Екатеринбург |
|
21 сентября 2011 г. |
Дело N А71-55450/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Соколовой Н.П.,
судей Столярова А.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Сарапул" (далее - администрация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 по делу N А71-55450/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации - Беляева С.А. (доверенность от 11.01.2011).
От общества "ЭГЗ-авто", Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Удмуртской Республике" поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы администрации в отсутствие их представителей.
Закрытое акционерное общество "ЭГЗ-авто" (ОГРН: 1021800993730, ИНН: 1827013270; далее - общество "ЭГЗ-авто") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе предоставить в аренду земельный участок по ул. Горького в г. Сарапуле, а также об обязании передать обществу "ЭГЗ-авто" в аренду испрашиваемый земельный участок.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике.
Решением суда от 07.07.2010 (судья Буторина Г.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.11.2010 (судьи Столяров А.А., Смирнов А.Ю., Мындря Д.И.) решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.07.2010 по делу N А71-5545/2010-А18 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Государственное учреждение Удмуртской Республики "Сарапульское лесничество", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Удмуртской Республике" (в настоящее время - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Удмуртской Республике").
Решением суда от 09.03.2011 (судья Буторина Г.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 (судьи Зеленина Т.Л., Гребенкина Н.А., Голубцова Ю.А.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Суд признал действия администрации по отказу в рассмотрении заявления общества "ЭГЗ-авто" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 18:30:000178:7 незаконными, обязал администрацию в двухнедельный срок принять решение по вопросу о предоставлении указанного земельного участка в аренду обществу "ЭГЗ-авто".
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом апелляционной инстанции ст. 28, 29, 34, 101 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, является федеральной собственностью, в связи с чем администрация не вправе принять решение о предоставлении данного земельного участка в аренду.
В представленном отзыве на кассационную жалобу общество "ЭГЗ-авто" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу администрации - без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике представило отзыв, в котором возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу администрации - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ЭГЗ-авто" обратилось в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики с заявлением от 03.12.2009 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 49 кв. м в кадастровом квартале 18:30:000178 по ул. Горького в г. Сарапуле.
В письме от 30.12.2009 N 01-14-5451 Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики сообщило обществу "ЭГЗ-авто" о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку этот участок в собственности Удмуртской Республики не зарегистрирован. Для разрешения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка обществу "ЭГЗ-авто" предложено обратиться в администрацию.
С заявлениями от 26.11.2009 и 03.12.2009 общество "ЭГЗ-авто" обратилось к Территориальнму управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике с просьбой о предоставлении в аренду земельного участка по ул. Горького в г. Сарапуле для установки временного сооружения для регистрации автомобильного транспорта.
В письме от 15.02.2010 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике указало на то, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, площадь и местоположение границ соответствует материалам межевания, расположен в границах земель населенных пунктов и находится в государственной собственности, и в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления. В связи с этим для оформления правоустанавливающих документов на данный земельный участок обществу "ЭГЗ-авто" необходимо обратиться в администрацию.
Общество "ЭГЗ-авто" 15.04.2010 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка.
В ответ на данное заявление администрация в письме от 28.05.2010 сообщила обществу "ЭГЗ-авто" о том, что распоряжение испрашиваемым земельным участком не входит в ее полномочия, так как названный земельный участок находится в 19 квартале Пригородного лесничества, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.03.2004 серии 18 АА N 500988 субъектом права собственности этого участка является Российская Федерация.
Общество "ЭГЗ-авто", полагая, что действия администрации по отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у администрации полномочий по распоряжению указанным земельным участком, поскольку этот участок входит в состав земель лесного фонда, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 названной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
На основании заявления заинтересованного лица орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Земли населенных пунктов от земель иных категорий отделяют границы городских, сельских населенных пунктов (п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 17.03.2004 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда кварталы 1-74 площадью 3215 га, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, Сарапульский лесхоз, пригородное лесничество.
Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997), действовавшего на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный участок, предусматривалось, что в федеральной собственности находятся лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны. При этом в лесной фонд не входили леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса) (ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 29.01.1997).
Действующей на момент рассматриваемых правоотношений ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
На землях лесного фонда и землях иных категорий располагаются леса. При этом границы данных земель определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 1, 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997) все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, образуют лесной фонд.
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр (ч. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года). Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случаях, установленных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка, на котором расположены леса, не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Судом апелляционной инстанции установлено, что границы города Сарапула утверждены постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 13.03.1992 N 335-ХП "Об утверждении городской черты города Сарапула", сторонами не оспаривается то обстоятельство, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится и находился ранее в пределах городской черты города Сарапула, в связи с чем суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что в силу положений ст. 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997) указанный земельный участок не мог входить в земли лесного фонда.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка для установки временного сооружения для регистрации автомобильного транспорта площадью 49 кв. м утверждена постановлением главы администрации муниципального образования "Город Сарапул" от 14.05.2009 N 1125. Постановлением главы администрации муниципального образования "Город Сарапул" от 03.06.2009 N 1335 утвержден акт выбора указанного земельного участка и предварительно согласовано место размещения на нем временного сооружения, не являющегося объектом недвижимости. Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.07.2009 с кадастровым номером 18:30:000178:7.
Из кадастрового паспорта от 06.07.2009 следует, что земельный участок с кадастровым номером 18:30:000178:7 относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование "для регистрации автомобильного транспорта". Указанный земельный участок сформирован из земельного участка с кадастровым номером 18:30:000178:6, также относящегося к землям населенных пунктов. Согласно кадастровому плану территории от 07.12.2007 земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 18:30:000178 относятся к категории земель - земли населенных пунктов, и имеют разрешенное использование, в том числе, "под промышленными объектами", "под административно-управленческими и общественными объектами".
Из сведений, представленных Государственным учреждением Удмуртской Республики "Сарапульское лесничество" следует, что площадь лесов, расположенных в границах населенного пункта "город Сарапул" (городские леса), в квартале 19 Керкмасского участкового лесничества составляет 48 га.
Выписка из таксационного описания (лесоустройство 1997 года) Пригородного лесничества, выкопировка с планшета N 5 Государственного учреждения Удмуртской Республики "Сарапульское лесничество" Керкмасское участковое лесничество, квартал 19 с указанием испрашиваемого земельного участка свидетельствуют о его нахождении на территории городских лесов.
На основании установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда материалами дела не подтверждено.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Установив, что в материалах дела не содержится сведений о наличии спора о правах на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 18:30:000178:7, принимая во внимание отсутствие доказательств принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, а также то обстоятельство, что спорный участок расположен в границах земель населенных пунктов и находится в государственной собственности, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что распоряжение этим земельным участком осуществляется органами местного самоуправления и верно указал, что оснований для отказа в рассмотрении заявления общества "ЭГЗ-авто" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:30:000178:7 в аренду для размещения временного сооружения у администрации не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы администрации о том, что спорный участок является собственностью Российской Федерации, в связи с чем органами, уполномоченными предоставлять данный участок в аренду, являются государственные органы субъекта Российской Федерации, а не органы местного самоуправления были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки доказательств и установленных апелляционным судом фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 по делу N А71-55450/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Город Сарапул" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.П. Соколова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции установлено, что границы города Сарапула утверждены постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 13.03.1992 N 335-ХП "Об утверждении городской черты города Сарапула", сторонами не оспаривается то обстоятельство, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится и находился ранее в пределах городской черты города Сарапула, в связи с чем суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что в силу положений ст. 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997) указанный земельный участок не мог входить в земли лесного фонда.
...
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2011 г. N Ф09-8586/10 по делу N А71-5545/2010