Екатеринбург |
|
04 сентября 2013 г. |
Дело N А76-18951/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Столярова А.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2013 по делу N А76-18951/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, приняли участие в г. Челябинске:
представитель управления Росреестра - Шишкина И.В. (доверенность от 17.01.2013);
представитель военного комиссариата Челябинской области (далее - военный комиссариат, военкомат) - Кошелова М.Н. (доверенность от 26.06.2012);
представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - управление Росимущества) - Пыталева Е.В. (доверенность от 17.07.2013).
Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к военному комиссариату, администрации Еманжелинского городского поселения Челябинской области (далее - администрация поселения) с требованием выселить ответчиков из нежилого здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Шахтера, д. 22, литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м.
Определениями от 11.11.2011 и от 12.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Росимущества, Комитет по управлению имуществом администрации Еманжелинского муниципального района (далее - Комитет).
Определением от 13.02.2012 принято встречное исковое заявление военного комиссариата к управлению Росреестра и управлению Росимущества о признании незаконным распоряжения управления Росимущества от 31.03.2011 N 104-р "О передаче федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, на баланс управления Росреестра по Челябинской области" и признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права, а также об обязании управления Росреестра погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве на объект - нежилое здание военкомата.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2012 (судья Скобелкин А.П.) первоначальные исковые требования удовлетворены, администрация поселения и военкомат выселены из нежилого здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Шахтера, д. 22, литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м. В удовлетворении встречного искового заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.09.2012 (судьи Сулейменова Т.В., Платонова Е.А., Лазарев С.В.) решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.03.2012 по делу N А76-18951/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
При новом рассмотрении дела определением от 08.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны), федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2013 (судья Скобелкина А.П.) в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречный иск военного комиссариата удовлетворен частично. Признано незаконным распоряжение управления Росимущества от 31.03.2011 N 104-р и прекращено право оперативного управления управления Росреестра в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Шахтера, д. 22, литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м; в удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Румянцев А.А., Ермолаева Л.П., Богдановская Г.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает на то, что военный комиссариат является ненадлежащим истцом по иску об оспаривании зарегистрированного права оперативного управления, поскольку в силу постановления Министерства обороны от 29.12.2008 N 1053 пределы полномочий военных комиссариатов в субъектах Российской Федерации четко определены и полномочия по управлению либо распоряжению федеральным имуществом от Министерства обороны военным комиссариатам не делегированы. Заявитель также указывает на то, что право оперативного управления у военного комиссариата могло возникнуть только при наличии документов, подтверждающих передачу помещения до 1998 года, однако ни один из документов, представленных военным комиссариатом в качестве доказательств наличия права на спорное помещение, не является документом, свидетельствующим о ранее возникшем праве оперативного управления.
Как установлено судами, решением Исполнительного комитета Еманжелинского городского Совета народных депутатов Челябинской области от 25.11.1983 N 29-392 Еманжелинскому военкомату отведен земельный участок площадью 0,1 га для возведения пристроя призывного пункта к зданию военкомата, расположенному по ул. Шахтера в г. Еманжелинске.
Из технической документации на пожарную телефонизацию здания военкомата, а также рабочего проекта капитального ремонта следует, что в период с 1984-1985 годы был запроектирован капитальный ремонт здания военкомата с пристроем призывного пункта.
Согласно кадастровому паспорту нежилое здание военкомата, расположенное по адресу: г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22, литера Аа, общая площадь 857,4 кв. м, введено в эксплуатацию в 1990 году.
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на нежилое здание - военкомат, общей площадью 857,4 кв. м, литера Аа, расположенное по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись от 29.04.2011 N 74-74-28/023/2011-253 и выдано свидетельство о государственной регистрации.
На основании распоряжения управления Росимущества от 31.03.2011 N 104-р управлению Росреестра передано в оперативное управление нежилое здание военкомата, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Шахтера, д. 22, литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м.
Право оперативного управления управления Росреестра на спорное нежилое здание военкомата зарегистрировано 29.04.2011, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации N 74-74-28/023/2011-254.
Указанное нежилое здание занимает военный комиссариат (отдел военного комиссариата Челябинской области по городу Коркино, Еманжелинскому и Еткульскому районам) и администрация поселения (военно-учетный стол Еманжелинского городского поселения), что подтверждается актом от 15.09.2011 и не отрицается ответчиками.
В адрес военкомата и администрации поселения были направлены уведомления об освобождении спорного здания для размещения Еманжелинского отдела управления Росреестра.
Поскольку нежилое здание военкомата, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Шахтера, д. 22, литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м, ответчиками не освобождено, управление Росреестра обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Встречные требования военного комиссариата мотивированы тем, что он пользуется спорным имуществом с момента введения здания в эксплуатацию в 1990 г. для осуществления его основного вида деятельности, то есть у него возникло право оперативного управления в отношении данного имущества, в связи с чем изъятие этого имущества и передача его на праве оперативного управления управлению Росреестра является незаконной и нарушает права и законные интересы военкомата.
Отказывая в удовлетворении первоначальных требований и частично удовлетворяя встречные исковые требования суд первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого акта закону или иному нормативном правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял акт.
В соответствии с п. 2 раздела 2 приложения N 1 к постановлению N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Судами установлено, что нежилое здание военкомата, расположенное по адресу: г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22, литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м, введено в эксплуатацию в 1990 г. и в силу постановления N 3020-1 является федеральной собственностью, поскольку с момента его создания относилось к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно распоряжению управления Росимущества от 22.07.2005 N 1212-р спорное здание внесено в реестр федерального имущества как имущество военкомата г. Еманжелинска. Право собственности Российской Федерации на указанное здание зарегистрировано 29.04.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.04.2011 74 АГ 251612.
На основании п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Изъятие у подведомственных Министерству обороны учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества входит в компетенцию указанного Министерства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 1, подп. г п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
В соответствии с порядком высвобождения недвижимого военного имущества, который установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает управления Росимущества, но по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае - Министерства обороны.
Предусмотренный названным постановлением порядок высвобождения недвижимого военного имущества также предполагает, что балансодержатели по итогам проведения инвентаризации ежегодно, к 15 августа, направляют в федеральные органы исполнительной власти перечни недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению. На основании этих перечней федеральные органы исполнительной власти составляют сводный перечень недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению, по формам, утвержденным Росимуществом, и лишь затем могут издаваться распоряжения об изъятии у Министерства обороны высвобождаемого имущества.
Судами установлено отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что спорное недвижимое имущество являлось излишним и было включено Министерством обороны в перечень высвобождаемого имущества. Доказательств из которых бы следовало, что Министерство обороны, являясь лицом, осуществляющим в отношении спорного имущества правомочия собственника, выразило свое согласие на его передачу, в материалы дела также представлено не было.
На основании вышеизложенного суды сделали правильный вывод, что управление Росимущества при принятии распоряжения от 31.03.2011 N 104-р превысило свои полномочия и нарушило установленный законом порядок изъятия имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении первоначального иска о выселении военного комиссариата и администрации поселения и удовлетворили встречные исковые требования в части признания незаконным распоряжения управления Росимущества от 31.03.2011 N 104-р и прекращении права оперативного управления управления Росреестра в отношении здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Шахтера, д. 22, литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у военного комиссариата права выступать в качестве истца в иске по оспариванию зарегистрированного права оперативного управления, судом отклоняется, поскольку в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2005 N 1206/05 и от 05.10.2010 N 4502/10 выражена позиция, что государственное учреждение с учетом одобрения исковых требований собственником имущества является надлежащим истцом как по искам о признании права, так и по искам об оспаривании права. Из материалов дел следует, что Министерство обороны встречный иск, заявленный военным комиссариатом, поддерживало. Следовательно, военный комиссариат является надлежащим истцом по заявленным требованиям.
Довод управления Росреестра о недоказанности возникновения у военного комиссариата права оперативного управления на спорное имущество отклоняются судом кассационной инстанции как направленный на переоценку доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказ в удовлетворении встречных требований о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права и обязании управления Росреестра погасить в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве оперативного управления на спорное здание сторонами не обжалуется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2013 по делу N А76-18951/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с порядком высвобождения недвижимого военного имущества, который установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает управления Росимущества, но по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае - Министерства обороны.
...
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у военного комиссариата права выступать в качестве истца в иске по оспариванию зарегистрированного права оперативного управления, судом отклоняется, поскольку в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2005 N 1206/05 и от 05.10.2010 N 4502/10 выражена позиция, что государственное учреждение с учетом одобрения исковых требований собственником имущества является надлежащим истцом как по искам о признании права, так и по искам об оспаривании права. Из материалов дел следует, что Министерство обороны встречный иск, заявленный военным комиссариатом, поддерживало. Следовательно, военный комиссариат является надлежащим истцом по заявленным требованиям."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2013 г. N Ф09-5642/12 по делу N А76-18951/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5642/12
29.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3294/13
19.02.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-18951/11
26.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5642/12
03.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2950/12
07.03.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-18951/11