Екатеринбург
09 сентября 2011 г. |
N Ф09-5102/11 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2012 г. N 18АП-1533/12
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2011 г. N Ф09-5102/11 по делу N А76-24889/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2011 по делу N А76-24889/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
территориального управления - Вишня Л.А. (доверенность от 24.08.2011 N 500), Хабарова О.И. (доверенность от 25.05.2011 N 297);
общества с ограниченной ответственностью "Цветметснаб" (далее - общество) - Фатеева С.А. (доверенность от 11.01.2011).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к территориальному управлению о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению общества (входящий номер 1990 от 02.06.2010) о предоставлении земельного участка площадью 7500 кв. м с кадастровым номером 74:18:0908024:3, расположенного по адресу: Челябинская область, Саткинский район, ОГУ "Саткинское лесничество", Саткинское участковое лесничество, квартал N 244 (выделы: часть 11), и земельного участка площадью 7500 кв. м с кадастровым номером 74:18:0909001:2, расположенного по адресу: Челябинская область, Саткинский район, ОГУ "Саткинское лесничество", Саткинское участковое лесничество, квартал N 244 (выделы: часть 15), в аренду для строительства двухстороннего комплекса дорожного сервиса; обязании территориального управления устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия решения о предоставлении обществу данных земельных участков в аренду для строительства двухстороннего комплекса дорожного сервиса (с учетом уточнения заявленных требований, принятого арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 1, л. д. 88, 89).
Определениями суда от 23.12.2010, 20.01.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены главное управление лесами Челябинской области (далее - управление лесами), администрация Саткинского муниципального образования, областное государственное учреждение "Саткинское лесничество", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Челябинской области 16.03.2011 (судья Михайлова Е.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 (судьи Карпачева М.И., Баканов В.В., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель считает ошибочным вывод судов о том, что он обладает необходимыми полномочиями по распоряжению спорными земельными участками. По его мнению, решение такого вопроса находится в компетенции Росимущества, в связи с чем полагает, что территориальное управление не нарушило права и законные интересы общества. Заявитель указывает, что управление лесами не обладает полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, такое решение, утверждающее акт выбора земельного участка для строительства, должно приниматься Росимуществом либо, по его поручению, территориальным управлением. Следовательно, соответствующий акт управления лесами не подлежал применению судом. Кроме того, по мнению территориального управления, обществом пропущен трехмесячный срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами при рассмотрении спора, в акте выбора лесного участка от 10.12.2008 N 141 рассмотрено два варианта предоставления земельных участков для строительства двухстороннего комплекса дорожного сервиса: участок первого варианта примыкает к 1681 км автодороги Москва-Челябинск слева и справа по ходу километража, расположен на землях лесного фонда, в защитных лесах в квартале N 244 Саткинского участкового лесничества; участок второго варианта примыкает к 1688 км автодороги Москва-Челябинск слева и справа по ходу километража, расположен на землях лесного фонда, в защитных лесах в квартале N 160 Саткинского участкового лесничества. Комиссия нашла возможным порекомендовать к утверждению первый вариант выбора лесного участка для строительства двухстороннего комплекса дорожного сервиса с переводом его из категории земель лесного фонда в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) и предоставлением участка обществу.
Приказом управления лесами от 31.12.2008 N 466 обществу утвержден акт выбора лесного участка от 10.12.2008 N 141 по первому варианту площадью 1,5 га, находящегося в защитных лесах в квартале N 244 Саткинского участкового лесничества ОГУ "Саткинское лесничество", для перевода его в земли промышленности и иного специального назначения для строительства двухстороннего комплекса дорожного сервиса.
Как следует из кадастровых выписок от 18.05.2010 N 7418/102/10-242, от 25.05.2010 N 7418/102/10-418, земельным участкам площадью 7500 кв. м каждый, расположенным по адресу: Челябинская область, Саткинский район, ОГУ "Саткинское лесничество", Саткинское участковое лесничество, квартал N 244 (выделы: часть 15), и Челябинская область, Саткинский район, ОГУ "Саткинское лесничество", Саткинское участковое лесничество, квартал N 244 (выделы: часть 11), 04.02.2009 присвоены кадастровые номера 74:18:0909001:2 и 74:18:0908024:3. Разрешенное использование земельных участков: для строительства комплекса дорожного сервиса (п. 9 данных выписок).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.2010 N 329-р земли лесного фонда площадью 1,5 га (Челябинская область, Саткинское лесничество, кадастровые номера земельных участков 74:18:0909001:2 и 74:18:0908024:3) переведены в категорию земель промышленности и иного специального назначения для строительства комплекса дорожного сервиса.
Указанные земельные участки являются собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 74 АВ N 848929, 848930.
Общество обратилось в территориальное управление с просьбой предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 74:18:0909001:2 и 74:18:0908024:3 для строительства двухстороннего комплекса дорожного сервиса. Данное письмо получено управлением 17.05.2010, вх. N 1154.
Впоследствии общество направило в территориальное управление письмо аналогичного содержания, полученное последним 02.06.2010, вх. 1990.
Росимущество в письме от 22.10.2010 N ПП-10/31299 в ответ на обращение территориального управления по вопросу предоставления обществу в аренду для строительства названных земельных участков указало на отсутствие информации о проведении торгов и публикации сообщения о наличии предполагаемого для передачи в аренду земельного участка (п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации), возвратило представленные документы и сообщило о том, что вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении испрашиваемых земельных участков при условии соблюдения всех процедур, предусмотренных ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В письме от 13.11.2010 N 12747 территориальное управление сообщило обществу о решении разместить объявление в средствах массовой информации о проведении конкурса на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:18:0909001:2 и 74:18:0908024:3, а также о том, что в случае непоступления в течение одного месяца со дня опубликования этого сообщения заявок от иных претендентов будет подготовлен пакет документов для передачи в Росимущество о предоставлении земельных участков в аренду обществу.
Полагая, что бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу упомянутых земельных участков в аренду для строительства двухстороннего дорожного комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта, является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
На основании ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства.
Исследовав представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что приказом управления лесами от 31.12.2008 N 466 утвержден акт выбора лесного участка от 10.12.2008 N 141 и предварительно согласовано место размещения объекта для строительства двухстороннего комплекса дорожного сервиса; распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.2010 N 329-р земли лесного фонда площадью 1,5 га (кадастровые номера земельных участков 74:18:0909001:2, 74:18:0908024:3) переведены в категорию земель промышленности и иного специального назначения с целью строительство комплекса дорожного сервиса; при обращении с заявлением о предоставлении в аренду спорных земельных участков обществом представлен полный пакет документов, что не оспаривается сторонами; испрашиваемые земельные участки сформированы, прошли государственный кадастровый учет; в соответствии Положением о территориальном управлении, утвержденном приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 территориальное управление полномочно распоряжаться указанными земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными в границах Челябинской области.
Исходя из изложенного суды пришли к верному выводу о незаконности уклонения территориального управления от разрешения вопроса о предоставлении обществу в аренду спорных земельных участков для строительства.
Отклоняя довод о том, что предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 74:18:0909001:2, 74:18:0908024:3 должно осуществляться на торгах, суды указали, что в соответствии с п. 6, подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление для строительства сформированного, но не закрепленного за гражданином или юридическим лицом земельного участка без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; кроме того, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих органы исполнительной власти проводить торги в случаях предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, а в газете "Саткинский рабочий" от 02.09.2009 опубликовано соответствующее сообщение.
Судами также отклонен довод о пропуске обществом трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как о том, что земельный участок не будет ему предоставлен общество узнало из письма территориального управления от 13.11.2010 N 12747, а с заявление по настоящему делу оно обратилось в арбитражный суд 16.12.2010.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод территориального управления о том, что управление лесами не обладало полномочиями по утверждению акта выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, подлежит отклонению, поскольку на данное обстоятельство территориальное управление при рассмотрении спора судом первой и апелляционной инстанций не ссылалось, указанные обстоятельства не были предметом рассмотрения и оценки судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2011 по делу N А76-24889/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.М. Маликова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что приказом управления лесами от 31.12.2008 N 466 утвержден акт выбора лесного участка от 10.12.2008 N 141 и предварительно согласовано место размещения объекта для строительства двухстороннего комплекса дорожного сервиса; распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.2010 N 329-р земли лесного фонда площадью 1,5 га (кадастровые номера земельных участков 74:18:0909001:2, 74:18:0908024:3) переведены в категорию земель промышленности и иного специального назначения с целью строительство комплекса дорожного сервиса; при обращении с заявлением о предоставлении в аренду спорных земельных участков обществом представлен полный пакет документов, что не оспаривается сторонами; испрашиваемые земельные участки сформированы, прошли государственный кадастровый учет; в соответствии Положением о территориальном управлении, утвержденном приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 территориальное управление полномочно распоряжаться указанными земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными в границах Челябинской области.
Исходя из изложенного суды пришли к верному выводу о незаконности уклонения территориального управления от разрешения вопроса о предоставлении обществу в аренду спорных земельных участков для строительства.
Отклоняя довод о том, что предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 74:18:0909001:2, 74:18:0908024:3 должно осуществляться на торгах, суды указали, что в соответствии с п. 6, подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление для строительства сформированного, но не закрепленного за гражданином или юридическим лицом земельного участка без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; кроме того, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих органы исполнительной власти проводить торги в случаях предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, а в газете "Саткинский рабочий" от 02.09.2009 опубликовано соответствующее сообщение.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2011 по делу N А76-24889/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 сентября 2011 г. N Ф09-5102/11 по делу N А76-24889/2010