урал-нефть-сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А.Столяров |
Судьи |
В.А.Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, в переходный период (когда закон принят, а порядка резервирования нет) утвержденный в установленном законом порядке генеральный план, являющийся в силу ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования и предусматривающий строительство других объектов на спорном земельном участке, следует считать препятствием для предоставления земельного участка в собственность.
...
Доводы заявителя о неправильном применении положений ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются, поскольку не влияют на результаты рассмотрения настоящего спора с учетом изложенного в постановлении суда кассационной инстанции.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А60-38694/2010 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Урал-нефть-сервис" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2011 г. N Ф09-4217/11 по делу N А60-38694/2010
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2012 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-38694/10
02.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14269/11
20.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14269/11
15.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4217/2011
11.04.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2133/11