Екатеринбург |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А60-58073/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Водный союз" (далее также - АО "Водный союз", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2021 по делу N А60-58073/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, приняли участие представители:
АО "Водный союз" - Аристова Т.В. (доверенность от 01.06.2021),
Уральского межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора, Управление) - Сивкова С.В. (доверенность от 25.12.2020).
Акционерное общество "Водный союз" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным вынесенного Управлением предписания от 12.08.2020 N 333-01 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 (абзац 2), 7 (абзац 2).
Решением суда от 03.02.2021 (судья Ремезова Н.И.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 (судьи Риб Л.Х., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе акционерное общество "Водный союз" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Судом не принято во внимание, что оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом при отсутствии доказательств нарушения заявителем обязательных требований, без наличия установленных законом оснований. При этом указывает, что предписание заведомо невыполнимо, не отвечает требованиям ясности и определенности.
Полагает, что вывод о превышениях нормативов допустимого сброса веществ по концентрациям, представленных АО "Водный Союз" с расчетом НДС, является неверным, так как нормативы допустимого сброса веществ по концентрациям в Декларации о воздействии на окружающую среду объекта отсутствуют.
Настаивает на невозможности отбора проб сточных вод 12 раз в год, по причине полного перемерзания водного объекта в осенне-зимний период.
Указывает, что превышение объема водоотведения сточных вод в водный объект р. Плоская в 1 квартале 2020 г. на 0,260 тыс. м3 является не результатом деятельности АО "Водный Союз", а обстоятельством непреодолимой силы.
Оспаривая нарушения, изложенные в пунктах 6 (абзац 2) и 7 (абзац 2) предписания, общество настаивает на правильности выполненных им расчетов НДС, полагает, что изложенные в расчетах сведения не искажают экологическую информацию, в то же время Управлением в предписании не приведено нормативного обоснования обязанности заявителя при расчете НДС применять часовой среднегодовой расход из решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 06.07.2020 N 657 Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении акционерного общества "Водный союз" проведена плановая выездная проверка, по результатам которой обществу выдано предписание N 333-01 от 12.08.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Как указано в пунктах 1, 2, 3, 5 предписания, общество в нарушение требований ч. 2, 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс), ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) осуществляет сброс сточных вод и (или) дренажных вод с превышением нормативов допустимого сброса веществ по концентрации (мг/дм3), представленных с декларацией о воздействии на окружающую среду объекта (Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов), поступающих в:
- в поверхностный водный объект р. Черную с очистных сооружений канализации г. Кургана (пункт 1);
- в поверхностный водный объект ручей без названия с очистных сооружений канализации п. Керамзитный (пункт 2);
- в поверхностный водный объект р. Плоская с очистных сооружений канализации г. Куртамыша (пункт 3);
- в поверхностный водный объект Курганское водохранилище на р. Тобол на выпуске N 1 после фильтров и N 2 после отстойников Арбинских очистных сооружений (пункт 5), что может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
В пункте 4 предписания отражено, что АО "Водный Союз" в нарушение ст. 11, 22, ч. 1 ст. 44, п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса при использовании р. Плоская с целью сброса сточных вод с очистных сооружений канализации г. Куртамыша, нарушает условия использования водного объекта, установленные пунктом 2.3 (подп. 5 и 11) решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2018-00333/00 от 17.04.2018, а именно: 1) нарушает периодичность проведения наблюдений за качеством поверхностных вод водного объекта р. Плоской, предусмотренную программой ведения регулярных наблюдений; 2) в 1 квартале 2020 года превышен объем сброса сточных вод в р. Плоская, установленный поквартальным графиком сброса сточных вод.
В пунктах 6 (абзац 2), 7 (абзац 2) предписания отражено нарушение требований ч. 9 ст. 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ в отношении объектов:
Пункт 6 (абзац 2):
Сведения, представленные в Расчете нормативов допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в ручей без названия с очищенными сточными водами от очистных сооружений канализации пос. Керамзитный с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000145-П являются недостоверными, а именно: для расчета нормативов допустимых сбросов (г/час) принят максимальный часовой расход сточных вод 23,3 м3/час, что не соответствует установленному п. 10 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2020-01080/00 от 20.01.2020 максимальному часовому расходу: не превышение объема сброса сточных вод 0,0194 тыс.м3 в час (19,4м3/час).
Пункт 7 (абзац 2):
Сведения, представленные в Расчете нормативов допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000130-П являются недостоверными, а именно: для расчета нормативов допустимых сбросов (г/час) принят максимальный часовой расход после фильтров 1650 м3/час, после отстойников 200 м3/час, что не соответствует установленному п. 10 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Х-РСВХ-С-2020-01104/00 от 07.05.2020 максимальному часовому расходу: не превышение объема сброса сточных вод 0,411 тыс. м3 в час; выпуск N 1 (после фильтров) - 0,36 тыс. м3 в час, выпуск N 2 (после отстойников) - 0,05 тыс. м3 в час.
Не согласившись с предписанием в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Не установив совокупность оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого предписания недействительным, суды оставили заявленные требования без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Приняв во внимание положения абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона N 7-ФЗ, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, суды обоснованно заключили, что оспариваемое предписание вынесено Управлением Росприроднадзора в пределах предоставленных данному органу полномочий.
При рассмотрении дела суды установили, что оспариваемым предписанием N 333-01 от 12.08.2020 на общество возложена обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений требований Водного кодекса (ст. ст. 11, 22, ч. 2, 4 ст. 35, п. 5 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60), Федерального закона N 7-ФЗ (ч. 9 ст. 31.2 ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса.
В силу пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре (часть 5 статьи 23 Водного кодекса).
Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, содержание такого решения и порядок его принятия прописаны в ст. 21 - 23 Водного кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Водного кодекса решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно статье 22 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1).
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 35 Водного кодекса нормативы допустимого воздействия (нормативы допустимых сбросов) на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 55 Водного кодекса).
Согласно п. 1, п. 2, пп. "е" п. 3, п. 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Водопользователем мероприятия по охране водного объекта осуществляются в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ.
В части 1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений и сооружений, при этом использующие в процессе своей деятельности водные объекты, в том числе для целей сброса в них сточных вод, обязаны соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществлять мероприятия по охране водных объектов.
В ходе проверки установлено, что использование водных объектов с целью сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект АО "Водный Союз" осуществляло на основании следующих разрешительных документов:
ОКС г. Кургана (р. Черная) - на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 24.08.2018 г. N 45-14.01.05.004-Р-РСВХ-С-2018-00358/00, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, с установленным сроком водопользования до 20.07.2023 и Разрешение N 1006 (К) на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 16.08.2018, выдано Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, сроком действия с 16.08.2018 по 20.07.2023. Разрешением N 1006 (К) на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 16.08.2018 года, АО "Водный Союз" установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса, по выпуску сточных вод в реку Черная;
ОКС пос. Керамзитный (ручей без названия) - в период с августа по декабрь 2019 года на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2018-00330 от 16.04.2018, срок водопользования установлен с 16 апреля 2018 года до 31 декабря 2019. В период с января 2020 года и на момент проведения проверки на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 20.01.2020 N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2020-01080/00, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, с установленным сроком водопользования до 31.12.2024 года, Декларации о воздействии на окружающую среду объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 37-145-000145-П. С Декларацией о воздействии на окружающую среду представлен Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в ручей без названия с очищенными сточными водами от очистных сооружений канализации п. Керамзитный;
ОКС г. Куртамыш (р. Плоская) - на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17.04.2018 N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2018-00333/00 выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (срок водопользования с 17.04.2018 до 15.12.2022), Декларации о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000143-П, представленной в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора. С Декларацией о воздействии на окружающую среду представлен Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов;
Арбинские водозаборные сооружения, расположенные по адресу: г. Курган, мкрн. Арбинка - на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 07.05.2020 N 45-14.01.05.003-Х-РСВХ-С-2020-01104/00, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, с установленным сроком водопользования до 30.04.2021 года. Декларация о воздействии на окружающую среду объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - водозаборные сооружения у д. Арбинка, код объекта 37-0145-000130-П, категория - II впервые была представлена в Управление 17.05.2019, актуализированная редакция представлена АО "Водный Союз" 29.05.2020, вх. N 10412. С декларацией о воздействии на окружающую среду представлены Расчеты нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений.
Расчетами НДС к Декларации заявителю установлены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ на выпуске сточных вод.
Форма Расчета нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов содержит два лимитирующих показателя - масса загрязняющего вещества (нормируется ежеквартально и за год) и утвержденный норматив допустимого сброса веществ (концентрация) мг/ мд3.
Масса загрязняющего вещества рассчитывается на основании его концентрации в сточных водах, путем умножения ее на объем сточных вод, с целью произведения с ее помощью расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду, которые должны быть предоставлены территориальный орган Росприроднадзора, и использованы для осуществления платежей в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ.
Концентрации (мг/мд') загрязняющих веществ на выпусках в водный объект АО "Водный Союз", как и другим водопользователям, не выполняющих серьезных водоохранных мероприятий по улучшению качества очистки сточных вод, установлены в пределах норматива ДС.
Данный лимитирующий показатель установлен в соответствии с расчетами по Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 года N 333.
Расчетом нормативов допустимого сброса посредством проведенных наблюдений определены такие концентрации (и как производное массы) загрязняющих веществ, которые при учете водности реки, скорости ее течения, возможного разбавления стоков не позволит нанести вред приемнику сточных вод. При этом надо учитывать, что даже разовое превышение, установленных АО "Водный Союз" концентраций может нанести вред качеству воды.
Установленные расчетами НДС к Декларации, нормативы допустимого сброса веществ (мг/ мд1) как значится в самих документах, являются не среднегодовыми, а допустимыми и максимальными, а это значит, что ни разовые, ни среднемесячные, ни среднегодовые фактические концентрации загрязняющих веществ не должны их превышать.
На основании вышеизложенного, несоблюдение норматив допустимого сброса веществ (мг/ мд) в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты влечет их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Ввиду того, что нормативы допустимого сброса разработаны самим предприятием, приняты к исполнению и не оспаривались, общество обязано соблюдать Нормативы, условия, предусмотренные решением о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии со статьями 56, 60, 35 Водного кодекса, статьями. 34, 39 Федерального закона N 7-ФЗ.
По результатам отбора проб на выпусках в поверхностные водные объекты (ОКС г. Кургана (р. Черная), расположенные по адресу: г. Курган, ул. Омская, 152; ОКС пос. Керамзитный (ручей без названия) расположенные по адресу: г. Курган, п. Керамзитный, ул. Стройиндустрии, 6; ОКС г. Куртамыш (р. Плоская) расположенные по адресу: Курганская область, г. Куртамыш, ул. Красноармейская, 130; Арбинские водозаборные сооружения, расположенные по адресу: г. Курган, мкрн. Арбинка)., Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Курганской области представлены результаты анализов, из которых следует, что сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект осуществляется с превышением нормативов допустимого сброса, установленных разрешительными документами.
В ходе проверки установлено, что АО "Водный Союз" при использовании р. Плоская с целью сброса сточных вод с очистных сооружений канализации г. Куртамыша, нарушает условия использования водного объекта, установленные п.п. 5) и п.п. 11) п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2018-00333/00 от 17.04.2018.
Подпунктом 5 пункта 2.3 настоящего решения определено ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по Программе, согласованной с отделом водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления по Курганской области, а также представление в установленные сроки результатов этих наблюдений в указанный территориальный орган.
Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной для р. Плоская разработана и утверждена АО "Водный Союз", согласована с Отделом водных ресурсов Нижне-Обского БВУ по Курганской област, является неотъемлемым приложением к решению о предоставлении водного объекта в пользование, действует в течение всего периода действия разрешительного документа.
Пунктом 7.1 Программы предусмотрено проведение наблюдений за качеством поверхностной воды в р. Плоская 12 раз в год (ежемесячно). Пунктом 5 Программы определены виды наблюдений за водным объектом: наблюдения за гидрохимическими показателями водного объекта (взвешенные вещества, растворенный кислород, БПК полн., аммоний-ион, нитрит-ион, нитрат-ион, фосфаты (по Р), нефтепродукты, анионоактивные СПАВ (АПАВ), сульфаты, хлориды, железо, ХПК, рН) в виде отбора проб поверхностных вод р. Плоская, анализ должен проводиться аккредитованной испытательной лабораторией АО "Водный Союз".
АО "Водный Союз" представлены протоколы испытаний воды природной поверхностной из р. Плоской за период 2018-2020 годы, из которых следует, что обществом не проводятся ежемесячные наблюдения за водным объектом р. Плоская.
Отклоняя доводы общества о том, что в осенне-зимний период отбор проб проводить невозможно в связи с промерзанием р. Плоская апелляционная коллегия исходила из того, что отбор проб не производился и в период с ноября по апрель включительно. Доказательств того, что в течение всего периода, в котором не производился отбор проб р. Плоская промерзла, не имеется.
Кроме того судами отмечено, что при проведении отбора проб поверхностных вод предусмотрена возможность отбора проб воды со льда с использованием ледовых буров. ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" не установлены ограничения по температурному режиму при проведении отбора проб воды.
Таким образом, невозможность исполнения обязанности, предусмотренной решением о предоставлении водного объекта в пользование и Программой наблюдений, обществом не доказана.
В ходе проверки также установлено, что АО "Водный Союз" в 1 квартале 2020 года в нарушение условий пользования водным объектом, предусмотренных Разрешением N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2018-00333/00 от 17.04.2018, превышен объем сброса сточных вод в р. Плоская, утвержденный поквартальным графиком сброса сточных вод.
В соответствии с графиком объема сброса на 2020 год сброс сточных вод за 1 квартал 2020 года не должен превышать 15,0 тыс. м3. Согласно представленным обществом в ходе проверки сведениям, полученным в результате учета объема сброса сточных (дренажных) вод (Журнал учета расхода сточных вод на очистных сооружениях г. Куртамыш ОП "Куртамышское" АО "Водный Союз") фактический объем сточных вод, отведенных с очистных сооружений канализации в 1 квартале 2020 года составил 15260 м3.
Проанализировав доводы общества о том, что с учетом установленного в Разрешении суточного (192,82 м3/ сут.) и годового (70, 38 тыс. м3/год) разрешенного объема сточных вод нарушение обществом не допущено, апелляционный суд справедливо заключил, что данные доводы установленный факт нарушения не опровергают, поскольку в соответствии с Разрешением общество обязано выполнять график объема сбросов сточных вод, которым предусмотрен допустимый поквартальный объем.
Доводы заявителя о превышении показателей графика сброса сточных вод с очистных сооружений канализации г. Куртамыша в связи с паводковой ситуацией, отсутствием ливневой канализации в г. Курашим, не нашли своего документального подтверждения.
Как отметили суды, обществом не доказано, каким образом обстоятельства, на которые он указывает, повлияли на увеличение объема сбросов сточных вод.
Обществу предписано устранить нарушение, выразившееся в предоставлении недостоверных сведений в Расчете нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в ручей без названия с очищенными сточными водами от очистных сооружений канализации п. Керамзитный с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000145-П, а именно для расчетов нормативов допустимых сбросов (г/час) принят максимальный часовой расход сточных вод 23,3 м3/час, что не соответствует подп. 10 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 20.01.2020 г. N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2020-01080/00: не превышение объема сброса сточных вод 0,0194 тыс. м3 в час (19,4 м3/час) (абзац 2 пункта 6).
Сведения, представленные в Расчете нормативов допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000130-П являются недостоверными, а именно: для расчета нормативов допустимых сбросов (г/час) принят максимальный часовой расход после фильтров 1650 м3/час, после отстойников 200 м3/час, что не соответствует установленному п. 10 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Х-РСВХ-С-2020-01104/00 от 07.05.2020 г. максимальному часовому расходу: не превышение объема сброса сточных вод 0,411 тыс. м3 в час; выпуск N 1 (после фильтров) - 0,36 тыс. м3 в час, выпуск N 2 (после отстойников) - 0,05 тыс. м3 в час. (абзац 2 пункта 7).
Оспаривая нарушения, общество указывало, что расчеты НДС выполнены в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Приказ МПР России от 17.12.2007 N 333.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 22, ч. 2, 4 ст. 35 Водного кодекса нормативы допустимых сбросов определяются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 25 Методики разработки нормативов величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных, в том числе дренажных вод на допустимую концентрацию загрязняющего вещества. При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение допустимой концентрации загрязняющего вещества, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований Методики, а затем определяется норматив допустимого сброса (НДС г/час).
Учитывая, что выполненные водопользователем Расчеты нормативов допустимых сбросов по вышеуказанным водным объектов выполнены с нарушением условий, предусмотренных подп. 10 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование, данные нарушения правомерно включены Управлением в оспариваемое предписание как обязательные для устранения в установленный срок.
Вопреки доводам общества, суды установили, что оспариваемое предписание является реально исполнимым, содержит законные требования, конкретные указания и четкие формулировки.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о том, что заявителем в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения ими прав и законных интересов общества, оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имелось.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2021 по делу N А60-58073/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Водный союз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"АО "Водный Союз" представлены протоколы испытаний воды природной поверхностной из р. Плоской за период 2018-2020 годы, из которых следует, что обществом не проводятся ежемесячные наблюдения за водным объектом р. Плоская.
Отклоняя доводы общества о том, что в осенне-зимний период отбор проб проводить невозможно в связи с промерзанием р. Плоская апелляционная коллегия исходила из того, что отбор проб не производился и в период с ноября по апрель включительно. Доказательств того, что в течение всего периода, в котором не производился отбор проб р. Плоская промерзла, не имеется.
Кроме того судами отмечено, что при проведении отбора проб поверхностных вод предусмотрена возможность отбора проб воды со льда с использованием ледовых буров. ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" не установлены ограничения по температурному режиму при проведении отбора проб воды.
...
Оспаривая нарушения, общество указывало, что расчеты НДС выполнены в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Приказ МПР России от 17.12.2007 N 333.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 22, ч. 2, 4 ст. 35 Водного кодекса нормативы допустимых сбросов определяются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2021 г. N Ф09-5564/21 по делу N А60-58073/2020