Екатеринбург |
|
17 июля 2012 г. |
Дело N А76-17756/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Маликовой Э.М., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2011 по делу N А76-17756/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Натали" (далее - общество "Натали") - Литуновская Т.В. (доверенность от 11.10.2011).
Общество "Натали" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 96г, с предварительным согласованием места размещения объекта, изложенного в письме от 31.08.2011 N 10-8262/11-0-1; обязании администрации незамедлительно после вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами.
Определениями суда от 27.09.2011, 20.10.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г.Челябинска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - агентство).
Решением суда от 26.12.2011 (судья Первых Н.А.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ в предоставлении заявителю земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 96г, с предварительным согласованием места размещения объекта, изложенный в письме от 31.08.2011 N 10-8262/11-0-1.
Дополнительным решением от 17.01.2011 арбитражный суд первой инстанции обязал администрацию незамедлительно после вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 (судьи Пивоварова Л.В., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению заявителя, решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2008 по делу N А76-892/2008 установлено, что земельный участок площадью 25 258 кв. м, с кадастровым номером 74:36:02 10 002:0041, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 96г, находится в государственной собственности. Администрация считает, что при таких обстоятельствах у органа местного самоуправления отсутствуют законные основания для предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю в порядке ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 21.10.2010 общество "Натали" обратилось в администрацию с заявлением от 20.10.2010 о предоставлении земельного участка для строительства открытого склада металла по адресу: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 96г, с предварительным согласованием места размещения объекта. В заявлении общество "Натали" указало, что на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2008 по делу N А76-892/2008 право аренды на испрашиваемый земельный участок у общества с ограниченной ответственностью Предприятие "Радуга" (далее - общество "Радуга") прекращено.
В письме от 01.12.2010 N 10-13239/10-0-1 администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в государственной собственности.
Общество "Натали" 07.06.2011 повторно обратилось в администрацию с заявлением от 01.06.2011 о предоставлении в аренду указанного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства открытого склада для хранения металла. К заявлению обществом "Натали" приложены следующие документы: ранее полученный ответ администрации на первое заявление от 20.10.2010 (письмо администрации от 01.12.2010 N 10-13239/10-0-1); уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок; письмо агентства от 18.03.2011 N 4326 об отсутствии регистрации права государственной собственности Российской Федерации на испрашиваемый участок; схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории; схема-справка размещения предполагаемого к строительству объекта на земельном участке; анкета застройщика (общества "Натали"); характеристика предложений по строительству объекта (копия эскизного проекта); учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет; доверенность представителя.
В данном заявлении от 01.06.2011 общество "Натали" указало, что испрашиваемый земельный участок является составной частью ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 74:36:021002:0041.
Уведомлением от 18.02.2011 N 01/112/2011-273 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области сообщило, что запрашиваемые сведения о земельном участке площадью 25 258 кв. м, с кадастровым номером 74:36:02 10 002:0041, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 96г, не могут быть предоставлены, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации прав на этот объект отсутствуют.
В материалы дела представлен кадастровый план территории кадастрового квартала 74:36:02 10 002.
В письмах от 18.03.2011 N 04326, от 25.10.2011 N 18067 агентство сообщило обществу "Натали" о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 74:36:02 10 002:0041, площадью 25 258 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 96г, не зарегистрировано.
В письме от 27.05.2011 N 09056 агентство указало, что по представленным обществом "Натали" документам не представляется возможным идентифицировать данный земельный участок, с зарегистрированными в собственности Российской Федерации земельными участками.
В письме от 31.08.2011 N 10-8262/11-0-1 администрация отказала обществу "Натали" в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. В качестве основания отказа администрация указала, что в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2008 по делу N А76-892/2008 на общество "Радуга" возложена обязанность возвратить земельный участок площадью 25 258 кв. м с кадастровым номером 74:36:02 10 002:0041 Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества". В связи с вышеизложенным предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по указанному адресу, не представляется возможным.
В соответствии с представленными в материалы дела договорами долгосрочной аренды смежных с испрашиваемым и находящихся в одном кадастровом квартале земельных участков от 19.05.2009 N 002323-Д-2009, от 13.05.2009 N 002327-Д-2009, от 19.05.2009 N 002324-Д-2009 распоряжение данными земельными участками осуществлялось органом местного самоуправления - администрацией в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - комитет) на основании постановлений главы г. Челябинска.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 14.03.2011 N 3751/зем. за обществом "Натали" зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 12 493 кв. м с кадастровым номером 74:36:0210002:62 (категория земель: земли населенных пунктов), расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 96г, для эксплуатации сооружений (железнодорожный тупик N 4 на землеотвале, часть площадки для открытого хранения металла, разгрузочная рампа), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.04.2011 серии 74 АГ N 298864; земельный участок площадью 75 кв. м с кадастровым номером 74:36:0210002:63 (категория земель: земли населенных пунктов), расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 96г, для эксплуатации сооружений (железнодорожный тупик N 4 на землеотвале, часть площадки для открытого хранения металла, разгрузочная рампа), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.04.2011 серии 74 АГ N 298865. Продавцом земельных участков является комитет.
Ссылаясь на то, что отказ администрации в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 31.08.2011 N 10-8262/11-0-1, является незаконным и необоснованным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Натали" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу абз. 2, 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 30 данного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 указанного Кодекса.
Пунктом 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из вышеназванных норм следует, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Судами установлено, что право собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Линейная, д. 96г, не зарегистрировано. Доказательства того, что на момент обращения общества "Натали" в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка право собственности на испрашиваемый земельный участок было разграничено, материалы дела не содержат.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства (кадастровую выписку кадастрового квартала 74:36:02 10 002, договоры купли-продажи земельных участков, смежных с испрашиваемым участком и находящихся в одном кадастровом квартале), суды установили, что распоряжение данными земельными участками осуществлялось органом местного самоуправления - администрацией.
С учетом того, что в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не представлены доказательства невозможности размещения открытого склада металла на испрашиваемом земельном участке ввиду нарушения прав и интересов третьих лиц, нарушения земельного законодательства либо изъятия земельного участка из оборота в силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении этого участка обществу "Натали".
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества "Натали" о признании незаконным отказа администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка и в соответствии с п. 10 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложили на администрацию обязанность обеспечить выбор земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами.
Довод администрации о том, что Арбитражный суд Челябинской области в решении от 17.06.2008 по делу N А76-892/2008 установил право собственности Российской Федерации в отношении спорного земельного участка, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2011 по делу N А76-17756/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
...
С учетом того, что в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не представлены доказательства невозможности размещения открытого склада металла на испрашиваемом земельном участке ввиду нарушения прав и интересов третьих лиц, нарушения земельного законодательства либо изъятия земельного участка из оборота в силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении этого участка обществу "Натали".
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества "Натали" о признании незаконным отказа администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка и в соответствии с п. 10 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложили на администрацию обязанность обеспечить выбор земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июля 2012 г. N Ф09-5778/12 по делу N А76-17756/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5778/12
10.12.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10535/12
17.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5778/12
02.04.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1233/12