Екатеринбург |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А07-7738/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралавто" (далее - общество "Уралавто") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2011 по делу N А07-7738/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общество "Уралавто" -Багрова Н.Б. (доверенность от 11.01.2011 N 01).
Общество "Уралавто" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан (ныне - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Башкортостан, далее - кадастровая палата):
- о признании недействительным решения кадастровой палаты от 06.04.2011 N Ф/11-03-0101 по определению кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 24 393 кв. м с кадастровым номером 02:26:080103:28, расположенного по адрес у: Республика Башкортостан, Иглинский р-н, Калтымановский с/с, д. Шакша, принадлежащего на праве собственности обществу "Уралавто";
- об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 24 393 кв. м с кадастровым номером 02:26:080103:28, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский р-н, Калтымановский с/с, д. Шакша, принадлежащего на праве собственности общества "Уралавто", в размере 187 515 089,3 руб. с удельным показателем 7687,25 руб./кв. м на период с 16.02.2010 по 17.02.2011; в размере 15 318 072,21 руб. с удельным показателем 627,97 руб./кв. м на период с 18.02.2011 по настоящее время;
- о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка с удельным показателем, утвержденным и опубликованным в установленном законом порядке по соответствующим видам разрешенного использования на период с 16.02.2010 по 17.02.2011 "для размещения торгово-сервисных объектов", на период с 18.02.2011 по настоящее время "для размещения производственных и административных зданий, строений, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), Правительство Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2011 (судья Кручинина Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уралавто" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Как указывает заявитель, в решении кадастровой палаты об исправлении ошибки не мотивировано с указанием нормативного акта отнесение спорного земельного участка к 5-ой группе видов разрешенного использования "для размещения торгово-сервисных объектов" и использование удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7687, 25 руб./кв. м, что не соответствует положениям названной статьи Закона о кадастре. Заявитель считает, что решение кадастровой палаты не содержит описания технической ошибки с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных и указанием, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости"следует читать как "N 221-ФЗ"
Как установлено судами, согласно постановлению администрации муниципального района "Иглинский район" Республики Башкортостан от 12.09.2007 N 09-1477 земельный участок с кадастровым номером 02:26:080103:28 поставлен на государственный кадастровый учет 12.09.2007 с видом разрешенного использования земельного участка "для размещения торгово-сервисных объектов".
Общество "Уралавто" приобрело в собственность спорный земельный участок на основании договора купли-продажи от 06.12.2007 N 201, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.01.2008 сделана запись о регистрации N 02-04-23/004-2008-005 (свидетельство о государственной регистрации права серии 04 АБ 240678 от 18.01.2008).
В соответствии с постановлением администрации муниципального района Иглинский район от 28.12.2010 N 12-5101, поступившим в кадастровый орган в порядке информационного взаимодействия, в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка "для размещения производственных и административных зданий, строений, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В связи с этим, а также в соответствии с требованиями Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, кадастровая стоимость была пересчитана. При этом был применен удельный показатель кадастровой стоимости по д. Шакша по 9-му виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в размере 1604,41 руб./кв. м.
Сведения о кадастровой стоимости в размере 39 136 373,13 руб., рассчитанной с применением удельного показателя 1604,41 руб./кв. м, внесены в государственный кадастр недвижимости 18.02.2011 на основании акта определения кадастровой стоимости от 16.02.2010.
На основании письма общества "Уралавто" от 31.03.2011 N 41, направленного в адрес Управления Росреестра, кадастровой палатой принято решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях от 06.04.2011 N Ф/11-03-0101, согласно которому отмечена необходимость при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка применять средний удельный показатель кадастровой стоимости по муниципальному району "Иглинский район" по 9-й группе вида разрешенного использования в размере 627,97 руб./кв. м, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383. В качестве основания для применения именно этого удельного показателя указано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Общество "Уралавто", считая, что названным решением кадастровой палаты нарушены его права и законные интересы как собственника земельного участка и налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что заявителем оспаривается ненормативный правовой акт органа, осуществляющего кадастровый учет, в результате принятии которого была изменена кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с применением значений удельных показателей кадастровой стоимости, не опубликованных в установленном порядке для всеобщего сведения.
Установив, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Башкортостан по состоянию на 01.01.2007 утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383, данным нормативным актом установлены удельные показатели кадастровой стоимости земельный участков в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования, и на основании указанного документа внесены сведения в государственный кадастр, суды квалифицировали допущенную в государственном кадастре ошибку как техническую, а не кадастровую, поскольку в рассматриваемом случае не имело место воспроизведение в государственной кадастре ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в кадастр.
Как указали суды, ошибка, выявленная органом кадастрового учета, заключалась в том, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка использовались неверные удельные показатели кадастровой стоимости по землям населенного пункта д. Шакша. Поскольку удельные показатели кадастровой стоимости по кадастровому кварталу 02:26:080103 не были утверждены, кадастровая палата, учитывая сложившуюся судебную практику (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10), признала необходимым применить средний удельный показатель кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам), утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также то, что исправление технической ошибки привело к снижению кадастровой стоимости, при этом заявителем не оспаривается отнесение спорного земельного участка к 9-ой группе видов разрешенного использования "для размещения производственных и административных зданий, строений, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", предусмотренной Методическими рекомендациями и Типовым перечнем видов разрешенного использования, являющегося приложением к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень), суды пришли к выводу о наличии технической ошибки в государственной кадастре, подлежащей исправлению в порядке, предусмотренном п. 2, 3 ст. 28 Закона о кадастре.
Поскольку в результате принятия оспариваемого решения кадастровой палаты была определена реальная кадастровая стоимость земельного участка, суды указали на отсутствие нарушений прав общества "Уралавто".
Судами отклонены доводы заявителя о недопустимости применения удельных показателей, нормативный акт по утверждению которых не опубликован в полном объеме с приложениями к нему. Суды посчитали, что неопубликование приложения к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383 не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков и не может свидетельствовать о том, что оспариваемое постановление нельзя признать официально обнародованным, поскольку действующим законодательством предусмотрен особый порядок доведения до сведения граждан информации о кадастровой стоимости - по письменному запросу налогоплательщика и путем размещения на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Между тем с выводами судов первой и апелляционной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
Технической ошибкой (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) является допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре).
Из оспариваемого решения кадастровой палаты следует, что изменения в сведения государственного кадастра внесены в части применения иного удельного показателя кадастровой стоимости и произведен перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участка с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости по муниципальному району "Иглинский район" по 9-ой группе вида разрешенного использования, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383 с приложениями.
Кроме того, пунктом 2 оспариваемого решения установлено внести в базу данных государственного кадастра новые значения как удельных показателей, так и кадастровой стоимости. Это опровергает вывод суда первой инстанции о том, что кадастровой палатой кадастровая стоимость спорного земельного участка не определялась, а была устранена техническая ошибка.
Обращаясь с рассматриваемыми требованиями, общество "Уралавто" ссылается на отсутствие возможности определить механизм расчета кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в связи с неопубликованием приложений к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383, а также отсутствием в решении кадастровой палаты мотивов, по которым изменена кадастровая стоимость земельного участка по 5-ой и 9-ой группам видов разрешенного использования.
То есть сутью требований общества "Уралавто" является установление кадастровой стоимости земельного участка с выполнением требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что сведения о кадастровой стоимости в размере 39 136 373,13 руб., рассчитанной с применением удельного показателя 1604,41 руб./кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 16.02.2010, в котором удельный показатель кадастровой стоимости установлен на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.06.2008 N 223, в то время как в акте от 07.04.2011 основанием для определения удельного показателя кадастровой стоимости указано постановление Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383.
Таким образом, спор возник в связи с установлением кадастровой стоимости.
Суды, рассматривая данные требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не приняли во внимание правовую позицию, сформулированную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, о том, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органом кадастрового учета.
В последующем данная позиция была подтверждена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения его площади на утвержденный субъектом Российской Федерации удельный показатель кадастровой стоимости, определяемый с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно п. 1, 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании п.10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Общество "Уралавто" видит свои права нарушенными тем, что в связи с неопубликованием приложений к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383, у него отсутствовала возможность проверить, какими данными пользовалась кадастровая палата при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка, и определить самостоятельно кадастровую стоимость, поскольку такая обязанность лежит на нем как на плательщике земельного налога.
Суды, делая вывод о том, что права заявителя неопубликованием указанных приложений не нарушены, указали на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Закона о кадастре недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Учитывая ссылки общества "Уралавто" на то, что в кадастровом паспорте земельного участка, в акте от 16.02.2010 (которые отсутсвуют в материалах дела) и решении об исправлении кадастровой ошибки указана разная кадастровая стоимость земельного участка, при том, что заявитель является не только налогоплательщиком, но и участником гражданского оборота, судам необходимо было проверить, имел ли он реальную возможность ознакомления со средним по кадастровому кварталу 02:26:080103 значением удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383, в том числе с помощью официального сайта, и привела ли эта невозможность к нарушению его прав.
Поскольку решение кадастровой палаты от 06.04.2011 об исправлении кадастровой ошибки принято на основании письма Управления Росреестра от 06.04.2011 N 04405/219, которое в силу ст. 1 Закона о кадастре является органом кадастрового учета и в его полномочия входит осуществление кадастрового учета и ведение государственного кадастра недвижимости, суду надлежит определить состав ответчиков по данному спору с учетом изложенного в постановлении.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене в силу ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - направлению на новое рассмотрение.
Акт от 16.02.2010, на который сослался суд апелляционной инстанции, в материалах дела отсутствует, поэтому не представляется возможным проверить правильность ссылок на него.
При новом рассмотрении судам следует устранить отмеченные недостатки, обсудить вопрос о составе ответчиков по делу, предложить заявителю уточнить заявленные требования и представить необходимые документы, установить существенные обстоятельства дела с учетом заявленных требований, разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу кассационной жалобе по делам, рассматриваемым в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, составляет 1000 руб., обществу "Уралавто" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченные 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2011 по делу N А07-7738/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Уралавто" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной платежным поручением от 19.01.2012 N 3, находящимся в материалах дела.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, делая вывод о том, что права заявителя неопубликованием указанных приложений не нарушены, указали на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Закона о кадастре недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
...
Поскольку решение кадастровой палаты от 06.04.2011 об исправлении кадастровой ошибки принято на основании письма Управления Росреестра от 06.04.2011 N 04405/219, которое в силу ст. 1 Закона о кадастре является органом кадастрового учета и в его полномочия входит осуществление кадастрового учета и ведение государственного кадастра недвижимости, суду надлежит определить состав ответчиков по данному спору с учетом изложенного в постановлении.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2011 по делу N А07-7738/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по тому же делу отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2012 г. N Ф09-973/12 по делу N А07-7738/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2755/13
22.04.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3436/13
04.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-7738/11
20.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-973/12
25.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11214/11
14.09.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-7738/11