Екатеринбург |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А34-101/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Тороповой М. В., Сулейменовой Т. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент, истец) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.03.2021 по делу N А34-101/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от акционерного общества "Северо-западное управление автомобильных дорог" (далее - общество Автодор "Северо-Запад", ответчик) в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу Автодор "Северо-Запад" об обязании:
- в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда направить в Департамент заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 "Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка";
- после получения уведомления от Департамента о согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 1,18 га в соответствии с выбранными землями, указанными в заявлении о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению;
- не более чем за 60 календарных дней и не менее чем за 30 календарных дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению представить в Департамент проект лесовосстановления или лесоразведения;
- после проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению в течение 10 рабочих дней направить в Департамент отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении для проведения приемки работ по лесовосстановлению или лесоразведению;
- сдать работы по акту приемки работ по лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии с проектом лесоразведения или лесовосстановления в Департамент (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 25.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, подпунктом "л" пункта 3.4 договора аренды лесного участка от 06.12.2018 N 164-л, заключенного между сторонами, на ответчика была возложена обязанность осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Вместе с тем, Департамент утверждает, что обществом Автодор "Северо-Запад" не были исполнены требования статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в части выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории Курганской области на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений. Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению для лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, является императивно закрепленной и не требует дополнительного изменения условий договора или проекта освоения лесов. По мнению Департамента, обязанность исполнения статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации ответчиком регулируется моментом окончания срока действия лесной декларации, дающей право на осуществление рубки, вследствие чего действие указанной статьи распространяется на правоотношения, которые возникли после наступления конкретного события - осуществления рубки лесных насаждений (05.11.2019).
В отзыве на кассационную жалобу общество Автодор "Северо-Запад" просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом (арендодатель) и обществом Автодор "Северо-Запад" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 06.12.2018 N 164-л (далее также - договор), согласно пункту 1.1 которого арендодатель на основании распоряжения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 04.12.2018 N 1521-р обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (далее - лесной участок).
В силу пункта 1.2 договора лесной участок, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики: площадь 1,18 га, местоположение: Россия, Курганская область, Щучанский район, Шумихинское лесничество, Галкинское участковое лесничество, Песчанский мастерский участок, квартал 45 выдел 42, квартал 54 выделы 1, 2, 4, квартал 55, выделы 4, 37, 38, номер учетной записи в государственном лесном реестре 43-11-124-2018-11, из лесного участка с местоположением: Россия, Курганская область, Щучанский, Шумихинский районы, Шумихинское лесничество, Щучанское участковое лесничество, Галкинское участковое лесничество, Песчанский мастерский участок, Галкинский мастерский участок, кроме: Колхоз им. Ленина, СПК "Заветы Ильича", Колхоз "Родина", ЗАО "Стар", ОАО "Большевик", Колхоз "Победа", площадь 86 688, 2378 га, кадастровый номер - 45:23:000000:971, условный номер в государственном лесном реестре - 43-11-124-2018-11, категория земель - земли лесного фонда, категория защитности: эксплуатационные леса; защитные ценные леса категории леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В соответствии с пунктом 1.3 договора арендатору передается лесной участок с целью строительства автомобильной дороги "Байкал" - Чумляк - Утичье - Прошкино на участке "Утичье - Прошкино" в Щучанском районе Курганской области.
Подпунктами "а", "е" пункта 3.3 договора предусмотрено право арендатора, в том числе:
- приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после заключения настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением N 5 к настоящему договору, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации;
- осуществлять строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейных объектов в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов.
По условиям договора арендатор обязан:
- осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией (подпункт "е" пункта 3.4 договора);
- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 6 к настоящему договору (подпункт "к" пункта 3.4 договора);
- осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (подпункт "л" пункта 3.4 договора).
Исходя из пункта 6.1 договора срок действия договора устанавливается с даты подписания договора аренды лесного участка и составляет 11 месяцев.
По акту приема-передачи лесного участка от 06.12.2018 лесной участок, указанный в пункте 1.2 договора, был передан ответчику в аренду.
В целях исполнения условий договора обществом с ограниченной ответственностью "Заураллеспроект" по инициативе общества Автодор "Северо-Запад" был разработан проект освоения лесов в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - "Строительство автомобильной дороги "Байкал" - Чумляк - Утичье - Прошкино на участке "Утичье - Прошкино" в Щучанском районе Курганской области" в границах Шумихинского лесничества Курганской области на лесном участке, переданном в аренду обществу Автодор "Северо-Запад".
Согласно заключению экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов от 15.01.2019, утверждённому приказом Департамента от 15.01.2019 N 19, проект освоения лесов разработан в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 29.02.2021 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", соответствует лесному плану Курганской области, лесохозяйственному регламенту Шумихинского лесничества, нормативным актам в сфере лесного хозяйства и охраны окружающей среды и может быть рекомендован к реализации, со сроком действия по 05.11.2019.
В разделе 5.6 проекта освоения лесов указано, что мероприятия по лесовосстановлению не планируются, на лесном участке планируется долгосрочная аренда с целью эксплуатации объекта.
Согласно лесной декларации от 21.01.2019 N 1 в декларируемый период с 01.02.2019 по 05.11.2019 площадь используемого лесного участка составила 1,18 га.
В соответствии с представленным обществом Автодор "Северо-Запад" отчетом от 10.07.2019 об использовании лесов за январь-июнь 2019 года площадь сплошной рубки на лесном участке по договору и проекту освоения лесов составила 1,18 га
По истечении срока действия договора по акту приема-передачи лесного участка, передаваемого в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, от 05.11.2019 лесной участок был возвращен ответчиком Департаменту.
Ссылаясь на то, что общество Автодор "Северо-Запад" не заявило о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, проект лесовосстановления или лесоразведения Департаменту не представило, Департаментом в адрес ответчика были направлены письма от 16.06.2020 N 09-06-05274/20, от 03.07.2020 N 09-06-05745/20 о принятии мер для выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, выраженных в подаче заявления, разработке проекта лесовосстановления или лесоразведения, и выполнении вышеуказанных мероприятий.
В ответах от 25.06.2020 исх. N 399, от 14.09.2020 исх. N 662 на указанные письма Департамента ответчик сообщил, что все обязательства, возложенные на него нормативно-правовыми актами Российской Федерации, договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов исполнены в полном объеме, обязательства по проведению компенсационного лесовосстановления не обоснованы и не подлежат удовлетворению
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Из материалов дела следует, что спорные правоотношения сторон возникли из договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 06.12.2018 N 164-л, правовое регулирование которого осуществляется общими положениями гражданского законодательства, специальными положениями Лесного кодекса Российской Федерации и главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1.3 договора лесной участок был передан арендатору с целью строительства автомобильной дороги "Байкал" - Чумляк - Утичье - Прошкино на участке "Утичье - Прошкино" в Щучанском районе Курганской области по акту приема-передачи лесного участка от 06.12.2018.
Исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент заключения договора) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
На основании частей 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков; порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарнозащитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 и действовавших в течение срока договора, для проведения указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, не позднее 15 дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество - для физического лица;
б) объем и породный состав вырубаемой древесины;
в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения);
г) срок завершения рубки лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент заключения договора) воспроизводство лесов включает в себя, в том числе лесовосстановление.
Исходя из положений статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Согласно пункту 4 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375, лесовосстановление обеспечивается:
а) на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков;
б) на лесных участках, за исключением указанных в подпункте "а" настоящего пункта, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 164-л был заключен сторонами 06.12.2018, суды верно установили, что лесным законодательством, действовавшим на момент заключения договора аренды допускались для целей строительства автомобильной дороги (линейного объекта) выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, вместе с тем не предусматривалась обязанность арендаторов, использующих лесной участок для целей строительства автомобильной дороги (линейного объекта), осуществлять мероприятия по лесовосстановлению.
Из содержания подпункта "л" п. 3.4 договора аренды следует, что арендатор был обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
В соответствии с разделом 5.6 разработанного обществом "Автодор "Северо-Запад" проекта освоения лесов в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - "Строительство автомобильной дороги "Байкал" - Чумляк - Утичье - Прошкино на участке "Утичье - Прошкино" в Щучанском районе Курганской области" в границах Шумихинского лесничества Курганской области на лесном участке, переданном в аренду АО Автодор "Северо-Запад", получившего положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, указано, что мероприятия по лесовосстановлению не планируются, на лесном участке планируется долгосрочная аренда с целью эксплуатации объекта.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, с учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что на ответчика условиями договора аренды не возложена обязанность проведения мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке (мероприятий по лесовосстановлению).
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы Департамента о применении к спорным правоотношениям положений статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации являлись предметом рассмотрения судов и надлежащим образом ими отклонены на основании следующего.
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ) Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1.
В силу части 1 данной статьи лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительством Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ вступил в силу с 01.01.2019, в то время как договор аренды лесного участка N 164-л заключен сторонами 06.12.2018, то есть до вступления в силу указанного закона.
Согласно положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации закон, принятый после заключения договора и устанавливающий иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе это прямо установлено.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, в связи с чем статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации может быть применена только к отношениям, возникшим (договорам, заключенным) после 01.01.2019, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что положения указанной нормы к спорным правоотношениям сторон применению не подлежат, вследствие чего основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении и апелляционной жалобы, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.03.2021 по делу N А34-101/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, в связи с чем статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации может быть применена только к отношениям, возникшим (договорам, заключенным) после 01.01.2019, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что положения указанной нормы к спорным правоотношениям сторон применению не подлежат, вследствие чего основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2021 г. N Ф09-6444/21 по делу N А34-101/2021