Екатеринбург |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А50-6982/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юность Пермского края" (ИНН 5906069681, ОГРН 1065906033434; далее - общество "Юность Пермского края") на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-6982/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Поступившие в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа от общества "Юность Пермского края", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Юность Пермского края" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311005:0030 площадью 41081,63 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Патриса Лумумбы, д. 2, принадлежащего истцу на праве собственности, равной рыночной стоимости в размере 31 110 000 руб. по состоянию на 01.01.2008 (с учетом замены ответчика и уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 47, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 18.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (судьи Панькова Г.Л., Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Юность Пермского края" просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судами ст. 1, 65, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Заявитель отмечает, что несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости является нарушением прав собственника земельного участка и плательщика земельного налога. Общество "Юность Пермского края" указывает на ошибочность вывода судов о необходимости оспаривания кадастровой стоимости на момент подачи искового заявления.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, обществу "Юность Пермского края" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 41 081,63 кв. м по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Патриса Лумумбы, 2, кадастровый номер 59:01:43 1 1005:0030, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.05.2007.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка от 30.03.2007 N 01/07-02-06213 кадастровая стоимость земельного участка, площадью 41081,63 кв. м по адресу: г. Пермь, ул. П.Лумумбы, 2, составляет 24 624 329,022 руб., разрешенное использование: под 2-этажное кирпичное здание дома спорта с подвалом (литера А), 1-этажное кирпичное здание гаража (литера Б), 2-этажное кирпичное здание павильона-раздевалки (литера В).
Обществом "Юность Пермского края" 22.12.2009 получен кадастровый паспорт земельного участка от 14.12.2009, в котором кадастровая стоимость земельного участка указана в размере 519 768 480,1067 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость названного земельного участка превышает его рыночную стоимость, общество "Юность Пермского края" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из материалов дела, истцом представлен отчет от 09.12.2011 N 11/069Н об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату оценки - 01.01.2008 составляет 31 110 000 руб. Отчет получил положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства Экспертно-методический совет "Пермское краевое партнерство Российской коллегии оценщиков" от 29.12.2011 N 111229-01/ОН-Р-П.
В соответствии со ст. 24.16 Федерального закона от 29.07.2008 N 135-ФЗ (в редакции от 28.12.2010) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29.07.1998"
Согласно ст. 17.1 названного закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем в нарушение названных норм права истцом не представлено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", членом которой является оценщик, подготовивший отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером 59:01:43 1 1005:0030.
Принимая во внимание, что посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, а также с учетом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, отчет оценщика при отсутствии названного экспертного заключения не может считаться достаточным доказательством установления рыночной стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы об ошибочности выводов судов о невозможности установления рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости с учетом изложенного не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-6982/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юность Пермского края" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 24.16 Федерального закона от 29.07.2008 N 135-ФЗ (в редакции от 28.12.2010) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
...
Согласно ст. 17.1 названного закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2013 г. N Ф09-59/13 по делу N А50-6982/2012
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5117/13
13.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5117/13
12.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5117/13
21.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-59/13
03.12.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12549/12
21.09.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-6982/12