Екатеринбург |
|
27 июня 2013 г. |
Дело N А76-18751/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Рябовой С.Э., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2012 по делу N А76-18751/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Индивидуальный предприниматель Марахотин Игорь Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к кадастровой палате об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:10:0401003:29 площадью 15743 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Катав-Ивановск, ул. Полевая, д. 44, по состоянию на 01.01.2012 в размере рыночной стоимости 2 181 454 руб. 91 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Правительство Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2102 с учетом дополнительного решения от 07.12.2013 (судья Скобелкин А.П.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (судьи Карпачева М.И., Суспицина Л.А., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 1, 4, 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Заявитель полагает, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены органом кадастрового учета в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П. Орган кадастрового учета не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа государственной власти. По мнению заявителя, надлежащими ответчиками являются орган местного самоуправления, который обладает информацией, позволяющей определить обоснованность установления кадастровой стоимости спорного земельного участка, и Правительство Челябинской области, утвердившее оспариваемую кадастровую стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:10:0401003:29 площадью 15 743 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Катав-Ивановск, ул. Полевая, д. 44, на основании договора купли-продажи земельного участка от 16.07.2009 N 66.
Согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:10:0401003:29 составляет 10 436 664,42 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка, включенная в реестр, рассчитана на основании кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, проведенной по состоянию на 01.01.2010.
Предприниматель, полагая, что установленный постановлением Правительства Челябинской области размер кадастровой стоимости земельного участка является завышенным, представил отчет N 12/1590 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2010, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:10:0401003:29 по состоянию на 01.01.2010 составила 2 181 454 руб. 91 коп.
Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, явилось основанием для обращения предпринимателя в суд с рассматриваемым иском.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суды, оценив представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 27.09.2012 N 12/1590 общества с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания", учтя отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:10:0401003:29, определенная на основании Постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, существенно превышает его рыночную стоимость, и подлежит установлению в размере 2 181 454 руб. 91 коп, равном рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком, и привлечению в качестве ответчиков по заявленному иску подлежат Правительство Челябинской области и орган местного самоуправления, рассмотрены и обоснованной отклонены судом апелляционной инстанции.
Заявленные предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, может быть предъявлено только к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, в связи с чем оснований для привлечении в качестве ответчика Правительство Челябинской области, принявшее нормативный акт, на основании которого в государственный кадастр внесены сведения о кадастровой стоимости, не имеется.
Апелляционный суд также верно отметил, что орган местного самоуправления не является участником спорных правоотношений, поскольку не имеет полномочий по установлению кадастровой стоимости земельных участков либо внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Налоговые правоотношения, на которые, по мнению заявителя, может повлиять принятое по данному спору решение, носят публично-правовой характер, тогда как в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Выводы судов по рассматриваемому спору соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2012 по делу N А76-18751/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, в связи с чем оснований для привлечении в качестве ответчика Правительство Челябинской области, принявшее нормативный акт, на основании которого в государственный кадастр внесены сведения о кадастровой стоимости, не имеется.
Апелляционный суд также верно отметил, что орган местного самоуправления не является участником спорных правоотношений, поскольку не имеет полномочий по установлению кадастровой стоимости земельных участков либо внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Налоговые правоотношения, на которые, по мнению заявителя, может повлиять принятое по данному спору решение, носят публично-правовой характер, тогда как в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2013 г. N Ф09-5893/13 по делу N А76-18751/2012
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5893/13
27.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5893/13
27.05.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5893/13
26.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2948/13
29.01.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13649/12
07.12.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-18751/12