Московское трехстороннее соглашение на 2008 год от 11 декабря 2007 г.
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
2 сентября 2008 г.
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2009 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
О проектах Московского трехстороннего соглашения на 2009 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и Соглашения о минимальной заработной плате в г. Москве на 2009 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей см. постановление Правительства Москвы от 16 декабря 2008 г. N 1152-ПП
Соглашение вступает в силу 1 января 2008 г.
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), московские объединения профсоюзов в лице Московской федерации профсоюзов от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) заключили Московское трехстороннее соглашение на 2008 год (далее - Соглашение) и Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2008 год (приложение 1 к Соглашению) с целью создания на основе принципов социального партнерства условий эффективного развития экономики, достойного труда и отдыха работников, повышения качества уровня жизни населения города Москвы.
Настоящее Соглашение является правовой основой для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики города с учетом интересов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни системы социального партнерства города.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях, расположенных на территории города Москвы. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) в Центральном федеральном округе.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве" (с изменениями на 19 мая 2004 г.).
Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК) рекомендует включать в коллективные договоры и соглашения пункты, включенные в приложение 2 к Соглашению.
С целью обеспечения реализации Соглашения, дальнейшего развития социального партнерства стороны на основе взаимных консультаций в рамках МТК вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти города Москвы, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, трехсторонней комиссии Центрального федерального округа и добиваются их реализации.
Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются в бюджет города Москвы на 2008 год.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется МТК, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению или решений МТК виновная сторона либо виновные лица, которых сторона представляет, несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Стороны обязуются информировать жителей города Москвы о ходе реализации Соглашения и решений МТК через свои средства массовой информации.
Соглашение вступает в силу 1 января 2008 г. и действует до вступления в силу нового.
1. В области развития экономики города, малого и среднего предпринимательства, обеспечения занятости населения города стороны обязуются:
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции организациями города не менее чем на 12 процентов по сравнению с предыдущим годом.
1.2. В случае угрозы недружественного поглощения организаций города рекомендовать им обращаться в Управление по экономической безопасности города Москвы и незамедлительно информировать МТК.
1.3. В целях сохранения промышленного потенциала и оптового продовольственного комплекса города, недопущения сокращения числа рабочих мест перебазирование, реформирование, ликвидацию организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитацию освобождаемых территорий осуществлять только на основании решения Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий (уполномоченной организации органов исполнительной власти города Москвы), при условии их обеспечения земельными участками, оборудованными инженерными коммуникациями, на территории города, или оборудованными производственными помещениями на территории города Москвы.
1.4. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства, регулирующего трудовые отношения в организациях при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
1.5. Ежеквартально публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", "Московская перспектива" и на официальных сайтах сторон сведения о перебазировании и ликвидации организаций, реабилитации освобождаемых территорий и формировании новых промзон в городе Москве на основе данных, предоставляемых Городской комиссией по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы.
1.6. Подготовить предложения по созданию при органах исполнительной власти города Москвы координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством о малом и среднем предпринимательстве.
1.7. Организовать совместную подготовку и переподготовку кадров для предприятий малого и среднего бизнеса.
1.8. Осуществлять необходимые действия по реализации мероприятий Программы содействия занятости населения города Москвы на 2006-2008 годы.
См. Программные мероприятия по содействию занятости населения г. Москвы на 2009 г., утвержденные постановлением Правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1035-ПП
1.9. Оказывать жителям Москвы с ограниченными возможностями здоровья содействие в трудоустройстве в соответствии с медицинскими показаниями после окончания ими общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
1.10. В целях содействия занятости граждан, испытывающих наибольшие трудности в поиске работы (инвалиды, молодежь, отдельные категории женщин, военнослужащие, уволенные в запас, и члены их семей и др.), взаимодействовать с общественными объединениями и организациями, представляющими интересы этих категорий граждан.
1.11. Содействовать совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, а также безработных граждан и ищущих работу граждан города Москвы, направленной на подготовку рабочих кадров и специалистов высокой квалификации.
1.12. Развивать взаимодействие с учреждениями среднего профессионального образования, содействовать эффективной работе государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров.
1.13. Организовывать совместные городские информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения, проводить социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Привлекать в установленном порядке городские средства массовой информации к информационному обеспечению реализации городской государственной политики занятости.
1.14. Ежемесячно публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", "Московская перспектива" и на официальных сайтах сторон данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
1.15. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы.
1.16. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников провести в марте-сентябре 2008 года городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера". Обеспечить участие победителей конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" в конкурсе профессионального мастерства "Мастера Центральной России".
1.17. Проводить согласованную политику в области регулирования трудовой миграции.
1.18. Осуществлять поддержку деятельности специализированных учреждений, действующих на рынке труда и имеющих в составе учредителей органы исполнительной власти города Москвы, объединения профсоюзов и объединения работодателей, и их финансирование в установленном порядке.
Правительство и Работодатели:
1.19. Продолжить работу по поддержке в установленном порядке продукции московских производителей, предусмотрев финансирование проведения с участием Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) пяти специализированных выставок в рамках Городской целевой программы "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 гг."
1.20. Подготовить предложения по критериям оценки эффективности использования земельных участков организациями науки и промышленности, на основании которых провести практическую оценку использования земель для обоснования дифференциации размеров выкупа земельных участков в собственность организациями науки и промышленности.
1.21. Разработать механизм, стимулирующий целевое и эффективное использование имущественных комплексов организациями промышленности города Москвы.
1.22. Ежегодно проводить исследования состояния развития малого и среднего предпринимательства Москвы в социальном, экономическом, отраслевом, территориальном разрезах в целях получения научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию мер поддержки предпринимательской деятельности и перспективам развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и долгосрочную перспективу.
1.23. Организовать проведение консультационных семинаров, круглых столов для руководителей и сотрудников малых и средних предприятий.
1.24. Проводить постоянный мониторинг малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.
1.25. Разработать предложения по развитию системы сервисных центров на базе организаций промышленности в сфере ЖКХ, в административных округах города Москвы для предоставления комплексных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
1.26. Разработать предложения по развитию сотрудничества малых и средних предприятий с крупными с учетом технологической близости производств, взаимных интересов кооперации, использования инфраструктуры крупных предприятий.
1.27. Совместно с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) разработать проект Положения о Московском Центре по борьбе с контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукцией.
1.28. Продолжить работу по созданию и совершенствованию товаропроводящих сетей московских товаропроизводителей.
1.29. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 0,6 процента от численности экономически активного населения города, по методологии Международной организации труда - выше 1,8 процента.
1.30. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в первую очередь безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, способствовать проведению оплачиваемых общественных работ, временному их трудоустройству, развитию надомного труда.
1.31. Продолжить создание учебных (ресурсных) центров Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) и организацию обучения в них.
1.32. В целях повышения эффективности взаимодействия крупных промышленных и научных организаций и организаций малого и среднего предпринимательства включить в состав руководящих органов окружных отделений Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) представителей окружных структур поддержки предпринимательства на основе соответствующих решений.
Правительство:
1.33. Оказывать в установленном порядке содействие организациям, продукция которых произведена на территории города Москвы, и учреждениям среднего профессионального образования в проведении рекламно-информационных кампаний в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, а также программой "Московское качество". Рассматривать возможность предоставления в установленном порядке бюджетных кредитов организациям, осуществляющим производственную деятельность на территории города Москвы, для изготовления и размещения наружной рекламы своей продукции по согласованию с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.34. Ежеквартально представлять сторонам социального партнерства информацию о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении предприятий и организаций с долей города в уставном капитале, а также организаций, социально или экономически важных для города Москвы.
1.35. Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий представлять по запросам Профсоюзов и Работодателей информацию о планах перебазирования, реформирования, ликвидации организаций и реабилитации освобождаемых территорий.
1.36. Обеспечить участие Профсоюзов и Работодателей в определении эффективных направлений расходования средств на обеспечение занятости населения и развитие профессионального образования в городе Москве.
1.37. Внести в установленном порядке в Московскую городскую Думу проект закона города Москвы "О содействии занятости населения в городе Москве".
См. Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве"
1.38. Разработать методику для составления прогноза потребности экономики города в квалифицированных кадрах по видам экономической деятельности и профессиям, в соответствии с которой на постоянной основе осуществлять анализ рынка труда, в том числе с целью определения потребности в привлечении иностранной рабочей силы.
1.39. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции, регулярно публиковать в СМИ информацию по вопросам регистрации, получения иностранными гражданами разрешения на работу в городе Москве, об обязанностях работодателя при оформлении иностранного работника, а также о сроках и порядке представления работодателями заявок о потребности в привлечении иностранных работников на очередной год.
1.40. Формировать при содействии социальных партнеров базу данных граждан Российской Федерации, желающих заниматься трудовой деятельностью в городе Москве.
1.41. При рассмотрении проектов Работодателей, предусматривающих создание, сохранение (модернизацию) рабочих мест с привлечением в установленном порядке средств бюджета города Москвы, учитывать участие организаций в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Соглашению, а также членство в одном из объединений работодателей.
1.42. Предоставлять Профсоюзам и Работодателям ежемесячно - текущую и ежеквартально - аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, два раза в год - информацию о выполнении Программы содействия занятости населения города Москвы на 2006-2008 годы.
Работодатели:
1.43. Не допускать массового увольнения работников.
Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
- увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
1.44. В случае угрозы массового увольнения информировать Профсоюзы, Управление государственной службы занятости населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
1.45. В целях сохранения в городе Москве системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест", стороны договорились, что до внесения изменений в действующее федеральное законодательство и законодательство города Москвы по вопросу квотирования рабочих мест работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты.
1.46. В случае необходимости заключать договоры по подготовке квалифицированных кадров с московскими учреждениями среднего профессионального образования и оказывать содействие в проведении производственной практики.
1.47. Предоставлять в органы службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (потребности в работниках) в установленном порядке в соответствии с действующим в городе Москве механизмом.
Профсоюзы:
1.48. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства.
1.49. Через Фонд содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве ищущих работу граждан и обучении вопросам охраны труда отдельных категорий работников.
2. В области регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города стороны обязуются:
2.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве устанавливается в соответствии с приложением 1 к Соглашению. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве заключается ежегодно.
2.2. Публиковать величину прожиточного минимума по городу Москве, определенную в установленном порядке, а также по методике Московской трехсторонней комиссии, в газетах "Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", освещать на каналах ОАО "ТВ - Центр" и ОАО "ГТК "ТВ - Столица".
2.3. Принять участие в деятельности по разработке Стратегии развития города Москвы до 2025 года. Рассмотреть проект Стратегии на заседании МТК.
2.4. Создать рабочую группу МТК для разработки предложений по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации.
2.5. При разработке проектов городских целевых программ, при выполнении которых обязательно соблюдение правил охраны труда, и программ социально-экономического развития административных округов города Москвы включать в них мероприятия по обеспечению техники безопасности и охране труда.
2.6. Приступить к разработке нового состава потребительской корзины города Москвы, ввести его в действие в соответствии с федеральным законодательством.
2.7. Включать представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и объекты социальной сферы. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием технической инспекции труда Московской федерации профсоюзов и отраслевых профсоюзов.
2.8. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической и противопожарной обстановкой, обеспечением безопасности пребывания детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях.
2.9. Продолжить взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового, природоохранного законодательства и законодательства об охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.
2.10. Продолжить обучение представителей общественных объединений, организаций и органов исполнительной власти города Москвы по вопросам охраны труда и обеспечения экологической безопасности.
Правительство:
2.11. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2008 год средства на повышение месячной тарифной ставки первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы с 1 мая 2008 г. на 15% и с 1 сентября 2008 г. - на 20%, установив ставку первого разряда ETC в абсолютном размере 4180 рублей и 5020 рублей в месяц соответственно.
2.12. Ежеквартально определять величину прожиточного минимума по городу Москве в законодательно установленном порядке, а также по методике МТК.
2.13. Ежегодно проводить аудит и оценку эффективности бюджетных расходов на социальную сферу города. Информировать социальных партнеров о его результатах.
2.14. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных учреждениях города Москвы осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание. Учет средств, направленных на мероприятия по охране труда, вести в соответствии с запланированными на них расходами, оформленными разделом в Коллективном договоре и Соглашении по охране труда.
2.15. Продолжить внедрение Системы государственного управления охраной труда в организациях города Москвы.
2.16. Предоставлять сторонам социального партнерства информационно-аналитическую записку о состоянии социально-трудовой сферы города Москвы.
2.17. Обеспечить разработку и внедрение в городе Москве социальной рекламы по вопросам охраны труда, в том числе в средствах массовой информации, включая телевидение, за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы.
Правительство и Работодатели:
2.18. Обеспечить выполнение организациями и иными хозяйствующими субъектами, расположенными на территории города Москвы, санитарно-противоэпидемических требований и требований экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, включая транспортировку, обезвреживание и переработку промышленных и бытовых отходов.
2.19. Продолжить в организациях города Москвы, в том числе в государственных учреждениях города Москвы, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
2.20. Обеспечить выплату заработной платы несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, а также безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, занятым на временных работах, с учетом размера материальной поддержки, оказываемой Московской службой занятости, не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением.
Работодатели:
2.21. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением.
2.22. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам, а также внедрения нетрадиционных видов оплаты труда, нарушающих требования ст. 131 Трудового кодекса Российской Федерации.
2.23. Обеспечить условия в городе Москве для осуществления государственного надзора и контроля, общественного контроля профсоюзными органами за соблюдением требований законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, об охране труда и экологической безопасности.
2.24. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
2.25. Предусмотреть включение мероприятий по надлежащему содержанию и обеспечению безопасной эксплуатации детских оздоровительных лагерей в годовые планы предупредительного ремонта организаций, на балансе которых находятся эти учреждения.
2.26. Предоставлять дополнительные к установленным законодательством компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
2.27. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) глухим, работающим в организациях, где их численность составляет более 15 человек.
2.28. Результаты расследования несчастного случая на производстве (особенно с летальным исходом) рассматривать работодателем с участием профсоюзного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
Профсоюзы:
2.29. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
2.30. Регулярно проводить разъяснительную работу среди работников предприятий и организаций, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с предпринимателями без образования юридического лица, по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий.
3. В области создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:
3.1. Проводить согласованную политику в области охраны окружающей среды, развития культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города Москвы.
3.2. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей организаций всех форм собственности и принять в установленном порядке долевое участие в их финансировании на уровне, не ниже достигнутого в 2007 году.
3.3. Принять участие в реализации программных мероприятий, посвященных Году семьи.
3.4. Принимать в установленном порядке долевое участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений дополнительного и профессионального образования.
3.5. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лагерям организаций города.
3.6. Подготовить проект правового акта города Москвы, предусматривающего при проведении сертификации услуг организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами в городе Москве, учитывать наличие опыта работы в системе ЖКХ, стабильность финансового положения, отсутствие задолженности по заработной плате.
Правительство:
3.7. Сохранить в 2008 году за счет средств бюджета города Москвы предоставление мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам с учетом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.8. Продолжить работу по развитию в установленном порядке сети социальных предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе торговли, общественного питания и бытового обслуживания для продажи населению социально значимых товаров, предоставлению социально значимых бытовых услуг и услуг общественного питания по сниженным ценам.
3.9. Сохранить с учетом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации объемы гарантированных видов бесплатной медицинской помощи населению города не ниже предоставляемых в 2007 году.
3.10. Не допускать изменения целевого назначения нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, переданных в аренду для продажи товаров повседневного спроса и продуктов питания, медицинских, детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений культуры.
3.11. Предусмотреть средства в бюджете города Москвы на 2008 год на выплату единовременного пособия молодой семье на рождение: первого ребенка в пятикратном размере прожиточного минимума, установленного в городе Москве, второго ребенка - в семикратном размере, третьего и последующих детей - в десятикратном размере.
3.12. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Москвы осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства города. В целях успешного проведения реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Москвы проводить информационно-разъяснительные кампании.
3.13. Обеспечить контроль за соблюдением ресурсоснабжающими, управляющими и обслуживающими организациями установленной тарифной политики, осуществлять государственное регулирование цен (товаров) на продукцию и услуги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы.
3.14. Осуществлять бесплатное питание обучающихся 1-4 классов в образовательных учреждениях города и детей из многодетных и социально незащищенных семей.
3.15. Продолжить выплату городских компенсационных выплат на детей до трех лет отдельным категориям населения на возмещение роста стоимости продуктов питания.
3.16. Сохранить выплату ежемесячных доплат неработающим пенсионерам и инвалидам в размерах, обеспечивающих им доходы не ниже прожиточного минимума пенсионера в городе Москве.
3.17. Обеспечить бесплатным горячим питанием пенсионеров, инвалидов и детей из малообеспеченных семей в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания всех типов и оказание им продуктовой и вещевой помощи.
3.18. Сохранить для пенсионеров, детей-сирот, детей из многодетных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатный проезд; для школьников, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования и студентов дневной формы обучения высшего профессионального образования, обучающихся в государственных учебных заведениях и аккредитованных негосударственных учебных заведениях, - льготный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
3.19. Сохранить выделение из бюджета города Москвы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы, средств организациям в форме субсидий на расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом общего имущества в многоквартирных домах, поставкой тепловой энергии для населения, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на городском общественном транспорте.
3.20. Изменение платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) и платы за содержание и ремонт жилых помещений, государственное регулирование которых осуществляет Правительство Москвы, а также платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, производить не чаще, чем один раз в год, если иное не вызывается принятием федеральных нормативных правовых актов. Информировать социальных партнеров о готовящихся решениях до их принятия.
3.21. Направить для решения общегородских жилищных программ в 2008 году жилые помещения площадью 2584,0 тыс. кв.м, в том числе до 600,0 тыс. кв.м для обеспечения граждан, состоящих на жилищном учете, до 1514,0 тыс. кв.м для переселения по программе реконструкции пятиэтажного и ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда, до 470,0 тыс. кв.м для реализации программы "Молодой семье - доступное жилье". Переселение москвичей из жилых домов, подлежащих сносу, капитальному ремонту, модернизации и реновации осуществлять в строгом соответствии с Законом города Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве".
3.22. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2008 год ассигнования на предоставление в установленном порядке безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
3.23. Предусмотреть в бюджете города Москвы финансирование капитального ремонта жилищного фонда города Москвы в объеме не менее 40000000000 рублей.
3.24. В соответствии с городскими жилищными программами предусмотреть выделение сотрудникам бюджетных организаций города Москвы, являющимся очередниками по месту жительства, жилой площади по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием социального ипотечного кредитования.
3.25. В соответствии с городскими жилищными программами предусмотреть выделение специалистам школ и поликлиник районов-новостроек жилых помещений по договорам найма из специализированного жилищного фонда города Москвы.
3.26. Предусмотреть по действующим договорам аренды земельных участков или при их пролонгации, переоформлении, а также при предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образовательных организаций, а также организаций культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, финансируемых за счет профсоюзов в полном объеме, ставку арендной платы в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, используемого профсоюзами или их организациями по целевому назначению.
3.27. Обеспечить частичное возмещение эксплуатационных затрат на содержание спортивных сооружений организациям спортивного профиля города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, по энергоресурсам, водоснабжению, согласно Закону города Москвы от 26 июня 1996 г. N 20 "О физической культуре и спорте" (с изменениями на 30 октября 2001 г.), на основании решений постоянно действующей комиссии с участием профсоюзов, утвержденного порядка возмещения и перечня спортивных организаций, в пределах средств, выделенных Москомспорту на эти цели.
3.28. Осуществлять организационную и финансовую помощь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы, Центру физкультуры и спорта Московской федерации профсоюзов, Московскому городскому спортивному клубу "Буревестник", Городскому физкультурно-спортивному клубу инвалидов, городскому физкультурно-спортивному обществу "Спартак", городскому центральному туристическому клубу в проведении физкультурно-спортивных мероприятий в пределах средств, выделенных Москомспорту на эти цели.
3.29. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2008 год средства на организацию летнего и зимнего отдыха и оздоровления студентов дневных отделений государственных высших учебных заведений в пределах выделенных Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы на реализацию социальных программ финансовых средств.
3.30. Сохранить не ниже достигнутого в 2007 году количество бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.
3.31. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп детей в каникулярный период по установленным сертификатам на проезд.
3.32. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2008 год средства для реализации в установленном порядке программы дальнейшего развития коллективного садоводства для жителей Москвы в сумме 552100000 рублей.
3.33. Способствовать совершенствованию функционирования элементов экологического мониторинга по отдельным природным средам, радиоэкологического мониторинга окружающей природной среды города и продолжить формирование единой городской системы экологического мониторинга.
Правительство и Работодатели:
3.34. Принимать в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы порядке меры по сохранению социально-культурных объектов организаций всех форм собственности, осуществляющих образовательную, спортивную, оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых москвичей.
Правительство и Профсоюзы:
3.35. Обеспечить участие профсоюзов в реализации городских целевых комплексных программ по работе с молодежью, культуре и спорту.
3.36. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха детей в оздоровительных организациях.
3.37. Организовать Новогодние представления для детей и подростков в дни зимних школьных каникул 2008-2009 гг. в Государственном Кремлевском Дворце и осуществить в установленном порядке их финансирование на долевых началах.
3.38. Обеспечить деятельность детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), подведомственных Москомспорту, с созданием необходимых условий для сохранения контингента занимающихся не ниже уровня 2006 года.
Работодатели и Профсоюзы:
3.39. Осуществлять постоянный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
3.40. Предоставлять льготные путевки на санаторно-курортное лечение работникам организаций на основании списков, согласованных с профсоюзными комитетами этих организаций.
Профсоюзы:
3.41. Организовать обучение директоров детских загородных оздоровительных лагерей организаций города.
3.42. Предусмотреть предоставление на льготных условиях спортивной базы системы профсоюзов для обеспечения учебно-тренировочного процесса спортивных школ, перешедших в ведение Москомспорта в ходе ликвидации Центральной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва профсоюзов.
Работодатели:
3.43. Обеспечить своевременно и в полном объеме перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.
3.44. Предоставлять (в течение 10 дней) информацию органам социальной защиты населения о приеме на работу пенсионеров в целях эффективного и целевого использования средств бюджета города Москвы.
4. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства стороны обязуются:
4.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне МТК.
4.2. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, а также по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними экономических и иных отношений.
4.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
4.4. Правительству Москвы совместно с Московской федерацией профсоюзов и Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) разработать механизм и процедуру обеспечения условий для участия МТК в разработке проектов нормативных актов, программ и прогнозов социально-экономического развития города Москвы.
4.5. Продолжить работу по формированию социально-трудовых стандартов для города Москвы.
4.6. Внести в первом полугодии дополнения и изменения в документы, регламентирующие деятельность МТК, и нормативные документы, регулирующие взаимодействие сторон настоящего Соглашения.
4.7. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях города.
4.8. Обеспечить заключение на согласованных условиях и уведомительную регистрацию в установленном порядке коллективных договоров.
4.9. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров.
4.10. Направлять информацию о коллективных трудовых спорах, возникающих в организациях города Москвы, в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" для сбора, систематизации и проведения аналитической работы.
4.11. Оказывать содействие в работе Учреждению "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров", Московскому городскому правовому Центру "Защита", Фонду содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской федерации профсоюзов, Юридическому центру Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в деятельности по пропаганде трудового законодательства, законодательства о занятости и об охране труда в средствах массовой информации (включая окружные и городские) и на объектах наружной рекламы.
4.12. В случае возникновения коллективных трудовых споров по вопросам Соглашения обращаться в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его решения.
4.13. Проводить согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе в организациях с участием иностранного капитала, и в организациях, применяющих труд иностранных работников, осуществляющих свою деятельность в городе Москве.
4.14. Проводить работу по повышению социальной ответственности бизнеса, вовлечению российских сетевых компаний и транснациональных компаний в систему социального партнерства.
4.15. Продолжить практику публикации в газетах: "Московская промышленная газета", "Тверская, 13", "Содружество", "Солидарность", окружных средствах массовой информации материалов, рассказывающих о практике социального партнерства в городе, а также информировать редакции СМИ о решениях МТК и мероприятиях, проводимых в рамках реализации Соглашения.
4.16. Размещать на официальных сайтах сторон материалы о практике социального партнерства.
4.17. Провести городской конкурс "Социальное партнерство в организациях города Москвы".
4.18. Продолжить работу по выходу в эфир на канале ТВЦ программ, в том числе совместно с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей), о реальной экономике, деятельности сторон социального партнерства, развитии промышленности города при ее финансовом обеспечении в рамках программных мероприятий по информационно-рекламной и имиджевой поддержке промышленности Городской целевой программы "Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 гг." и городской среднесрочной комплексной программы инноваций на 2008-2010 гг.
Правительство:
4.19. Обеспечить взаимодействие с социальными партнерами при подготовке проектов законов и других правовых актов города Москвы по вопросам, включенным в настоящее Соглашение.
4.20. Формирование статей бюджета, связанных со сферой труда и реализацией совместных социальных программ города Москвы, осуществлять с учетом мнения Профсоюзов и Работодателей.
4.21. При обращении сторон включать в состав формируемых Правительством Москвы на уровне города и административных округов комиссий, коллегий префектур административных округов города Москвы, рабочих групп по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам представителей Профсоюзов и Работодателей.
4.22. При обращении работодателей в органы исполнительной власти города Москвы по вопросам хозяйственно-экономической деятельности, учитывать их участие в системе социального партнерства города Москвы в установленном порядке.
4.23. Предусмотреть в установленном порядке в бюджете города Москвы и в составе расходов Комитета общественных связей города Москвы средства в размере 29000000 рублей на частичное финансирование деятельности учебных центров профсоюзов, направленной на обучение представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.24. Предусмотреть в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы порядке в бюджете города Москвы и в составе расходов Комитета общественных связей города Москвы финансирование деятельности Учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров".
4.25. При расчете арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, занимаемые профсоюзами, применять льготный корректирующий коэффициент, равный нулю, а за помещения, занимаемые организациями профессиональных союзов (кроме фондов и ассоциаций), занимающихся реализацией их уставной деятельности, - минимальную ставку арендной платы, действующую в соответствующем периоде.
4.26. Оказать содействие в установленном порядке в части установления арендной платы за занимаемые Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) помещения в здании по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, стр. 1 и ее структурным подразделениям на уровне минимальной ставки, утвержденной на 2008 год по городу Москве.
4.27. Предоставить в пользование окружным советам Московской федерации профсоюзов и окружным (территориальным) подразделениям Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), консультационно-правовым пунктам Московской федерации профсоюзов необходимые помещения, оказывать им материальную и техническую помощь в соответствии с действующим законодательством.
Правительство и Профсоюзы:
4.28. Оказывать в Московском городском правовом Центре "Защита" (учреждение) бесплатную юридическую помощь по трудовому законодательству и законодательству о занятости населения города Москвы.
Правительство и Работодатели:
4.29. Предусмотреть финансовое обеспечение совместных тематических выпусков в газете "Содружество" в пределах имеющихся средств.
Профсоюзы и Работодатели:
4.30. Принимать участие в работе по разработке проектов Стратегии социально-экономического развития города Москвы, бюджета города Москвы, а также прогнозов и программ социально-экономического развития города Москвы.
Профсоюзы:
4.31. Продолжить практику проведения консультаций по правовым вопросам на сайте Московской федерации профсоюзов в сети Интернет.
4.32. Организовать обучение не менее 20 тысяч представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
4.33. Не выступать организаторами забастовок в случае выполнения Правительством Москвы и Работодателями обязательств, предусмотренных Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями, коллективными договорами.
5. В области молодежной политики стороны обязуются:
5.1. С целью привлечения в реальный сектор экономики молодежи проводить городские конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся учреждений среднего профессионального образования.
5.2. Совместно с заинтересованными организациями содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время.
5.3. Создать единый городской банк вакансий временных рабочих мест для учащейся молодежи.
5.4. Организовать проведение профориентационных экскурсий в организациях города с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда, в рамках "Дня профессии" с приглашением будущих выпускников школ и колледжей.
5.5. С целью формирования механизма осознанного выбора профессии и информированности молодежи о ситуации на рынке труда города рекомендовать включить в учебные планы общеобразовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, уроки профориентации, основ социального партнерства и охраны труда.
5.6. Содействовать развитию взаимодействия между образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования и организациями города Москвы.
5.7. В целях реализации государственной политики в области воспитания молодежи, повышения престижа военной службы обеспечить согласованные действия и долевое участие в финансировании мероприятий военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, организации спортивно-оздоровительного отдыха детей, культурно-массовых мероприятий, в т.ч. героико-исторической направленности.
5.8. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подростков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
Об основных мерах развития системы временных рабочих мест для учащейся молодежи см. постановление Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 58-ПП
5.9. Принять активное участие в реализации городских программных мероприятий, посвященных Году семьи.
Правительство:
5.10. Содействовать развитию предпринимательства молодежи, создавать условия, стимулирующие молодежь к ведению предпринимательской деятельности, профессиональному росту и социальной активности. Провести конкурс на лучший предпринимательский проект студенческой и учащейся молодежи.
5.11. Обеспечить выполнение программы "Молодой семье - доступное жилье", предусматривающей закрепление молодых специалистов на предприятиях и в организациях города.
Правительство и Профсоюзы:
5.12. В целях повышения правовой и экономической культуры молодых граждан систематически проводить занятия среди обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования по вопросам трудового законодательства, охраны труда, социального партнерства.
От Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
От московских объединений профсоюзов |
М.Д. Нагайцев |
От московских объединений работодателей |
Е.В. Панина |
11 декабря 2007 г.
г. Москва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей является правовой основой для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики города с учетом интересов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни системы социального партнерства города.
Установлены обязательства сторон в области развития экономики города, малого и среднего предпринимательства, обеспечения занятости населения, регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях, создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня, обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства, а также в области молодежной политики.
Так, согласно взятым обязательствам сторонами должно обеспечиваться увеличение объемов производства промышленной продукции организациями города не менее чем на 12 процентов по сравнению с предыдущим годом; недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 0,6 процента от численности экономически активного населения; сохранение для пенсионеров, детей-сирот, детей из многодетных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатного проезда; для студентов - льготного проезда; сохранение выплаты ежемесячных доплат неработающим пенсионерам и инвалидам в размерах, обеспечивающих им доходы не ниже прожиточного минимума, и др.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе Москве.
Неотъемлемой частью Трехстороннего Соглашения является Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2008 год, в соответствии с которым с 1 мая 2008 г. минимальная заработная плата устанавливается в размере 6800 рублей и с 1 сентября 2008 г. - в размере 7500 рублей.
Трехстороннее соглашение вступает в силу 1 января 2008 г. и действует до вступления в силу нового.
Московское трехстороннее соглашение на 2008 год от 11 декабря 2007 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
Соглашение вступает в силу 1 января 2008 г. и действует до вступления в силу нового
Текст Соглашения опубликован в газете "Тверская, 13" от 15 января 2008 г. N 3, в журнале "Московский бухгалтер", февраль 2008 г., N 3, февраль 2008 г., N 4 (в извлечении)
Настоящее соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2009 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей о внесении изменения в Московское трехстороннее соглашение на 2008 год