Екатеринбург |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А47-4674/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Абозновой О.В., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Орское предприятие тепловых сетей" (далее - предприятие "ОПТС") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2020 по делу N А47-4674/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (далее - общество "Орск Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к предприятию "ОПТС" о взыскании 185 031 руб. 75 коп. платы за превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию за 2 квартал 2017 года и за 1 - 4 кварталы 2018 года.
Решением суда от 23.01.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "ОПТС" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, судами не дана правовая оценка способу и методу отбора проб, указанных в актах отбора проб общества "Орск Водоканал", а именно, что отбор проб сточных вод произведен в соответствии с требованиями ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-05, ПИД Ф и МВИ. Как поясняет кассатор, в соответствии Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации" указанные документы применяются исключительно на добровольной основе, общество "Орск Водоканал" в рамках судебного разбирательства не представило документов, подтверждающих согласование методик, обозначенных в акте отбора проб сточных вод. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на непредставление истцом надлежащих доказательств уведомления предприятия "ОПТС" о времени и месте отбора проб. Кассатор также указывает, что в действующем договоре на отпуск питьевой воды, прием, транспортировку и очистку сточных вод сторонами не согласовано место отбора проб, соответственно, отбор проб производился в несогласованных канализационных колодцах. Таким образом, акты отбора проб, по мнению заявителя жалобы, не могут являться надлежащими доказательствами сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в сети общества "Орск Водоканал". Помимо этого, заявитель в жалобе указывает, что при проведении замеров превышения предельно-допустимых концентраций (далее - ПДК) в канализационных колодцах происходит смешивание сточных вод со сточными водами других абонентов общества "Орск Водоканал".
Кроме того, кассатор ссылается на несоблюдение истцом требования об обязательном наличии пломб на емкости с отобранной пробой сточных вод согласно пункту 32 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), доказательств опломбирования отобранных у предприятия "ОПТС" проб сточных вод обществом "Орск Водоканал" не представлено. Как утверждает заявитель, допущенные при отборе проб нарушения (отсутствие пломбы) не позволяют сделать вывод о сохранности в неизменном виде отобранных проб, исследовании их после транспортировки и хранении в состоянии, соответствующем требованиям пункта 32 названных Правил, в связи с чем отсутствуют основания считать результаты лабораторных исследований достоверными.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Орск Водоканал" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Орск Водоканал" (ВКХ, Водоканал), предприятием "ОПТС" (абонент) и обществом "Орскнефтеоргсинтез" заключен договор на обеспечение питьевой водой, прием, транспортировку и очистку сточных вод от 25.02.2003 N 356.
Предметом данного договора являются условия отпуска и потребления воды, сброса приема и очистки сточных вод и их оплата абонентом.
Отпуск питьевой воды, прием сточных вод производится Водоканалом (пункт 1.2 названного договора).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 договора от 25.02.2003 N 356 Водоканал обязуется обеспечить на условиях, определенных договором, питьевой водой абонента в размере нормативной потребности в пределах установленного лимита в количестве: вода - 6 949 кум./м/мес, 83 385 куб.м/год, перекачка 66 куб.м/мес.; принимать на условиях, определенных договором сточные воды в централизованную систему канализации от абонента в размере нормативной потребности в пределах установленного лимита в количестве 1877 куб.м/мес., 22 523 куб.м/год.
В рамках заключенного договора обществом "Орск Водоканал" в адрес абонента - предприятия "ОПТС" направлялись на согласование акты-схемы контрольных канализационных колодцев, расположенных по адресам: г. Орск, ул. Новосибирская, ул. Стасова, ул. Братская, которые возвращены последним без подписи с указанием на действующую редакцию договора от 25.02.2003 N 356.
В пункте 6.9 указанного договора стороны согласовали срок действия договора: начало 01.01.2003, окончание 31.12.2003. Договор считается ежегодно продленным при условиях: за месяц до окончания срока ни одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть его; обязательного соблюдения пункта 3.5 договора.
В связи с проведением планового отбора проб сточных вод предприятию "ОПТС" направлялись факсограммы с просьбой обеспечить беспрепятственный доступ к контрольно-канализационным колодцам для отбора проб.
Представителями общества "Орск Водоканал" в период за 2 квартал 2017 года и за 1 - 4 квартал 2018 года в присутствии представителей предприятия "ОПТС" произведены отборы проб сточных вод, отводимых в системы канализации, по объектам, расположенным по адресам: г. Орск, ул. Новосибирская, д. 50; ул. Братская, д. 54а; ул. Стасова, д. 4а, о чем составлены акты отбора проб сточных вод от 26.05.2017, от 19.06.2017, от 28.03.2018, от 01.06.2018, от 20.06.2018, от 11.09.2018, от 21.09.2018, от 04.12.2018, от 11.12.2018, подписанные представителем Водоканала - пробоотборщиком Смагиной С.В. Представитель абонента от подписи данных актов отказался, о чем сделана соответствующая запись.
По результатам исследования отобранных проб внесены сведения в журнал регистрации анализа проб сточной воды.
В материалы дела представлены выписки из указанного журнала от 29.05.2017 N 274, от 20.06.2017 N 327, от 29.03.2018 N 174, от 04.06.2018 N 297, от 04.06.2018 N 296, от 21.06.2018 N 335, от 12.09.2018 N 520, от 24.09.2018 N 542, от 24.09.2018 N 543, от 05.12.2018 N 709, от 12.12.2018 N 728.
На основании анализа проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленные решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 04.09.2009 N 54-964 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых предприятиями и организациями в систему канализации г. Орска, промколлектор и на биологические очистные сооружения" (далее - Решение N 54-964).
На основании пункта 6 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 N 245-п, актов отбора проб сточных вод, выписок из журнала регистрации анализа проб сточной воды, общество "Орск Водоканал" произвело расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Согласно пункту 6 названного Порядка размер платы за ПДК или ВСК для всех ингредиентов, по которым зафиксировано превышение, рассчитывается в целом на весь объем фактически сброшенных сточных вод, содержащих сверхнормативное количество загрязняющих веществ, по формуле.
Общество "Орск Водоканал" выставило к оплате счета от 30.06.2017 N 242, от 30.06.2017 N 243, от 31.03.2018 N 142, от 30.06.2018 N 1800, от 30.06.2018 N 1801, от 30.06.2018 N 1802, от 30.09.2018 N 11721, от 30.09.2018 N 11722, от 30.09.2018 N 11723, от 31.12.2018 N 14652, от 31.12.2018 N 14653 и направило их в адрес предприятия "ОПТС". Общая сумма задолженности составила 185 031 руб. 75 коп.
Общество "Орск Водоканал" направило в адрес предприятия "ОПТС" претензии с требованиями оплатить задолженность за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций, которые оставлены последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "Орск Водоканал" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в отводимых в систему канализации сточных водах, а также наличия в них загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения. При этом процедура взятия истцом проб сточных вод признана судом соответствующей нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения N 644 (далее - Правила N 644).
С 05.07.2013 также вступили в силу Правила N 525.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, пункту 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены данными Правилами.
В силу подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123 данных Правил.
В соответствии с указанной формулой расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за конкретный расчетный период производится на основе фактических данных о содержании веществ в сточных водах, которые могут быть получены либо в результате контроля самого абонента, либо могут быть указаны абонентом в декларации о составе сточных вод, либо получены при проведении контроля за составом сточных вод абонента организацией водопроводно-коммунального хозяйства, при этом при наличии результатов контрольной пробы расчет производится именно по таким результатам.
Судами установлено и из материалов дела следует, что факт превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах ответчиком документально не оспорен (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отбор проб сточных вод произведен представителями истца в присутствии представителей ответчика, которые от подписания актов отбора проб сточных вод отказались, о чем имеется соответствующая запись. Из указанных актов можно определить, из какого колодца производился отбор проб (контрольный канализационный колодец), а также установить его местонахождение. О фальсификации актов отбора проб и протоколов результатов химического анализа ответчик не заявлял. Правом на отбор арбитражной пробы одновременно с отбором контрольной пробы абонент не воспользовался (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, признав акты отбора проб относимыми и допустимыми доказательствами факта сброса сточных вод ответчиком с превышением нормативов допустимых концентраций, суды обоснованно удовлетворили исковые требования общества "Орск Водоканал".
Расчет платы судами проверен и признан верным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя выводов судов не опровергают, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом оценка доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - компетенция судов первой и апелляционной инстанций и при рассмотрении настоящего дела данные процессуальные действия осуществлены судами надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Все возражения, приводимые предприятием "ОПТС" в подтверждение своей позиции по данному делу, получили надлежащую правовую оценку со стороны судов и отклонены с подробным изложением причин в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены оспариваемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2020 по делу N А47-4674/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Орское предприятие тепловых сетей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123 данных Правил.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2020 г. N Ф09-5208/20 по делу N А47-4674/2019