Екатеринбург |
|
26 сентября 2012 г. |
Дело N А76-18951/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Платоновой Е.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области (далее - военкомат) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.03.2012 по делу N А76-18951/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление Росреестра) - Плюта Ю.В. (доверенность от 05.03.2012 N 151).
Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к военкомату, администрации Еманжелинского городского поселения Челябинской области (далее - администрация поселения) с требованием выселить ответчиков из нежилого здания литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Шахтера, д. 22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - управление Росимущества), Комитет по управлению имуществом администрации Еманжелинского муниципального района (далее - комитет).
Военкомат обратился в суд с встречным исковым заявлением к Управлению Росреестра и управлению Росимущества о признании незаконным распоряжения управления Росимущества от 31.03.2011 N 104-р "О передаче федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, на баланс Управления Росреестра по Челябинской области" и недействительным свидетельства о государственной регистрации права, а также об обязании Управления Росреестра погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве на объект - нежилое здание военкомата.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2012 (судья Скобелкин А.П.) первоначальные исковые требования удовлетворены, администрация поселения и военкомат выселены из нежилого здания литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Шахтера, д. 22. В удовлетворении встречного искового заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военкомат просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение ст. 4, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает на то, что спорное здание является федеральной собственностью, поскольку с момента его создания оно было закреплено за Минобороны России. Однако суды, установив указанное обстоятельство, пришли к неверному выводу о том, что у военкомата отсутствуют правовые основания владения этим зданием. Заявитель считает, что выводы судов противоречат имеющимся в деле доказательствам, подтверждающим права военкомата на спорное имущество, в том числе технической документации, свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации. По мнению заявителя, Управлением Росимущества нарушена процедура изъятия спорного здания из оперативного управления военкомата, поскольку данное имущество не являлось излишним и использовалось военкоматом в своей целевой деятельности, а также изъятие произведено без согласия Минобороны России. Заявитель считает, что судами необоснованно отклонены ссылки на решение Исполнительного комитета Еманжелинского городского Совета народных депутатов Челябинской области от 25.11.1983 N 29-392, которым Еманжелинскому военкомату отведен земельный участок для возведения пристроя призывного пункта к зданию военкомата, поскольку данное обстоятельство подтверждает существование у военкомата ранее возникшего права на здание, возведенное в 1990 году. Заявитель также ссылается на то, что спорное здание военкомата находилось на балансе ФГКЭУ "Челябинская КЭЧ района" и в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2011 N 1871 в связи с реорганизацией названного учреждения передано на баланс его правопреемнику - федеральному государственному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Как полагает заявитель, в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является органом управления Вооруженными силами Российской Федерации и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра ссылается на несостоятельность доводов заявителя, считает выводы судов законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, решением Исполнительного комитета Еманжелинского городского Совета народных депутатов Челябинской области от 25.11.1983 N 29-392 Еманжелинскому военкомату отведен земельный участок площадью 0,1 га для возведения пристроя призывного пункта к зданию военкомата, расположенного по ул. Шахтера в г. Еманжелинске.
Из технической документации на пожарную телефонизацию здания военкомата, а также рабочего проекта капитального ремонта следует, что в 1984-1985 г. был запроектирован капитальный ремонт здания военкомата с пристроем призывного пункта.
Согласно кадастровому паспорту, нежилое здание военкомата, расположенное по адресу: г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22, литера Аа, общая площадь 857,4 кв. м, введено в эксплуатацию в 1990 году.
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на нежилое здание - военкомат, общей площадью 857,4 кв. м, литера Аа, расположенное по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись от 29.04.2011 N 74-74-28/023/2011-253 и выдано свидетельство о государственной регистрации.
На основании распоряжения Управления Росимущества от 31.03.2011 N 104-р Управлению Росреестра передано в оперативное управление нежилое здание военкомата, общей площадью 857,4 кв. м, литера Аа, расположенное по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22.
Право оперативного управления Управления Росреестра на спорное нежилое здание военкомата зарегистрировано 29.04.2011, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации N 74-74-28/023/2011-254.
Указанное нежилое здание занимает военный комиссариат (отдел военного комиссариата Челябинской области по городу Коркино, Еманжелинскому и Еткульскому районам) и администрация поселения (военно-учетный стол Еманжелинского городского поселения), что подтверждается актом от 15.09.2011 и не отрицается ответчиками.
В адрес военкомата и администрации поселения были направлены уведомления об освобождении спорного здания для размещения Еманжелинского отдела Управления Росреестра.
Поскольку нежилое здание военкомата, общей площадью 857,4 кв. м литера Аа, расположенное по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22, ответчиками не освобождено, управление Росреестра обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Встречные требования мотивированы тем, что военкомат пользуется спорным имуществом с момента введения здания в эксплуатацию в 1990 г. для осуществления его основного вида деятельности, в связи с чем передача данного имущества в оперативное управление Управления Росреестра является незаконной и нарушает права и законные интересы военкомата.
Суды, удовлетворяя первоначальные требования и отказывая в удовлетворении встречного заявления, исходили из того, что Управлению Росреестра принадлежит право оперативного управления на спорное здание, которое в установленном законом порядке зарегистрировано. При этом военкоматом не представлено надлежащих доказательств существования у него какого-либо вещного права на спорное имущество, в том числе ранее возникшего.
Суды посчитали, что обстоятельство государственной регистрации права федеральной собственности на спорное имущество как на имущество вооруженных сил не может свидетельствовать о фактическом нахождении в данном здании учреждения военкомата с 1990 года и о наделении его правом оперативного управления этим имуществом.
Прочие документы, представленные военкоматом в подтверждение своего владения спорным имуществом с момента постройки и использования его в целях своей деятельности, в частности, техническая документация на пожарную телефонизацию здания военкомата, рабочий проект капитального ремонта, решение Исполкома Еманжелинского Совета народных депутатов от 25.11.1983 "Об отводе земельного участка под пристрой к зданию военкомата призывного пункта по ул. Шахтёра в г. Еманжелинске", постановления главы администрации г. Еманжелинска от 16.01.1992 N 787, от 13.01.1995 N 1, договор безвозмездного пользования от 15.11.2000, заключенный между комитетом и военкоматом, не приняты судами в качестве доказательств данного факта.
С учетом изложенного суды признали, что оспариваемое военкоматом распоряжение Управления Росимущества от 31.03.2011 N 104-р принято в пределах полномочий собственника и не противоречит положениям п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем указанные выводы судов основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации данное право принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Виндикационные требования подлежат удовлетворению при условии доказанности наличия у истца вещного права на истребуемое имущество, обладающее признаками индивидуально-определенной вещи, выбытия данного имущества из владения истца помимо его воли и нахождение ее во владении ответчика без надлежащего правового основания.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно подп. 71 п. 7 разд. II Положения о Министерстве обороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" это министерство в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Таким образом, исходя из содержания права собственности наделение Минобороны России полномочиями собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, означало наличие у него же полномочий по управлению таким имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 разд. I положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - агентство), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Из содержания приведенных норм права и их системного толкования следует, что полномочия по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, принадлежат последнему в лице его уполномоченных органов.
В соответствии с п.2 раздела 2 приложения 1 к постановлению 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Судами установлено, что нежилое здание военкомата, расположенное по адресу: г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22, литера Аа, общей площадью 857,4 кв. м, введено в эксплуатацию в 1990 г. и в соответствии с постановлением N 3020-1 является федеральной собственностью, поскольку с момента его создания относилось к имуществу Вооруженных Сил.
Согласно распоряжению Управления Росимущества от 22.07.2005 N 1212-р спорное здание внесено в реестр федерального имущества как имущество военкомата г. Еманжелинска (т. 3 л.д. 59).
Сторонами спора также не оспаривается, что спорное здание в настоящее время находится во владении и пользовании военкомата.
Кроме того, военкомат указывает на закрепление данного здания на балансе ФГКЭУ "Челябинская КЭЧ района" и передачу его в связи с реорганизацией названного учреждения на баланс правопреемника - федерального государственного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2011 N 1871 (т. 2 л.д. 156).
Установив, что спорное имущество является имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, суд не разрешил вопроса о привлечении к участию в деле лица, которое наделено полномочиями собственника данного имущества - Министерства обороны Российской Федерации, а также федерального государственного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, на балансе которого, по утверждению истца, находится спорное имущество.
Учитывая, что передача спорного имущества в оперативное управление Управления Росреестра осуществлена Управлением Росимущества, судам при участии необходимого круга лиц, необходимо было установить, является ли указанный орган уполномоченным на распоряжение спорным зданием с учетом вышеприведенных норм права и установленных судами обстоятельств дела.
При рассмотрении данного спора суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что правовая позиция военкомата по встречному иску свидетельствует об оспаривании им права оперативного управления Управления Росреестра, вследствие чего установлению подлежит наличие вещного права военкомата на спорное здание.
Делая вывод о недоказанности нахождения спорного здания в правомерном владении военкомата, суды отклонили все представленные им доказательства в обоснование права военкомата на это здание.
По утверждению военкомата из имеющихся в материалах дела документов следует, что здание военкомата возводилось и вводилось в эксплуатацию в качестве пристроя к зданию военкомата с целью размещения в нем призывного пункта (решение Исполнительного комитета Еманжелинского городского Совета народных депутатов Челябинской области от 25.11.1983 N 29-392, рабочий проект капитального ремонта военкомата с пристроем призывного пункта 1984 г.).
Согласно кадастровому паспорту нежилое здание, расположенное по адресу: г. Еманжелинск, ул. Шахтеров, д. 22, литера Аа, является зданием военкомата и введено в эксплуатацию в 1990 году.
В качестве подтверждения того, что названное здание не выбывало из владения военкомата, последним представлен договор о передаче имущества на праве безвозмездного пользования от 15.11.2000, подписанный комитетом и военкоматом, и, кроме того, военкомат ссылается на нахождение данного имущества на балансе федерального государственного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Судом апелляционной инстанции данные доказательства были отклонены на том основании, что они не подтверждают факта передачи этого имущества военкомату после возведения спорного здания (пристроя), отсутствуют сведения о закреплении имущества на праве оперативного управления за военкоматом.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие утверждение военкомата об осуществлении им в спорном здании своей деятельности с момента его постройки до настоящего времени, доказательства осуществления пользования зданием военкомата иными лицами на каком-либо основании. Участвующие в деле лица также не заявляли о строительстве здания не для целей использования его военкоматом, а также об использовании с момента постройки здания военкомата иными лицами, не представляли соответствующих доказательств (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (п. 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, п. 2 действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132).
Согласно п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
С учетом изложенного выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит установить круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, дать надлежащую правовую оценку всем представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.03.2012 по делу N А76-18951/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции данные доказательства были отклонены на том основании, что они не подтверждают факта передачи этого имущества военкомату после возведения спорного здания (пристроя), отсутствуют сведения о закреплении имущества на праве оперативного управления за военкоматом.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие утверждение военкомата об осуществлении им в спорном здании своей деятельности с момента его постройки до настоящего времени, доказательства осуществления пользования зданием военкомата иными лицами на каком-либо основании. Участвующие в деле лица также не заявляли о строительстве здания не для целей использования его военкоматом, а также об использовании с момента постройки здания военкомата иными лицами, не представляли соответствующих доказательств (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (п. 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, п. 2 действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132).
Согласно п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2012 г. N Ф09-5642/12 по делу N А76-18951/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5642/12
29.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3294/13
19.02.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-18951/11
26.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5642/12
03.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2950/12
07.03.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-18951/11