Екатеринбург |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А47-9273/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Сулейменовой Т. В., Тороповой М. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федюниной Е.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волна" (далее - общество "Волна", заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2020 по делу N А47-9273/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 по тому же делу.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Волна" - Савраева И.Н. (доверенность от 11.01.2021).
Общество "Волна" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании решения от 26.06.2017 N 01-30/3024 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в собственность общества "Волна" недействительным.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области (определением от 08.06.2020 суд произвел замену указанного лица на правопреемника - Министерство природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области), Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2019 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2020 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным уведомление Администрации "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность" от 26.06.2017 N 01- 30/3024.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Волна", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, "не перевод земельного участка из одной категории в другую" не предусмотрен действующим законодательством в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка. Общество "Волна" полагает необоснованными выводы судов о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда, поскольку указанный земельный участок образован из земельного участка 56:21:0000000:454, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, и поставленного на государственный кадастровый учет 25.09.2007, вследствие чего утверждение об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда противоречит требованиям закона. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в соответствии с заключением судебной экспертизы план лесонасаждений и план лесного участка не являются надлежащими документами для рассмотрения вопроса о наложении границ лесничества и спорного земельного участка, поскольку не соответствуют требованиям законодательства. Общество "Волна" утверждает, что в материалах дела имеются доказательства, опровергающие отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, не исследованные судами и не получившие надлежащую правовую оценку. Заявитель жалобы отмечает, что судами первой и апелляционной инстанций в нарушение части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не разрешено требование общества "Волна" об обязании Администрации предоставить спорный земельный участок в собственность заявителю.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Администрацией (арендодатель) и общество "Волна" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 28.03.2011 N 13/56, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, кадастровый номер 56:21:1302001:942, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, южная часть кадастрового квартала 56:21:1302001, разрешенное использование - для расширения зоны отдыха общества "Волна". Срок аренды установлен с 11.03.2011 по 10.03.2016.
Дополнительным соглашением от 22.04.2013 к договору аренды стороны согласовали, что в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180, площадью 4 998 кв. м.
Дополнительным соглашением от 31.07.2015 к договору аренды установлен срок аренды с 11.03.2011 по 10.03.2060.
Обществом "Волна" на земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 возведен и зарегистрирован объект недвижимости - "Домик охотника и рыбака", 1-этажный, с кадастровым номером 56:21:1302001:1992, общей площадью 68,2 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.04.2017.
18.05.2017 общество "Волна" обратилось с заявлением к главе муниципального образования Оренбургский район о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 площадью 4 998 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для отдыха (рекреации), на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация в уведомлении от 26.06.2017 N 01-30/3024 сообщила об отказе в предоставлении в собственность указанного земельного участка.
В обоснование отказа Администрация указала на необходимость обращения общества "Волна" в Правительство Оренбургской области с заявлением о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий местного значения (рекреационные земли), поскольку постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район от 25.07.2014 N 2654-п "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Оренбургский район от 09.10.2012 N 4118-п "Об отнесении земельных участков к особо охраняемым территориям местного значения" земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 (ранее 56:21:1302001:942) отнесен к особо охраняемым территориям местного значения (рекреационного назначения) для организации мест отдыха, спорта и туризма.
Полагая, что отказ от 26.06.2017 N 01-30/3024 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в собственность обществу "Волна" является недействительным, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела, удовлетворяя требования общества "Волна", пришел к выводу о том, что при формировании спорного земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в его границы включены земли лесного фонда, полномочия по распоряжению которыми отнесены к исключительной компетенции Федерального агентства лесного хозяйства. При указанных обстоятельствах администрация не обладала полномочиями по принятию оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с чем уведомление от 26.06.2017 N 01-30/3024 подлежит признанию недействительным.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в обоснование заявленных требований общество "Волна" сослалось на то, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в собственность нарушает права и охраняемые законом интересы общества, являющегося собственником недвижимого имущества, расположенного на таком земельном участке, гарантированные положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Судами первой и апелляционной инстанций верно установлено, что отказывая заявителю в предоставлении с собственность без торгов за плату испрашиваемого земельного участка, Администрация реализовывала административные и иные публично-властные полномочия по применению законов в отношении заявителя.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разрешая вопрос о наличии у заинтересованного лица полномочий на распоряжение земельным участком, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что Администрация на момент издания правовых актов о формировании земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 и отнесении его к категории земель сельскохозяйственного назначения полномочиями на передачу части земель лесного фонда в муниципальную собственность муниципального образования "Оренбургский район", не располагала.
Так, судами правомерно установлено, что в материалах дела имеются документы (План лесонасаждений колхоза им. Ленина, План лесного участка), подтверждающие, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в его границы были включены земли лесного фонда, а именно квартал 2 выдел 18 лесов, ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу абзаца 3 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Исходя из изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о том, что в силу прямого указания закона лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из пунктов 1, 4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение), таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), осуществляющее функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В силу пункта 5.2, подпунктов 5.4.2, 5.4.3 Положения Рослесхоз осуществляет в порядке и пределах, которые определены законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности, в том числе осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на момент издания правовых актов о формировании земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 и отнесении его к категории земель сельскохозяйственного назначения, документами, подтверждающими волеизъявление Российской Федерации в лице Рослесхоза на передачу части земель лесного фонда в муниципальную собственность, не располагала.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены на основании следующего.
Из представленного заявителем письма ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области от 26.06.2014 следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 образован из земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 56:21:0000000:454, имеющий следующие характеристики: площадь 4456235 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства; сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 внесены в государственный кадастр недвижимости 18.03.2009; сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:942, площадью 4 998 кв. м, образованном в результате раздела с сохранением исходного участка 56:21:0000000:454 в измененных границах, внесены в государственный кадастр недвижимости 23.03.2009 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет в строгом соответствии с межевым планом.
Из письма Администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 08.11.2017 N 587, следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположен в рекреационной зоне в соответствии с генеральным планом, утвержденным 22.02.2013 (с внесением изменений 26.07.2017).
Вместе с тем при исследовании обстоятельств настоящего спора судами верно установлено, что сведения Единого государственного реестра недвижимости противоречат сведениям государственного лесного реестра.
Так, из представленных Администрацией свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенной использование: ведение лесного хозяйства, общая площадь 20 га, адрес объекта: Оренбургская область, Оренбургский административный район, ГУ "Оренбургское лесничество": леса ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина, квартал N 2, выдел 18 (кадастровый (или условный) номер: 56-56- 01/137/2009-136; копии Перспективного плана ведения лесного хозяйства колхоза им. Ленина; копии плана лесонасаждений Колхоза им. Ленина следует, что спорный земельный участок принадлежит к землям лесного фонда.
Кроме того, указанное обстоятельство также подтверждается ответом Министерства лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области от 31.07.2017 N 39/2544, письмом Министерства лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области от 17.11.2017 N 39/4029-иск, вследствие чего, по мнению Министерства, Администрация неправомерно включила в границы муниципального образования земли лесного фонда, установив категорию земель: земли сельскохозяйственных назначений.
Определениями Арбитражного суда Оренбургской области от 03.05.2018, от 04.05.2018 суд обязал Министерство лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области предоставить в материалы дела лесоустроительные планшеты ГУ "Оренбургское лесничество" и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области представить регистрационное дело на земельный участок с условным номером 56-56-01/137/2009-136.
Из письма Министерства лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области от 16.05.2018 усматривается, что лесоустроительных планшетов ГУ "Оренбургское лесничество" в отношении участка земель лесного фонда, расположенных в выделе 18 квартал N 2 земель лесного фонда, ранее принадлежавших колхозу им. Ленина, не имеется. 15.05.2018 от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области поступила копия дела правоустанавливающих документов на земельный участок.
В соответствии с представленным заявителем заключением кадастрового инженера Коротковой Д.С. земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 расположен в рекреационной зоне на землях сельскохозяйственного назначения, и его границы не накладываются на земельный участок с кадастровым номером 56:21:0000000:4962 (соответствующий условному номеру: 56-56-01/137/2009-136), что подтверждается Генеральным планом муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
В свою очередь из представленного Министерством лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области оригинала заключения кадастрового инженера И.М. Новичкова от 15.05.2018, выполненного по результатам анализа выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180, данных космоснимка от 09.2017, градостроительных документов Ленинского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области п. Ленина - генерального плана, карты функциональных зон Ленинского сельсовета (фрагмент поселения) с изменениями от 26.07.2017, данных публичной кадастровой карты, плана лесонасаждений колхоза им. Ленина Оренбургского района Оренбургской области, лесоустройства 1978 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 расположен в пределах лесного участка с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский административный район, ГУ "Оренбургское лесничество: леса, ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина, квартал N 2, выдел 18.
В связи с необходимостью сопоставления (совмещения) кадастрового плана территории с картографическими материалами лесоустройства, требующего специальных познаний, по ходатайству заявителя судом первой инстанции назначена землеустроительная судебная экспертиза по делу, проведение которой поручено автономной некоммерческой организации "Центр судебных экспертиз" с целью соотнесения расположения земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 площадью 4 998 кв. м с расположением земель лесного фонда, входящих в ГКУ "Оренбургское лесничество" (леса ранее находившееся во владении колхоза им. Ленина, квартал 2, выдел 18) и выяснения ответа на вопрос о том, расположен ли спорный земельный участок на территории земель лесного фонда, полностью или частично.
В материалы дела представлено заключение эксперта N 087-АНО-2018, согласно которому соотнести расположение земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 с расположением земель лесного фонда, входящих в состав ГКУ "Оренбургское лесничество" (леса ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина, квартал 2, выдел 18) не представляется возможным. Ввиду отсутствия в представленных документах сведений о точном местоположении границ лесного фонда (в отношении участка лесного фонда, расположенных в выделе 18 квартал N 2 земель лесного фонда, ранее принадлежавших колхозу им. Ленина), а также ввиду того, что границы земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 не закреплены на местности, натурное обследование по месту расположения объекта не проводилось, выезд не осуществлялся. Исследование проводилось камеральным способом на основании предоставленных судом на исследование документов, а также данных единого государственного реестра недвижимости, а именно справочной информации по объектам недвижимости в режиме "online" и публичной кадастровой карты. Для ответа на поставленный вопрос экспертами был проведен анализ лесного законодательства за период с 1968 года по настоящее время, сделан вывод, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Согласно выводам экспертов доказательствами, подтверждающими отнесение исследуемого земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
По результатам анализа карты-схемы Оренбургского лесничества, являющейся приложением к Лесохозяйственному регламенту Оренбургского лесничества, экспертами сделан вывод о том, что территория земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 не включена в границы земель лесного фонда, из выкопировок карт-схем Лесохозяйственного Регламента следует, что лесные участки расположены на противоположном берегу р.Сакмара от земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180. Экспертами также сделан вывод о том, что План лесонасаждений и План лесного участка не являются надлежащими документами для рассмотрения вопроса о наложении границ лесничества и спорного земельного участка, так как не соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем определить точное местоположение границ лесного участка и сопоставить с границами исследуемого участка 56:21:1302001:1180 не представляется возможным.
При исследовании обстоятельств настоящего спора, руководствуясь положениями статей 83, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", суды верно установили, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 к землям лесного фонда является также выписка из государственного лесного реестра от 06.07.2020, выкопировка из таксационного описания и ведомости поквартальных итогов площадей и запасов Комсомольского участкового лесничества КГУ "Оренбургское лесничество", выкопировка из Плана 2 лесонасаждений Комсомольского участкового лесничества КГУ "Оренбургское лесничество".
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акта от 17.05.2019 N 3 о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, которым введены в действие материалы лесоустройства 2016 года, свидетельства о государственной регистрации права от 01.07.2009, заключения кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Региональный кадастровый центр", согласно которому спорный земельный участок расположен в пределах лесного массива (данные космоснимка от сентября 2017 года) и леса (данные карты функциональных зон), а также информации из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что совокупность представленных в материалы дела доказательств позволяет сделать вывод о том, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 в его границы были включены земли лесного фонда, вследствие чего спорный земельный участок относится к федеральной собственности.
Кроме того, судами правомерно принято во внимание, что в отношении оспариваемого земельного участка 30.05.2018 было проведено заседание межведомственной рабочей группы с участием представителей разных структур и проведена проверка соблюдения законности возникновения права на земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180, по результатам которых было определено, что по результатам совмещения данных публичной кадастровой карты и сведений государственного лесного реестра следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1180 фактически расположен на землях лесного фонда ГКУ "Оренбургское лесничество" (леса, ранее находившиеся во владении колхоза им. Ленина квартал 2 выдел 18).
На основании изложенного, принимая во внимание, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью, вследствие чего у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия на распоряжение таким земельным участком, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для признания недействительным уведомления Администрации "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность" от 26.06.2017N 01-30/3024.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, заявителем в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доводы заявителя кассационной жалобы в указанной части отклоняются судом кассационной инстанции по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Более того, судами верно установлено и материалами дела подтверждено, что площадь испрашиваемого обществом "Волна" земельного участка (4 998 кв. м) в 73 раза превышает площадь расположенного на нем и принадлежащего заявителю объекта (68,2 кв. м.). На основании изложенного суды обоснованно пришли к выводу о том, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка не является необходимой для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций в нарушение части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не разрешено требование общества "Волна" об обязании Администрации предоставить спорный земельный участок в собственность заявителю, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку с учетом наличия в материалах дела доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Администрации полномочий на распоряжение спорным земельным участком, указанное обстоятельство не привело и не могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании пункта 12 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 3000 руб.
Соответственно, государственная пошлина за рассмотрение настоящей кассационной жалобы составляет 1500 руб.
Поскольку обществом "Волна" при подаче кассационной жалобы платежным поручением N 10 от 09.04.2021 уплачено 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2020 по делу N А47-9273/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волна" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Волна" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 10 от 09.04.02021.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, заявителем в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доводы заявителя кассационной жалобы в указанной части отклоняются судом кассационной инстанции по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Более того, судами верно установлено и материалами дела подтверждено, что площадь испрашиваемого обществом "Волна" земельного участка (4 998 кв. м) в 73 раза превышает площадь расположенного на нем и принадлежащего заявителю объекта (68,2 кв. м.). На основании изложенного суды обоснованно пришли к выводу о том, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка не является необходимой для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394).
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2021 г. N Ф09-8475/19 по делу N А47-9273/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8475/19
18.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15305/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9273/17
27.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8475/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8475/19
02.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10851/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9273/17