27 апреля 2012 г. |
Дело N А60-33220/2011 |
N Ф09-2292/12 |
Екатеринбург |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Пиастрелла" (ИНН: 6664014065, ОГРН: 1026605765834); (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2011 по делу N А60-33220/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (ИНН: 6658076401, ОГРН: 1036603498975) (далее - отделение, административный орган) - Клочихин Д.А. (доверенность от 10.01.2012 N 1);
общества - Винницкий А.В. (доверенность от 28.10.2011 б/н), Винник А.В. (доверенность от 26.01.2012 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 05.08.2011 N 62-11-357/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2011 (судья Киселёв Ю.К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 (судьи Осипова С.П., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на не применение судами закона, подлежащего применению, ошибочное толкование норм материального права.
При этом заявитель указывает на ошибочность выводов судов о неприменение к данным спорным правоотношениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). По мнению общества, действующее российское законодательство прямо не раскрывает содержания таких понятий как "рынок" (в целом) и "финансовый рынок" (в частности). Ряд нормативно - правовых актов, как указывает заявитель, позволяет говорить о том, что рынком признается сфера обращения товара, работы или услуги, предназначенных для продажи. При этом в силу подп. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) товарами признаются, в том числе, и финансовые услуги, под которыми понимаются услуги на рынке ценных бумаг, страховые услуги, банковские услуги. Между тем, как полагает общество, оно не является субъектом финансовых услуг, в том числе профессиональным участником рынка ценных бумаг, эмитированные обществом акции не предназначены для обращения на финансовом рынке в силу невозможности такого обращения.
Кроме того, общество считает, что осуществление деятельности по ведению реестра акционеров не является деятельностью на финансовом рынке, поскольку не является финансовой услугой, осуществляемой на возмездной основе, а представляет собой реализацию обязанностей, предусмотренных законодательством, указанная деятельность не является предпринимательской деятельностью общества, так как не направлена на извлечение прибыли.
Заявитель также указывает, что в соответствии с Законом N 294-ФЗ, проведенная административным органом проверка является незаконной, так как для ее проведения отсутствовали основания, что является существенным нарушением и влечет к недействительности результатов такой проверки и соответственно всех выданных предписаний, предъявленных в рамках ее осуществления.
Общество в качестве доводов кассационной жалобы указало на то, что в качестве обоснования законности проведения проверки суды сослались на Административный регламент по проведению Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации государственной функции контроля и надзора, утвержденный приказом Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (далее - административный регламент), что, по мнению заявителя, является необоснованным. Общество указывает, что административный регламент носит внутриаппаратный характер и не распространяется на общество, принят в 2007 году, то есть до принятия Закона N 294-ФЗ, а следовательно, положения административного регламента не учитывают установленных им требований.
Кроме того, по мнению общества, судами неполно и не всесторонне учтены обстоятельства правонарушения, суды пришли к ошибочным выводам об отсутствии признаков невиновности и малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Как следует из материалов дела, поручением руководителя отделения от 25.05.2011 N 62-11-273-08/пч назначена камеральная проверка общества.
В рамках указанной проверки административный орган 27.05.2011 направил в адрес общества предписание о предоставлении документов в течение 15 дней с момента получения предписания. Предписание получено обществом 01.06.2011, однако в установленный предписанием срок (до 23.06.2011) не исполнено.
Отделением в отношении общества составлен протокол от 22.07.2011 N 62-11-461/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 Кодекса и выразившемся в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, на основании которого вынесено постановление N 62-11-357/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5. Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.
Полагая, что названное постановление отделения незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Выводы судов являются правильными и соответствуют действующему законодательству, обстоятельствам дела.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В силу п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг, держателем реестра акционеров общества может быть само акционерное общество.
Согласно п. 5 ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Министерством финансов Российской Федерации устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг.
Пунктом 1 Приказа ФСФР России N 09-33/пз-н от 13.08.2009 "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" установлено, что в случае самостоятельного ведения реестра владельцев именных ценных бумаг акционерными обществами в соответствии с законодательством РФ акционерные общества обязаны соблюдать требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требования, установленные Приказом.
В соответствии со ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг, держатель реестра владельцев ценных бумаг и депозитарий обязаны хранить документы, относящиеся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документы, связанные с учетом и переходом прав на ценные бумаги, не менее пяти лет с даты их поступления держателю реестра владельцев ценных бумаг или депозитарию и(или) совершения операции с ценными бумагами, если такие документы являлись основанием для ее совершения. Перечень указанных документов, а также порядок их хранения определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу п. 3 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" (далее - Приказ) акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность, содержащую определенную данным приказом информацию, по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам по месту своего нахождения.
Закрытые акционерные общества, не осуществлявшие публичного размещения ценных бумаг, обязаны раскрывать правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг в сети Интернет на сайте закрытого акционерного общества либо ином сайте или путем направления заверенных в надлежащем порядке копий правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг.
Пунктом 7 ст. 44 Закон о рынке ценных бумаг предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, требовать от эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг представления необходимых документов в соответствии с его компетенцией и устанавливать порядок проведения проверок эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг (п. 6 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг).
Согласно п. 1.1, 1.3 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе, утвержденном Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 12.09.2006 N 06-161/пз, региональное отделение является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам России на территории, в том числе, Свердловской области и обеспечивает выполнение возложенных на Федеральную службу по финансовым рынкам России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской, аудиторской деятельности), а также по защите прав акционеров и инвесторов.
В соответствии с п. 2.1.1, 2.1.6, 2.1.7, 2.2.1, 2.2.3 названного Положения региональное отделение контролирует соблюдение эмитентами требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также решений Федеральной службы по финансовым рынкам России и регионального отделения, выдает им обязательные для исполнения предписания. При этом региональное отделение имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам, а также пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и(или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции регионального отделения.
На основании п. 17 Административного регламента камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях организацией законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в других необходимых для исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам России (РО ФСФР России) своих полномочий случаях. Камеральная проверка назначается решением руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по финансовым рынкам России, оформленным письменным поручением руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по финансовым рынкам России.
В силу п. 21 административного регламента камеральная проверка проводится путем истребования информации и документов у проверяемой организации и/или иных организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации, и анализа такой информации и документов.
Региональное отделение, являющееся территориальным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, наделено правом направления коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации предписаний в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
Пунктом 5.3.7 Положения, ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" установлено что Федеральная служба по финансовым рынкам и ее территориальные отделения выдает обязательные для исполнения предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Суды, с учетом положений Закона о рынке ценных бумаг, Положения, п. 17, 21 административного регламента, Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 12.09.2006 N 06-161/пз установили, что отделение проводило камеральную проверку в отношении общества, как эмитента самостоятельно ведущего реестр владельцев ценных бумаг.
Поскольку отделение осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой по финансовым рынкам России, относящихся к предмету проверки, проведенная административным органом проверка общества является формой государственного контроля на финансовом рынке.
Выполнение требований федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг является обязательным на финансовом рынке как для профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и для эмитентов, в том числе выполняющих отдельные функции профессиональных участников, в том числе и ведение реестра акционеров.
В связи с чем, отделение направило в адрес общества законное предписание, в соответствии с которым общество должно было представить административному органу следующие документы: заверенную в надлежащем порядке копию действующих правил ведения реестра владельцев бумаг; документально подтвержденную информацию о направлении копий правил ведения реестра владельцев ценных бумаг лицам, зарегистрированным в реестре. Предписание отделения получено обществом 01.06.2011.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом в установленный срок (до 23.06.2011) не исполнено законное предписание отделения, выданное в связи с нарушением требований законодательства, что обществом по существу не оспаривается.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отделением доказана в соответствии со ст. 1.5, 2.1 Кодекса. Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Как следует из материалов дела, у общества имелась возможность устранить нарушения федерального законодательства, но им не предприняты все зависящие от него меры по соблюдения норм публичного права, что свидетельствует о виновности общества в совершении указанного правонарушения, выраженной в пренебрежительном отношении к обязанности общества выполнить предписание федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, вывод судов о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения является правильным и соответствует обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды законно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды необоснованно не применили в данном случае норму ст. 2.9 Кодекса, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку оценка вывода судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения, и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного, с учетом положений ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Ссылка заявителя об ошибочности выводов судов о неприменение к данным спорным правоотношениям Закона N 294-ФЗ, судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку подп. 9 п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что положения названного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю на финансовых рынках.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2011 по делу N А60-33220/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Пиастрелла" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа.
...
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отделением доказана в соответствии со ст. 1.5, 2.1 Кодекса. Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды необоснованно не применили в данном случае норму ст. 2.9 Кодекса, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку оценка вывода судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения, и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного, с учетом положений ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Ссылка заявителя об ошибочности выводов судов о неприменение к данным спорным правоотношениям Закона N 294-ФЗ, судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку подп. 9 п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что положения названного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю на финансовых рынках."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2012 г. N Ф09-2292/12 по делу N А60-33220/2011