Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2021 г. N Ф09-5564/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А60-58073/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя акционерного общества "Водный союз": Аристова Т.В., доверенность от 29.05.2020, диплом, паспорт;
от заинтересованного лица Уральского межрегионального управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Сивкова С.В., доверенность от 25.12.2020, диплом, паспорт; Макарова Е.В., доверенность от 25.12.2020, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Водный союз"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 февраля 2021 года по делу N А60-58073/2020,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению акционерного общества "Водный союз" (ИНН 4501158733, ОГРН 1104501002209)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
о признании недействительным в части предписания N 333-01 от 12.08.2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Водный союз" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным вынесенного Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора, Управление) предписания от 12.08.2020 N 333-01 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 (абзац 2), 7 (абзац 2).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2021 (резолютивная часть объявлена 02.02.2021) в удовлетворении требований отказано.
Общество с принятым судом первой инстанции решением не согласилось, обжаловало его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что оспариваемое предписание выдано в отсутствие доказательств нарушения обществом обязательных требований, возлагает на общество обязанности, не предусмотренные законом; полагает, что предписание в оспариваемой части не отвечает требованию определенности, является неисполнимым.
По пунктам 1, 2, 3, 5 предписания общество в жалобе, оспаривая выводы о превышениях допустимого сброса веществ по концентрациям, указывает, что Нормативы допустимого сброса (НДС), представленные с Декларацией о воздействии на окружающую среду по объектам, выполнены в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Приказ МПР России от 17.12.2007 N 333.
Оспаривая законность пункта 4 предписания общество настаивает на доводах о неисполнимости предписания, поскольку производство отбора проб сточных вод в осенне-зимний период невозможно в связи с промерзанием водного объекта, что подтверждено соответствующими актами. Общество настаивает, что превышение показателей графика сброса сточных вод в 1 квартале 2020 года с очистных сооружений канализации г. Куртамыша произошло в связи с паводковой ситуацией, а не в связи с деятельностью общества, нарушений условий использования водного объекта, предусмотренных разрешением от 17.04.2018, обществом не допущено.
Оспаривая нарушения, изложенные в пунктах 6 (абзац 2) и 7 (абзац 2) предписания, общество настаивает на правильности выполненных им расчетов НДС, полагает, что изложенные в расчетах сведения не искажают экологическую информацию, в то же время Управлением в предписании не приведено нормативного обоснования обязанности заявителя при расчете НДС применять часовой среднегодовой расход из Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Управление Росприроднадзора представило отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, поддерживает выводы суда, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видео-конференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Курганской области, которым удостоверены личность и проверены полномочия участвующих в судебном заседании представителей сторон.
Участвующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа от 06.07.2020 N 657 Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении акционерного общества "Водный союз" проведена плановая выездная проверка, по результатам которой обществу выдано предписание N 333-01 от 12.08.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Как указано в пунктах 1, 2, 3, 5 предписания, общество в нарушение требований ч. 2,4 ст. 35, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации (Водный кодекс), ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Федеральный закон N 7-ФЗ) осуществляет сброс сточных вод и (или) дренажных вод с превышением нормативов допустимого сброса веществ по концентрации (мг/дм3), представленных с декларацией о воздействии на окружающую среду объекта (Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов), поступающих в:
- в поверхностный водный объект р. Черную с очистных сооружений канализации г. Кургана (пункт 1);
- в поверхностный водный объект ручей без названия с очистных сооружений канализации п. Керамзитный (пункт 2);
- в поверхностный водный объект р. Плоская с очистных сооружений канализации г. Куртамыша (пункт 3);
- в поверхностный водный объект Курганское водохранилище на р. Тобол на выпуске N 1 после фильтров и N 2 после отстойников Арбинских очистных сооружений (пункт 5), что может повлечь из загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
В пункте 4 предписания отражено, что АО "Водный Союз" в нарушение ст.ст. 11, 22, ч. 1 ст. 44, п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса при использовании р. Плоская с целью сброса сточных вод с очистных сооружений канализации г. Куртамыша, нарушает условия использования водного объекта, установленные пунктом 2.3 (подп. 5 и 11) Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003- Р-РСВХ-С-2018-00333/00 от 17.04.2018, а именно: 1) нарушает периодичность проведения наблюдений за качеством поверхностных вод водного объекта р. Плоской, предусмотренную программой ведения регулярных наблюдений; 2) в 1 квартале 2020 года превышен объем сброса сточных вод в р. Плоская, установленный поквартальным графиком сброса сточных вод.
В пунктах 6 (абзац 2), 7 (абзац 2) предписания отражено нарушение требований ч. 9 ст. 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ в отношении объектов:
Пункт 6 (абзац 2):
Сведения, представленные в Расчете нормативов допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в ручей без названия с очищенными сточными водами от очистных сооружений канализации пос. Керамзитный с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000145-П являются недостоверными, а именно: для расчета нормативов допустимых сбросов (г/час) принят максимальный часовой расход сточных вод 23,3 м3/час, что не соответствует установленному п. 10 п. 2. 3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2020-01080/00 от 20.01.2020 г. максимальному часовому расходу: не превышение объема сброса сточных вод 0,0194 тыс.м3 в час (19,4м3/час).
Пункт 7 (абзац 2):
Сведения, представленные в Расчете нормативов допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000130-П являются недостоверными, а именно: для расчета нормативов допустимых сбросов (г/час) принят максимальный часовой расход после фильтров 1650 м3/час, после отстойников 200 м3/час, что не соответствует установленному п. 10 п.2. 3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Х-РСВХ-С-2020-01104/00 от 07.05.2020 г. максимальному часовому расходу: не превышение объема сброса сточных вод 0,411 тыс.мЗ в час; выпуск N 1 (после фильтров) - 0,36 тыс.мЗ в час, выпуск N 2 (после отстойников) - 0,05 тыс. м3 в час.
Не согласившись с предписанием в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Не установив совокупность оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого предписания недействительным, суд первой инстанции оставил заявленные требования без удовлетворения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении требований о признании недействительным предписания в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, оценка законности оспариваемого предписания, нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено предписание.
На основании абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона N 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 5.1.5 упомянутого Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения N 400).
Полномочия Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению государственного экологического надзора закреплены в пункте 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Управлением Росприроднадзора в пределах предоставленных данному органу полномочий.
Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием N 333-01 от 12.08.2020 на общество возложена обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений требований Водного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 11, 22, ч. 2,4 ст. 35, п. 5 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60), Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ч. 9 ст. 31.2 ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39).
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 9 Водного кодекса юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Водного кодекса.
Согласно ч. 1, 3 ст. 11 Водного кодекса право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В целях сброса сточных вод право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре (часть 5 статьи 23 Водного кодекса).
Предоставление водного объекта в пользование на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, содержание такого Решения и порядок его принятия прописаны в ст. 21 - 23 Водного кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Водного кодекса решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 22 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 35 Водного кодекса нормативы допустимого воздействия (нормативы допустимых сбросов) на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 2 ст. 55 Водного кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, п. 2, пп. "е" п. 3, п. 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Водопользователем мероприятия по охране водного объекта осуществляются в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений и сооружений, при этом использующие в процессе своей деятельности водные объекты, в том числе для целей сброса в них сточных вод, обязаны соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществлять мероприятия по охране водных объектов.
В ходе проверки установлено, что использование водных объектов с целью сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект АО "Водный Союз" осуществляло на основании следующих разрешительных документов:
ОКС г.Кургана (р.Черная) - на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 24.08.2018 г. N 45-14.01.05.004-Р-РСВХ-С-2018-00358/00, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, с установленным сроком водопользования до 20.07.2023 и Разрешение N 1006 (К) на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 16.08.2018, выдано Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, сроком действия с 16.08.2018 по 20.07.2023. Разрешением N 1006 (К) на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 16.08.2018 года, АО "Водный Союз" установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса, по выпуску сточных вод в реку Чёрная;
ОКС пос. Керамзитный (ручей без названия) -в период с августа по декабрь 2019 на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2018-00330 от 16.04.2018, срок водопользования установлен с 16 апреля 2018 года до 31 декабря 2019. В период с января 2020 года и на момент проведения проверки на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 20.01.2020 N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2020-01080/00, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, с установленным сроком водопользования до 31.12.2024 года, Декларации о воздействии на окружающую среду объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 37-145-000145-П. С Декларацией о воздействии на окружающую среду представлен Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в ручей без названия с очищенными сточными водами от очистных сооружений канализации п. Керамзитный;
ОКС г.Куртамыш (р.Плоская) - на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17.04.2018 N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2018-00333/00 выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (срок водопользования с 17.04.2018 до 15.12.2022), Декларации о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000143-П, представленной в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора. С Декларацией о воздействии на окружающую среду представлен Расчёт нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов;
Арбинские водозаборные сооружения, расположенные по адресу: г.Курган, мкрн. Арбинка - на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 07.05.2020 N 45-14.01.05.003-Х-РСВХ-С-2020-01104/00, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, с установленным сроком водопользования до 30.04.2021 года. Декларация о воздействии на окружающую среду объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - водозаборные сооружения у д. Арбинка, код объекта 37-0145-000130-П, категория - II впервые была представлена в Управление 17.05.2019, актуализированная редакция представлена АО "Водный Союз" 29.05.2020, вх. N 10412. С декларацией о воздействии на окружающую среду представлены Расчеты нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений.
Расчетами НДС к Декларации заявителю установлены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ на выпуске сточных вод.
Форма Расчёта нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов содержит два лимитирующих показателя - масса загрязняющего вещества (нормируется ежеквартально и за год) и утверждённый норматив допустимого сброса веществ (концентрация) мг/ мд3.
Масса загрязняющего вещества рассчитывается на основании его концентрации в сточных водах, путем умножения её на объём сточных вод, с целью произведения с её помощью расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду, которые должны быть предоставлены территориальный орган Росприроднадзора, и использованы для осуществления платежей в соответствии со статьей З Федерального закона N 7-ФЗ.
Концентрации (мг/мд') загрязняющих веществ на выпусках в водный объект АО "Водный Союз", как и другим водопользователям, не выполняющих серьезных водоохранных мероприятий по улучшению качества очистки сточных вод, установлены в пределах норматива ДС.
Данный лимитирующий показатель установлен в соответствии с расчетами по Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 года N 333.
Расчётом нормативов допустимого сброса посредством проведенных наблюдений определены такие концентрации (и как производное массы) загрязняющих веществ, которые при учете водности реки, скорости её течения, возможного разбавления стоков не позволит нанести вред приемнику сточных вод. При этом надо учитывать, что даже разовое превышение, установленных АО "Водный Союз" концентраций может нанести вред качеству воды.
Установленные расчётами НДС к Декларации, нормативы допустимого сброса веществ (мг/ мд1) как значится в самих документах, являются не среднегодовыми, а допустимыми и максимальными, а это значит, что ни разовые, ни среднемесячные, ни среднегодовые фактические концентрации загрязняющих веществ не должны их превышать.
На основании вышеизложенного, несоблюдение норматив допустимого сброса веществ (мг/ мд ) в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты влечет их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Таким образом, ввиду того, что нормативы допустимого сброса разработаны самим предприятием, приняты к исполнению и не оспаривались, общество обязано соблюдать Нормативы, условия, предусмотренные Решением о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии со статьями 56, 60, 35 Водного кодекса, статьями. 34, 39 Федерального закона N 7-ФЗ.
В ходе проверки произведены отборы проб на выпусках в поверхностные водные объекты (ОКС г.Кургана (р.Черная), расположенные по адресу: г.Курган, ул.Омская, 152; ОКС пос. Керамзитный (ручей без названия) расположенные по адресу: г.Курган, п.Керамзитный, ул.Стройиндустрии, 6; ОКС г.Куртамыш (р.Плоская) расположенные по адресу: Курганская область, г.Куртамыш, ул.Красноармейская, 130; Арбинские водозаборные сооружения, расположенные по адресу: г.Курган, мкрн. Арбинка).
К проведению проверки Управлением Росприроднадзора привлечена экспертная организация - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Курганской области.
Филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Курганской области представлены результаты анализов сточных вод на выпуске в водные объекты, из которых следует, что сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект осуществляется с превышением нормативов допустимого сброса, установленных разрешительными документами.
В ходе проверки было установлено, что АО "Водный Союз" при использовании р. Плоская с целью сброса сточных вод с очистных сооружений канализации г. Куртамыша, нарушает условия использования водного объекта, установленные п.п.5) и п.п.11) п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2018-00333/00 от 17.04.2018.
Подпунктом 5 пункта 2.3 настоящего Решения определено ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по Программе, согласованной с отделом водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления по Курганской области, а также представление в установленные сроки результатов этих наблюдений в указанный территориальный орган.
Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной для р. Плоская" разработана и утверждена АО "Водный Союз", согласована с Отделом водных ресурсов Нижне-Обского БВУ по Курганской области. Данная программа является неотъемлемым приложением к решению о предоставлении водного объекта в пользование, действует в течение всего периода действия разрешительного документа.
Пунктом 7.1 Программы предусмотрено проведение наблюдений за качеством поверхностной воды в р. Плоская 12 раз в год (ежемесячно). Пунктом 5 Программы определены виды наблюдений за водным объектом: наблюдения за гидрохимическими показателями водного объекта (взвешенные вещества, растворенный кислород, БПК полн., аммоний-ион, нитрит-ион, нитрат-ион, фосфаты (по Р), нефтепродукты, анионоактивные СПАВ (АПАВ), сульфаты, хлориды, железо, ХПК, рН) в виде отбора проб поверхностных вод р. Плоская, анализ должен проводиться аккредитованной испытательной лабораторией АО "Водный Союз".
АО "Водный Союз" представлены протоколы испытаний воды природной поверхностной из р. Плоской за период 2018-2020 годы, из которых следует, что обществом не проводятся ежемесячные наблюдения за водным объектом р. Плоская.
Не оспаривая данный факт, общество в апелляционной жалобе указывает, что в осенне-зимний период отбор проб проводить невозможно в связи с промерзанием р. Плоская.
Данные доводы апелляционным судом признаны необоснованными и отклонены, поскольку, в ходе проверки установлено, что отбор проб не производился и в период с ноября по апрель включительно. Доказательств, что в течение всего периода, в котором не производился отбор проб р. Плоская промерзла, не имеется.
Кроме того при проведении отбора проб поверхностных вод предусмотрена возможность отбора проб воды со льда с использованием ледовых буров. ГОСТ 31861- 2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" не установлены ограничения по температурному режиму при проведении отбора проб воды.
Таким образом, невозможность исполнения обязанности, предусмотренной Решением о предоставлении водного объекта в пользование и Программой наблюдений обществом не доказана.
Проверкой установлено, что АО "Водный Союз" в 1 квартале 2020 года в нарушение условий пользования водным объектом, предусмотренных Разрешением N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2018-00333/00 от 17.04.2018, превышен объем сброса сточных вод в р. Плоская, утвержденный поквартальным графиком сброса сточных вод.
В соответствии с графиком объема сброса на 2020 год сброс сточных вод за 1 квартал 2020 года не должен превышать 15,0 тыс. м3. Согласно представленным обществом в ходе проверки сведениям, полученным в результате учета объема сброса сточных (дренажных) вод (Журнал учета расхода сточных вод на очистных сооружениях г. Куртамыш ОП "Куртамышское" АО "Водный Союз") фактический объем сточных вод, отведенных с очистных сооружений канализации в 1 квартале 2020 года составил 15260 м3.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что с учетом установленного в Разрешении суточного (192,82 м3/ сут.) и годового (70, 38 тыс. м3/ год) разрешенного объема сточных вод нарушение обществом не допущено.
Данные доводы установленный факт нарушения не опровергают, поскольку в соответствии с Разрешением общество обязано выполнять график объема сбросов сточных вод, которым предусмотрен допустимый поквартальный объем.
Доводы апеллянта о превышение показателей графика сброса сточных вод с очистных сооружений канализации г. Куртамыша в связи с паводковой ситуацией, отсутствием ливневой канализации в г. Курашим документально не подтверждены в ходе проверки и при рассмотрении дела в суде.
Обществом не доказано, каким образом обстоятельства, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, повлияли на увеличение объема сбросов сточных вод.
Обществу предписано устранить нарушение, выразившееся в предоставлении недостоверных сведений в Расчете нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в ручей без названия с очищенными сточными водами от очистных сооружений канализации п. Керамзитный с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000145-П, а именно для расчетов нормативов допустимых сбросов (г/час) принят максимальный часовой расход сточных вод 23,3 м3/час, что не соответствует подп.10 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 20.01.2020 г. N 45-14.01.05.003-Р-РСВХ-С-2020-01080/00: не превышение объёма сброса сточных вод 0,0194 тыс. м3 в час (19,4 м3/час) (абзац 2 пункта 6).
Сведения, представленные в Расчете нормативов допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в Курганское водохранилище на реке Тобол с промывными сточными водами от Арбинских водозаборных сооружений с Декларацией о воздействии на окружающую среду объекта НВОС 37-0145-000130-П являются недостоверными, а именно: для расчета нормативов допустимых сбросов (г/час) принят максимальный часовой расход после фильтров 1650 м3/час, после отстойников 200 м3/час, что не соответствует установленному п. 10 п.2. 3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 45-14.01.05.003-Х-РСВХ-С-2020-01104/00 от 07.05.2020 г. максимальному часовому расходу: не превышение объема сброса сточных вод 0,411 тыс.мЗ в час; выпуск N 1 (после фильтров) - 0,36 тыс.мЗ в час, выпуск N 2 (после отстойников) - 0,05 тыс. м3 в час. (абзац 2 пункта 7).
Оспаривая нарушения, общество указывает, что расчеты НДС выполнены в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Приказ МПР России от 17.12.2007 N 333.
Исходя из ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 22, ч. 2, 4 ст. 35 Водного кодекса нормативы допустимых сбросов определяются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п.25 Методики разработки нормативов величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных, в том числе дренажных вод на допустимую концентрацию загрязняющего вещества. При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение допустимой концентрации загрязняющего вещества, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований Методики, а затем определяется норматив допустимого сброса (НДС г/час).
Учитывая, что выполненные водопользователем Расчеты нормативов допустимых сбросов по вышеуказанным водным объектов выполнены с нарушением условий, предусмотренных подп. 10 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, данные нарушения правомерно включены Управлением в оспариваемое предписание как обязательные для устранения в установленный срок.
Таким образом, оценив предписание Управления Росприроднадзора в оспариваемой части с учетом представленных в материалы дела доказательств, доводов сторон, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие совокупности оснований для признания предписания недействительным.
Позиция Управления Росприроднадзора о доказанности нарушений основана на положениях Водного кодекса, Федерального закона N 7-ФЗ, обязательности исполнения водопользователем условий, предусмотренных Решениями о предоставлении водного объекта в пользование.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о доказанности нарушений, указанных в предписании и оспариваемых обществом, оснований для иных суждений судебной коллегией не установлено.
Необходимо отметить, что вопреки доводам общества, оспариваемое предписание является реально исполнимым, содержит законные требования, конкретные указания и четкие формулировки.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявителем в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения ими прав и законных интересов общества, оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, что не является основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворения апелляционной жалобы следует отказать.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя по делу.
Поскольку в материалы дела не представлено подлинное платежное поручение об уплате госпошлины при обращении в суд апелляционной инстанции (представлена копия платежного поручения N 684 18.02.2021), возврат излишне уплаченной госпошлины в размере 1 500 руб. не может быть произведен. При этом заявитель не лишен права на обращение за возвратом излишне уплаченной госпошлины при представлении подлинных платежных документов.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2021 года по делу N А60-58073/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Водный союз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58073/2020
Истец: АО ВОДНЫЙ СОЮЗ
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ