• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2011 г. N Ф09-8616/11 по делу N А60-43439/2010

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Пунктом 14 ст. 101 Кодекса определено, что основанием для отмены решения налогового органа является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Между тем судами установлено, что уведомление от 24.11.2009 о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенной на 04.12.2009, направлено инспекцией в адрес налогоплательщика 02.12.2009. На дату рассмотрения материалов налоговой проверки (04.12.2009) у инспекции отсутствовали доказательства надлежащего извещения общества о месте и времени такого рассмотрения. Доказательств получения налогоплательщиком уведомления до 04.12.2009, а также непосредственно 04.12.2009 материалы дела не содержат и налоговым органом в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены. Акт проверки, направленный в адрес общества, также не содержит указания на дату рассмотрения материалов налоговой проверки.

Приведенные выше конкретные фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в силу прямого указания п. 14 ст. 101 Кодекса влечет самостоятельную и безусловную отмену (признание недействительным) оспариваемого решения налогового органа. Инспекцией не выполнены все условия, предусмотренные ст. 101 Кодекса, с целью избежания конфликта в вопросе оценки соблюдения процедуры, не приняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения возможности полноценной защиты налогоплательщиком своих прав и законных интересов, в том числе для предоставления возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки. Участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту предполагает наличие таких конкретных правовых гарантий, которые позволяют реализовать его в полном объеме и обеспечивать эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего общеправовым требованиям справедливости и равенства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 5-П).

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

...

решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2011 по делу N А60-43439/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 по тому же делу отменить, заявленные требования удовлетворить."