Екатеринбург |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А47-757/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Купреенкова В.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга (далее - Управление рекламы) и Администрации города Оренбурга (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.09.2020 по делу N А47-757/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании через Арбитражный суд Оренбургской области приняли участие представители:
Управления рекламы - Богадица И.А. (доверенность от 26.11.2020);
Администрации - Богадица И.А. (доверенность от 12.01.2021);
общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрой" (далее - общество "АльфаСтрой") - Съянова Н.А. (доверенность от 19.11.2020), Найдук В.А. (доверенность от 01.04.2021).
Управление рекламы обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "АльфаСтрой" об урегулировании разногласий при заключении дополнительных соглашений к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Муниципального образования "город Оренбург".
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация.
Решением суда от 18.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление рекламы и Администрация обратились в Арбитражный суд Уральского округа с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе Управление рекламы просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, мотивы суда при вынесении решения об отказе в урегулировании разногласий прямо противоречат его же выводам, сделанных на основе установленных фактов, указанных в постановлении. Управление рекламы указывает на то, что при рассмотрении дела N А47-757/2020 судом апелляционной инстанции необоснованно отказано во внесении определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке по своему усмотрению. Заявитель жалобы полагает, что суды, сделав выводы о неправомерности включения в расчет платы по договору суммы НДС, фактически уклонились от оценки правильности применения в расчетах изменений, внесенных Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795. Управление рекламы считает, что оспариваемыми судебными актами нарушены его права, установленные гражданско-правовыми договорами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на внесение изменений в договоры, нарушают баланс интересов участников гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам торгов.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает на то, что судами необоснованно отказано во внесении определенности в правоотношения сторон и установлении судом условий дополнительных соглашений, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Администрация полагает не верным вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленный расчет в Приложении N 1 к договорам не соответствует Порядку N 795, поскольку плата рассчитана с учетом НДС, в то время, как Порядком N 795 размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" определяется по формуле без НДС. Администрация ссылается на то, что оспариваемыми судебными актами нарушены его права, установленные гражданско-правовыми договорами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на внесение изменений в договоры, нарушают баланс интересов участников гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам торгов. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтен факт передачи на рассмотрение суда разногласий, не урегулированных в досудебном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу общество "АльфаСтрой" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, организатором торгов - Департаментом градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга размещено извещение о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", форма торгов - аукцион, открытый по составу участников; дата начала приема заявок на участие в торгах - 24.12.2013, дата окончания приема заявок на участие в торгах - 14.01.2014; дата подведения итогов рассмотрения заявок на участие в торгах - 21.01.2014; дата проведения торгов - 23.01.2014; торги проводятся по 14 лотам. Приложением к извещению о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" является проект договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - проект договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Согласно пункту 1.1. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, Департамент за плату предоставляет рекламораспространителю право установить и эксплуатировать рекламную конструкцию на территории муниципального образования "город Оренбург", а рекламораспространитель обязуется произвести установку рекламной конструкции, осуществлять ее эксплуатацию и техническое обслуживание для распространении рекламы в строгом соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством в сфере наружной рекламы. Департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (пункту 2.1.3. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций). Рекламораспространитель обязан своевременно вносить в полном объеме плату, определенную пунктом 4.1. настоящего договора. В случае получения от Департамента дополнительного соглашения о перерасчете размера платы по настоящему договору в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы рекламораспространитель обязан подписать полученное дополнительное соглашение в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (пункт 3.2.6. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций). Рекламораспространитель вносит плату по настоящему договору согласно расчету (приложение N 2), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора. Размер годовой платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" и составляет _____ руб. коп. (_______), в том числе НДС (пункт 4.1. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций). В случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и направляется для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).
Приложением N 2 к проекту договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" от N, которым установлена формула расчета платы, подлежащей перечислению по договору: П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где К4 - коэффициент, учитывающий территориальную привязку.
Согласно протоколу о результатах торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" от 23.01.2014 N 4, общество "АльфаСтрой" признано победителем аукциона.
Департаментом (впоследствии Управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации Администрации города Оренбурга) и обществом (рекламораспространитель) 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург".
Заключенные договоры идентичны проекту договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указаны лишь наименование рекламораспространителя (общество "АльфаСтрой"), место установки и эксплуатации рекламной конструкции (пункт 1.2. договоров), тип и вид рекламной конструкции (пункт 1.3. договоров), размер годовой платы по договору (пункт 4.1. договоров).
В приложениях N 2 к названным договорам содержатся расчеты размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции по каждому из договоров.
Решением Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 N 223 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - Порядок N 238).
Согласно указанному Порядку N 238, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций; коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку, в том числе Загородное шоссе - 1,5, иные улицы (проспекты - 1).
Департаментом (впоследствии Управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации Администрации города Оренбурга) и обществом "АльфаСтрой" 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" по каждому из названных договоров определена в соответствии с Порядком N 238.
Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - Порядок N 795), Порядок N 238 признан утратившим силу. Согласно указанному Порядку N 795, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций, коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку, в том числе Загородное шоссе, ул. Цвиллинга - 1,8, ул. Львовская, ул. Транспортная, ул. Автомобилистов, ул. Березка - 1,5, иные улицы (проспекты - 1).
Решением Оренбургского городского Совета от 27.04.2017 N 321 (вступает в силу со дня официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург", дата публикации - 03.05.2017) Порядок N 795 дополнен абзацем следующего содержания: "Размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", изменяется Управлением на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор".
Управлением рекламы 21.11.2019 ответчику направлены на подписание дополнительные соглашения к вышеуказанным договорам в следующей редакции дополнительных соглашений:
"1.На основании Решения Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 года N 795 "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных; конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" (в ред. Решений Оренбургского городского Совета от 09.07.2015 N 1093, от 17.06.2016 N 185, от 31.08.2016 N 217, от 27.04.2017 N 321, от 28.08.2017 N 401, от 24.10.2017 N 416), Федерального закона от 03.08.2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и; 2020 годов", Федерального закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", а также в соответствии с п. 2.1.3, п. 3.2.6., п. 4.4. договора, изменить Приложение N 2 к договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" N от "23" января 2014 года, изложив его в редакции Приложения N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
2. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" N от "23" января 2014 года и вступает в действие с 13 ноября 2019 года.
3. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.".
Обществом "АльфаСтрой" в адрес Управления рекламы 10.12.2019 вх. N 01-23/1015 направило подписанные дополнительные соглашения с протоколами разногласий от 05.12.2019.
Общество "АльфаСтрой" в протоколах разногласий предложил следующую редакцию дополнительных соглашений:
"1. Исключить из текста дополнительного соглашения от 13.11.2019 года пункт 1, предусматривающий изложение приложения N 2 к договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "Город Оренбург" в редакции приложения N 1 к дополнительному соглашению.
2. Исключить приложение N 1 к дополнительному соглашению от 13.11.2019.
3. Пункт 2 дополнительного соглашения от 13.11.2019 года изменить, изложив в следующей редакции: "Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" от 23 января 2014 года и вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами".
4. Внести изменение в приложение N 2 к Договору N 14ц-1076 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" от 23.01.2014, исключив слова "НДС 1456,54 и "с НДС 9548,44".
5. Исключить пункт 2.1.3 из текста Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Оренбург" от 23.01.2014
6. Изложить абзац 2 пункта 4.1. Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Оренбург" от 23.01.2014 в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" без НДС согласно приложению N 2 к настоящему Договору".
Исключить пункт 4.4 из текста Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Оренбург" от 23.01.2014.
Принять Дополнительное соглашение от 13.11.2019 в редакции настоящего протокола разногласий".
В обоснование исковых требований истец указал, что не согласен с протоколами разногласий, представленными ответчиком.
Ссылаясь на то, что договор урегулирования разногласия между сторонами не подписан, согласия между сторонами по данным дополнительным соглашениям не достигнуто, Управление рекламы обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что условиями договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" предусмотрено право Управления в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке путем направления обществу дополнительных соглашений к договорам, наличие правовых актов Оренбургского городского Совета, являются основанием для изменения цены договора путем согласования сторонами условий в дополнительных соглашениях, между тем, предложенные истцом условия не соответствуют нормативному акту, в соответствии с которым изменена плата, также суд отметил, что является неправомерным включение в цену суммы НДС. При этом судом отмечено, что установление судом редакции дополнительного соглашения самостоятельно в соответствии с Порядком N 795, исходя из расчета, приведенного истцом также невозможно, поскольку указанные действия могут привести к нарушению баланса интересов иных лиц, участников торгов. Непринятие судом редакции ответчика (протоколы разногласий к дополнительным соглашениям) содержат требования об изменении самого договора, то есть по сути, самостоятельными требованиями, однако ответчик с соответствующим исковым заявлением в суд не обращался.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Суд округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела, у сторон возникли разногласия при заключении дополнительных соглашений к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Муниципального образования "город Оренбург".
Возникшие между сторонами правоотношения по размещению наружной рекламы на территории муниципального образования подпадают под регулирование Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ).
Как верно установлено судами, рассматриваемый спор является спором о внесении изменений в уже заключенный договор, при рассмотрении которого подлежат применению нормы статей 450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
При этом требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 60 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В рассматриваемом случае судами установлено, что стороны в пункте 4.1 договора согласовали порядок определения размера платы за установку и пользование рекламной конструкцией путем применения нормативного правового акта, регулирующего на территории муниципального образования вопросы установки, размещения рекламных конструкций. Таковым нормативным актом на момент заключения договоров являлся Порядок N 238.
Департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (пункт 2.1.3.) В случае получения от Департамента дополнительного соглашения о перерасчета размера платы по настоящему договору в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы рекламораспространитель обязан подписать полученное дополнительное соглашение или направить протокол разногласий (в случае несогласия с содержанием дополнительного соглашения) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (пункт 3.2.6. в редакции дополнительных соглашений от 20.05.2015) В случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и направляется для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4.).
Как следует из материалов дела Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - Порядок N 795), Порядок N 238 признан утратившим силу.
Решением Оренбургского городского Совета от 27.04.2017 N 321 (вступает в силу со дня официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург", дата публикации - 03.05.2017) Порядок N 795 дополнен абзацем следующего содержания: "Размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", изменяется Управлением на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и
плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор".
При этом в указанных правовых актах не устанавливается цена конкретного договора и периоды внесения платы рекламораспространителем. Такие сведения должны быть указаны Управлением в приложениях N 2 к спорным договорам (абзацы 1 пункта 4.1. договоров).
Из материалов дела усматривается, что направление дополнительных соглашений Управлением вызвано изменениями в нормативном регулировании порядка определения платы за установку и размещение рекламных конструкций, а также увеличением ставки НДС.
Согласно условиям договора, стороны должны руководствоваться установленным размером платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, более того, с учетом приведенных положений стороны не вправе применять другой размер платы, поскольку в таком случае применяемые размеры платы (т.е. условия о цене) будут противоречить нормативному правовому акту органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае, при направлении рекламораспространителю дополнительного соглашения, основанного на изменении нормативного правового акта о порядке расчета размера платы, последний вправе не согласиться с содержанием дополнительного соглашения, направив протокол разногласий (пункты 3.2.6 договора).
Вместе с тем, буквальное толкование положений пунктов 2.1.3, 4.1, 4.4 договоров, с учетом установленного порядка определения размера платы по договору, нормативного регулирования соответствующей сферы правоотношений, определенного органом местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург", позволяет прийти к выводу, что такие несогласия с содержанием дополнительного соглашения могут возникнуть только в том случае, если предлагаемая редакция дополнительного соглашения, вызванная изменением нормативного правового акта, определяющего Порядок расчета размера платы, не соответствует такому нормативному правовому акту. В противном случае у рекламораспространителя отсутствуют основания для отказа от подписания дополнительного соглашения в силу пункта 3.2.6 договора, а применению (при установлении факта направления дополнительного соглашения) подлежат условия договора в измененной дополнительным соглашением редакции.
Таким образом, соглашением сторон (пункт 2.1.3. договора) Управление, в случае нормативного изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета платы, наделено правом на изменение условий договора фактически в одностороннем порядке путем направления дополнительного соглашения об изменении порядка определения платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При этом судами верно указано, что спорная редакция дополнительных соглашений не может быть принята, поскольку представленный расчет в Приложении N 1 к договорам не соответствует Порядку N 795, поскольку плата рассчитана с учетом НДС, в то время, как Порядком N 795 размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" определяется по формуле без НДС.
Довод заявителя относительно необходимости включения НДС являлся предметом исследования судов, и ему дана надлежащая правовая оценка.
На основании пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации исключают из числа объектов налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" статья 143 Налогового кодекса Российской Федерации не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков НДС.
В силу пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 41 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определен порядок участия, в том числе муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Таким образом, как верно указано судами, муниципальное образование реализует свои полномочия через органы местного самоуправления, которые осуществляют права и обязанности участника гражданских правоотношений от имени муниципального образования.
С учетом правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не относится к арендным договорам. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обусловлено требованиями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 1.1. Положения об Управлении по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга" (утв. Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2016 N 146) управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга. Управление заключает от имени Администрации города Оренбурга договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности или на земельном участке, собственность на который не разграничена в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 2.2.10 Положения об Управлении). Управление осуществляет функции главного администратора доходов бюджета города (пункт 2.2.30 Положения об управлении). Управление, являясь органом администрации города Оренбурга и осуществляя управленческие функции в пределах своих полномочий в области размещения объектов наружной рекламы, в том числе по заключению возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования, муниципальное имущество в оперативное управление не получало, при этом плата за возможность установки и эксплуатацию рекламных конструкций вносится владельцами рекламных конструкций в качестве дохода в местный бюджет.
При этом все рекламные конструкции, в отношении которых Комитетом заключены договоры на установку и эксплуатацию, размещены на землях общего пользования, управление и распоряжение которыми осуществляет только орган местного самоуправления в силу положений статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Порядком N 795 установлена годовая базовая ставка платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции с использованием муниципального имущества и корректировочные коэффициенты к ней в зависимости от величины информационного поля, от технического исполнения, от пространственного размещения, для социальной рекламы, для рекламной конструкции, расположенной в центрах деловой активности города.
Таким образом, из порядка N 795 следует, что плата установлена нормативным правовым актом органа местного самоуправления без учета НДС.
Оплата по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций поступает в бюджет муниципального образования. Управление, является главным администратором поступлений доходов в городской бюджет, в том числе по доходам от использования имущества, находящегося в собственности муниципального образования "город Оренбург".
В связи с этим судами сделан правильный вывод о том, что осуществляемая Управлением деятельность по передаче прав на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является предпринимательской, денежные средства по сделкам зачислены в местный бюджет и выручкой Управления не являются, передача прав третьим лицам производилась в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заключение Управлением договора с хозяйствующим субъектом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции подходит под налоговое освобождение, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Окружным судом принимается во внимание и то обстоятельство, что Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 11.03.2021 г. по делу N 2а-5928/2020 (N 33а-1699/2021) признано недействующим с момента оглашения постановление администрации города Оренбурга от 29.12.2012 г. N 3457-п в части слов "в том числе НДС" в пункте 4.1 Приложения к приложению N 1 к постановлению администрации города Оренбурга от 29.12.2012 г. N 3457-п и слов "с НДС" в Приложении N 2 к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Кроме того, судом округа принято во внимание, что Управление фактически согласилось с указанным правовым подходом, так в адрес общества "АльфаСтрой" направлены счета-фактуры и акты об оказании услуг за 1,2,3 кварталы 2018 года, где все суммы указаны без НДС.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив, несоответствие предлагаемого расчета размера платы в дополнительных соглашениях положениям нормативного правого акта, свидетельствующее об отсутствии оснований для понуждения рекламораспространителя к его заключению на приведенных условиях, пришли к выводу, что указанный расчет не приведет условия договоров в соответствие с действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что протоколы разногласий к дополнительным соглашениям, составленные ответчиком, фактически содержат требования об изменении (исключении) условий договоров, вместе с тем, стороны не согласовали в договоре условие о том, что вопрос об изменении платы (стоимости договора) подлежит передаче на рассмотрение суда, пришли к правомерному выводу о том, что истец не доказал наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, для изменения в судебном порядке договора.
Несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств, данной компетентными судами, не является основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка; не подтверждают нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора.
Между тем установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций. Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2019 N 304-ЭС16-4131(6), от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308, от 03.10.2016 N 305-ЭС16-7085, от 24.12.2015 N 304-ЭС15-12643 и др.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, определении от 28.02.2017 N 412-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. Приведенный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 13.09.2016 N 305-ЭС16-7224.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.09.2020 по делу N А47-757/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга и Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, определении от 28.02.2017 N 412-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. Приведенный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 13.09.2016 N 305-ЭС16-7224."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2021 г. N Ф09-3147/21 по делу N А47-757/2020