г. Екатеринбург
18 октября 2011 г. |
N Ф09-6561/11 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2011 г. N Ф09-4217/11 по делу N А60-38694/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Урал-нефть-сервис" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2011 по делу N А60-695/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество (ОГРН 1026605610998, ИНН 6663070349) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к администрации городского округа Верхняя Пышма (далее - администрация) о признании постановления главы городского округа Верхняя Пышма от 28.03.2008 N 709 "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд" в части изъятия земельного участка площадью 256 кв. м из земельного участка общей площадью 350 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов) с кадастровым номером 66:36:0108002:0011, занимаемого пунктом технического обслуживания легковых автомобилей, расположенного по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, и принадлежащего на праве собственности обществу (п. 11 постановления), а также в части расформирования и отнесения к землям казны земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:0011 (п. 12 Постановления) недействительным.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2011 (судья Горбашова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 (судьи Зеленина Т.Л., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 11, 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель полагает, что наложение земельного участка, необходимого для строительства автодороги муниципального значения, на земельный участок, на котором находится пункт технического обслуживания автомобилей, принадлежащий обществу, не доказано. Также не доказано отсутствие иных вариантов размещения данной автодороги. Кроме того, по мнению общества, проект границ зоны планируемого размещения названной автодороги должен быть согласован высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при этом доказательств соответствующего согласования не имеется.
Как установлено судами при рассмотрении спора и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит здание пункта технического обслуживания легковых автомобилей площадью 495,6 кв. м, литера 1, расположенное по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, д. 1б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АВ N 263875.
Между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и обществом заключен договор аренды земельного участка от 04.01.2003 N 1/М-03, согласно которому обществу передан по акту приема-передачи, являющемуся приложением N 1 к данному договору, земельный участок площадью 350 кв. м с кадастровым номером 66:36:01 08 002:0011, расположенный по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, между территориями ГСК N 117 и N 114, для использования под строительство пункта технического обслуживания легковых автомобилей на срок с 16.07.2002 до 16.07.2012.
Указанный договор зарегистрирован 07.02.2003 (регистрация N 66-01/29-3/2003-32).
Между комитетом по управлению имуществом администрации и обществом подписан договор аренды земельного участка от 13.11.2006 N 96/П-06, согласно которому обществу в аренду передан по акту приема-передачи, являющемуся приложением N 1 к данному договору, земельный участок площадью 804 кв. м с кадастровым номером 66636:01 08 002:0017, расположенный по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, между территориями ГСК N 117 и N 114, для использования под пункт технического обслуживания легковых автомобилей на срок с 25.10.2006 до 16.07.2012.
Постановлением главы городского округа Верхняя Пышма от 24.05.2007 N 1456 обществу прекращено право аренды земельных участков с кадастровыми номерами 66:36:0108002:0011 и 66:36:0108002:0017; данные земельные участки предоставлены обществу в собственность за плату. В соответствии с п. 6 постановления принято решение образовать из указанных земельных участков новый земельный участок площадью 1154 кв. м с целевым использованием - под пункт технического обслуживания легковых автомобилей.
Постановлением главы городского округа Верхняя Пышма от 28.03.2008 N 709 в соответствии с генеральным планом г. Верхняя Пышма в связи с необходимостью размещения объекта муниципального значения (путепровода), имеющего значение для экономического и социального развития городского округа Верхняя Пышма, изъята часть земельного участка площадью 256 кв. м из земельного участка общей площадью 350 кв. м с кадастровым номером 66:36:0108002:0011, занимаемого пунктом технического обслуживания легковых автомобилей по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, принадлежащего на праве собственности обществу (п. 11 постановления). В п. 12 данного постановления указано на расформирование и отнесение к землям казны названного земельного участка.
Постановление от 28.03.2008 N 709 опубликовано в газете "Красное знамя" от 03.04.2008 N 38.
В письме от 14.04.2008 N 228 общество просило главу администрации исключить из постановления от 28.03.2008 N 709 земельный участок с кадастровым номером 66:36:0108002:0011.
Постановлением главы городского округа Верхняя Пышма от 06.08.2008 N 1917 в постановление от 28.03.2008 N 709 внесены изменения: исключен п. 11 (п. 2 постановления), п. 12 изложен в новой редакции с исключением из его текста земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:0011 (п. 3 постановления).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 31.05.2010 N 6636/204/10-5355, земельный участок площадью 1154 кв. м с кадастровым номером 66:36:01 08 002:24 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 66:36:0108002:0011 и 66:36:0108002:0017, поставлен на государственный кадастровый учет 06.09.2007.
Комитетом по управлению имуществом администрации и обществом подписан договор купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости от 17.08.2010 N 268-П/10, согласно которому обществу в собственность передается земельный участок площадью 1154 кв. м с кадастровым номером 66:36:01 08 002:24, находящийся под объектом недвижимости, расположенным по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, 1б.
Постановлением администрации от 03.12.2010 N 2402 в постановление главы городского округа Верхняя Пышма от 06.08.2008 N 1917 внесены изменения: исключен п. 2; п. 3 дополнен кадастровым номером 66:36:0108002:0011.
В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.11.2010 N 29/075/2010-168 указано на государственную регистрацию 04.07.2008 обременения в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:0011 в пользу городского округа Верхняя Пышма.
Полагая, что постановление главы городского округа Верхняя Пышма от 28.03.2008 N 709 в части изъятия части земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:0011, расформирования данного земельного участка и отнесения его к землям казны противоречит закону и нарушает права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
На основании ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в частности: автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с п. 2 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Исходя из системного толкования приведенных норм, суды верно указали, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, непосредственное изъятие.
Исследовав в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, в частности: Генеральный план г. Верхняя Пышма, принятый решением Верхнепышминского городского Совета народных депутатов от 25.04.1991, выкопировки из данного плана и опорного плана, акт выбора земельного участка, подлежащего изъятию для муниципальных нужд от 27.07.2005 N 94, утвержденный Постановлением главы городского округа Верхняя Пышма от 10.09.2008 N 2170, суды установили, что на части земельного участка с кадастровым номером 66:36:0108002:0011 запланировано строительство путепровода; администрация обладает полномочиями для принятия решения об изъятии земельного участка для строительства автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта; изъятие названного земельного участка для строительства путепровода является необходимым.
Суды также указали, что постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А60-38694/2010 Арбитражного суда Свердловской области по иску общества к администрации о государственной регистрации перехода права собственности установлены обстоятельства, связанные с резервированием части земельного участка, арендуемого обществом, для строительства путепровода и оформлением акта выбора земельного участка от 27.07.2005 N 94. Указанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь в рамках настоящего дела в силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Как следует из подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу кассационной жалобы по делу о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается организациями в сумме 1000 руб.
Обществом при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 30.08.2011 N 3539 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2011 по делу N А60-695/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Урал-нефть-сервис" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Урал-нефть-сервис" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной госпошлины по кассационной жалобе платежным поручением от 30.08.2011 N 3539, находящимся в материалах дела.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в частности: автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с п. 2 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
...
Суды также указали, что постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А60-38694/2010 Арбитражного суда Свердловской области по иску общества к администрации о государственной регистрации перехода права собственности установлены обстоятельства, связанные с резервированием части земельного участка, арендуемого обществом, для строительства путепровода и оформлением акта выбора земельного участка от 27.07.2005 N 94. Указанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь в рамках настоящего дела в силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2011 г. N Ф09-6561/11 по делу N А60-695/2011