Екатеринбург |
|
06 апреля 2015 г. |
Дело N А47-6576/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Александровская центральная районная больница" Александровского района Оренбургской области (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2014 по делу N А47-6576/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Государственным учреждением "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области" (далее - фонд) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Указанное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено.
Фонд обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к учреждению об обязании восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 6 522 582,68 руб., использованные не по целевому назначению, на счете фонда (с учетом уточнения иска принятого судом первой инстанции).
Решением суда от 07.02.2014 в удовлетворении заявленных требований о взыскании суммы задолженности отказано в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.07.2014 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу N А47-6576/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области с указанием на наличие у территориальных органов Фонда обязательного медицинского страхования права на обращение в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, а также о взыскании убытков, причиненных государственному учреждению незаконными действиями юридических лиц в результате нецелевого использования средств медицинского страхования.
При новом рассмотрении дела решением суда от 08.10.2014 (судья Лазебная Г.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (судьи Бояршинова Е.В., Малышева И.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, законодательством не предусмотрено право на обращение в суд с заявлением о взыскании сумм, потраченных не по целевому назначению. Применительно к рассматриваемым отношениям какие-либо убытки фонду учреждением не причинены. Размер штрафных санкций в подобных случаях законодательством определен в размере 10%, на не 100%. Учреждение также ссылается на необходимость проведения зачета в счет использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования средств местного бюджета, за счет которых выплачена заработная плата, выплата которой должна производиться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования. Кроме того, учреждение указывает на истечение установленного законом трехгодичного срока исковой давности на взыскание средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 24.05.2002 между Оренбургским областным фондом обязательного медицинского страхования в лице его филиала (страховщик) (в последующем переименован в государственное учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области") и муниципальным учреждением здравоохранения "Александровская центральная районная больница" (в последующем переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Александровская центральная районная больница") заключен договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию N 7, в соответствии с условиями которого страховщик поручает, а учреждение берет на себя обязательство оказывать лечебно-профилактическую помощь в соответствии с областной программой обязательного медицинского страхования и разрешенными ему видами деятельности гражданам, которым страховщиком выдан страховой полис или о страховании которых страховщик известил учреждение иным способом.
Учреждение оказывает лечебно-профилактическую помощь и иным гражданам, в том числе не идентифицированным по объективным причинам пациентам, гражданам Российской Федерации, застрахованным за пределами Оренбургской области, а также гражданам, имеющим направления от страховщика. Такие граждане пользуются правами застрахованных граждан (п. 1 договора).
Страховщик оплачивает лечебно-профилактическую помощь, оказываемую учреждением застрахованным гражданам, по тарифам, согласованным в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования населения Оренбургской области, и в соответствии с положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования (п. 13 договора).
Страховщик контролирует соответствие оказываемой учреждением лечебно-профилактической помощи требованиям договора на основании порядка оценки качества медицинской помощи, утвержденного в установленном порядке (п. 14 договора). Контроль осуществляется путем проверок, проводимых представителем страховщика. Проверка осуществляется по мере необходимости, не реже 1 раза в 6 месяцев. Результаты проверки оформляются актом экспертизы, подписываемым представителями страховщика и учреждения (п. 15 договора).
Срок действия договора установлен с 01.06.2002 до 31.12.2003 (п. 28 договора). При этом если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока, на который заключен договор, его действие продлевается каждый раз на один год (п. 29 договора).
Дополнительными соглашениями к договору от 24.05.2002 и от 14.11.2008 предусмотрено, что страховщик оплачивает лечебно- профилактическую помощь, оказываемую учреждением застрахованным гражданам, в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования населения Оренбургской области, областной программой обязательного медицинского страхования и положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования по тарифам, установленным в установленном порядке.
В период с 05.04.2010 по 09.04.2010 по требованию заместителя прокурора Александровского района от 26.03.2010 N 7/9-2010 и на основании приказа от 30.03.2010 N 52-к должностными лицами контрольно-ревизионного отдела фонда проведена тематическая проверка обоснованности начисления, а также полноты и своевременности выплаты заработной платы с начислениями по средствам, полученным по программам обязательного медицинского страхования, в учреждении за период с 01.01.2009 по 31.03.2010.
Проверкой установлены факты превышения нормативного фонда оплаты труда с начислениями за счет средств фонда, а также нарушения при ведении кассовых операций и их отражении в регистрах бухгалтерского учета. Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.04.2010.
В период с 15.06.2010 по 02.07.2010 на основании приказов от 09.06.2010 N 130-к и от 29.06.2010 N 155-к должностными лицами фонда совместно с сотрудниками ОРЧ N 4 УБЭП УВД Оренбургской области, ОВД по МО "Александровский район" проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в учреждении за период с 01.04.2008 по 31.03.2010.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 02.07.2010 (с изменениями и дополнениями от 07.07.2010), зафиксировавшем факты нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 7 816 258,65 руб., в том числе в сумме 779 086,74 руб. - средства, направленные в 2008 и 2009 гг. на заработную плату сотрудникам бухгалтерии (нарушены пункты "в" Раздела VI Территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи в 2008 и в 2009 гг., утвержденных Постановлениями Правительства Оренбургской области от 29.01.2008 N 25-п и от 19.01.2009 N 7-п); в сумме 322 738,53 руб. - средства, направленные в июле - августе 2009 г. на зарплату с начислениями заместителю главного врача по экономике при отсутствии этой должности в штатном расписании (должность сокращена приказом от 15.07.2009 N 122-О); в сумме 353 238,53 руб. - средства, направленные в 2009 году на зарплату с начислениями главному врачу больницы, в размере, превышающем величину заработной платы, определенную трудовым договором и положением об оплате труда; в сумме 86 930,01 руб. - средства, направленные в 2009 г. на ремонт медицинского оборудования, что не предусмотрено Разделом III Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи в 2008 и в 2009 гг., утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 19.01.2009 N 7-п; в сумме 2 259 939,72 руб. - расходы на зарплату сотрудникам за 2008 г., не подтвержденные платежными ведомостями с подписями работников учреждения (к 53 расходным кассовым ордерам на общую сумму 20 404 101,99 руб. приложены подтверждающие документы на получение зарплаты на сумму 18 144 162,27 руб.); в сумме 3 597 261,12 руб. - расходы на заработную плату сотрудникам за 2009 г., не подтвержденные платежными ведомостями с подписями работников учреждения (к 67 расходным кассовым ордерам на общую сумму 31 664 869 руб. приложены ведомости, подтверждающие получение зарплаты на сумму 28 067 634,88 руб.); в сумме 417 064 руб. - расходы на зарплату сотрудникам за 2010 г., не подтвержденные платежными ведомостями с подписями работников учреждения (к 16 расходным кассовым ордерам на общую сумму 6 201 211,09 руб. приложены ведомости, подтверждающие получение зарплаты на сумму 5 784 147,09 руб.).
По итогам проверки фондом в адрес учреждения направлено предписание об устранении нарушений от 13.07.2010 N 3198/07, которым предложено, в том числе провести организационные мероприятия по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в сумме 7 816 258,65 руб. (в том числе недостачи средств - 6 274 264,84 руб.), использованных не по целевому назначению путем перечисления средств из других источников на текущий банковский счет учреждения по учету средств обязательного медицинского страхования, либо представления в адрес фонда ходатайства об удержании суммы задолженности при финансировании средствами обязательного медицинского страхования за выполнение плана-задания.
Приговором Александровского районного суда Оренбургской области от 12.05.2011 должностные лица ответчика признаны виновными в подписании фиктивных платежных ведомостей о получении работниками учреждения денежных средств в сумме 1 232 685,97 руб. и присвоении этих денежных средств.
Решением Александровского районного суда Оренбургской области от 16.05.2012 удовлетворены требования учреждения о взыскании с бывших работников этого лица солидарно, в счет возмещения вреда, причиненного преступлением, 1 232 685,97 руб.
На основании этого решения 23.06.2012 службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство. Указанное решение суда общей юрисдикции и доказательства возбуждения исполнительного производства направлены учреждением на запрос фонда о выполнении предписания от 13.07.2010 N 3198/07 письмом от 16.08.2012 N 419.
Дополнительно письмом от 13.02.2013 N 70 учреждение сообщило истцу, что в период с 01.04.2012 по 13.02.2013 службой судебных приставов с виновных лиц удержаны суммы недостачи средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 60 546,47 руб., а также, что в кассу ответчика виновным физическим лицом внесены денежные средства в сумме 200 422,85 руб. на погашение нецелевого использования средств по заработной плате за 2009 г., выплаченных из средств обязательного медицинского страхования. На основании приказа от 28.03.2012 N 88-к должностными лицами учреждения 13.04.2012 проведен сбор и систематизация копий бухгалтерских и кассовых документов ответчика по использованию в период с 01.04.2008 по 31.03.2010 включительно денежных средств в кассе учреждения, по итогам которых составлена справка от 13.04.2012.
По результатам рассмотрения этой справки на основании приказа от 23.04.2012 N 84 произведено списание части задолженности учреждения по недостаче средств ОМС в сумме 60 990 руб.
Поскольку предписание фонда от 13.07.2010 N 3198/07 учреждением в полном объеме не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в сумме 6 522 582,68 руб. (размер исковых требований определен истцом за вычетом 1 232 685,97 руб., в отношении которых ответчиком предприняты меры по взысканию с виновных физических лиц, а также за исключением 60 990 руб., списанных на основании приказа от 23.04.2012 N 84).
Удовлетворяя при новом рассмотрении дела уточненные исковые требования, суды исходили из наличия у страховщиков права обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, а также о взыскании убытков, причиненных фонду незаконными действиями юридических лиц, соблюдения истцом срока исковой давности в виду выявления нецелевого использования средств медицинского страхования по результатам плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования учреждением за период с 01.04.2008 по 31.03.2010, результаты которой отражены в акте проверки от 02.07.2010, а также отсутствия правовых оснований для зачета в счет использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования выплаченной за счет средств местного бюджета заработной платы, оплата которой должна производится за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации (в структуру которых в силу ст. 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации входят в том числе бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов) и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Частью 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению.
Руководствуясь изложенными нормами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением; нецелевое расходование этих средств является основанием для их возврата.
В рассматриваемой ситуации факты нецелевого расходования ответчиком средств обязательного медицинского страхования установлены проведенной в период с 15.06.2010 года по 02.07.2010 должностными лицами фонда совместно с сотрудниками ОРЧ N 4 УБЭП УВД Оренбургской области, ОВД по МО "Александровский район" комплексной проверкой, результаты которой отражены в акте проверки от 02.07.2010 (с изменениями и дополнениями от 07.07.2010).
Именно на установленные этим актом проверки обстоятельства ссылается фонд в обоснование своих исковых требований. Изложенные в указанном акте проверки обстоятельства по существу ответчиком не оспариваются и несогласие ответчика с этими обстоятельствами не вытекает из представленных в материалы дела доказательств, потому эти обстоятельства признаны судами установленными (ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора судами установлено, что факт нецелевого использования ответчиком в период 2008-2010 гг. средств обязательного медицинского страхования в сумме 6 522 582,68 руб. подтверждается материалами дела.
В силу подп. 6 п. 8 разд. 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и подп. 9 п. 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, одной из функций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок. Согласно п. 1 Указа N 1095, в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Пунктом 4 Указа N 1095 предусмотрено, что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
В соответствии с правилами ст. 2, 4, 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации споры о взыскании убытков, причиненных государственному учреждению незаконными действиями юридических лиц, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах, наделение территориальных фондов Законом N 326-ФЗ полномочиями по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями и отсутствие в законодательстве механизма воздействия на медицинскую организацию в случае неисполнения ею требования о возврате в бюджет использованных не по целевому назначению средств предполагают право территориального фонда на обращение с соответствующим иском в суд.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что истец наделен правом на взыскание в судебном порядке с медицинского учреждения средств обязательного медицинского страхования, использованных этим учреждением не по целевому назначению.
В соответствии со ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лицу, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу положений Раздела 1 действующей на момент возникновения спора инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС, утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, предусмотрена возможность проведения плановой проверки деятельности медицинских учреждений, в том числе целевого и рационального использования ими средств обязательного медицинского страхования, контрольно-ревизионными службами территориального фонда обязательного медицинского страхования не реже одного раза в два года.
Кроме того, в случаях необходимости могут проводиться внеплановые проверки по отдельным вопросам деятельности медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования. Помимо плановых и внеплановых проверок, могут также проводиться тематические проверки, которые проводятся в случаях необходимости по отдельным специальным вопросам (темам).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что сумма, предъявленная ко взысканию с ответчика, определена истцом по результатам комплексной проверки, оформленным актом от 02.07.2010 (с изменениями от 07.07.2010). Проверкам, проведенным в апреле 2010 года и июне - июле 2010 года, подвергнуты разные периоды и разные направления деятельности страхователя, при этом первая проверка являлась тематической и выборочной, то есть нарушения по назначенному направлению указанной проверкой в полном объеме не выявлялись.
Согласно акту проверки от 09.04.2010 истцом осуществлялась выборочная проверка кассовых операций, проведенных ответчиком в декабре 2009 года и феврале 2010 года, тогда как согласно акту от 02.07.2010 осуществлялась сплошная проверка кассовых операций по средствам обязательного медицинского страхования за период с 01.04.2008 по 31.03.2010, в ходе которой осуществлялся сплошной подсчет сумм по ведомостям на выплату заработной платы, представленным к расходным ордерам.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о том, что истец узнал о фактах нецелевого использования ответчиком средств обязательного медицинского страхования не ранее 02.07.2010 и о том, что установленный законом общий срок исковой давности при обращении в суд с иском по настоящему делу 27.06.2013 фондом соблюден.
Довод ответчика о необходимости зачета взаимных требований по средствам ОМС и муниципального бюджета в связи с отсутствием к тому правовых оснований в Бюджетном кодексе Российской Федерации, также обоснованно отклонен судами, поскольку зачет денежных средств между бюджетами разного уровня действующим законодательством не предусмотрен.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2014 по делу N А47-6576/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Александровская центральная районная больница" Александровского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.